Легкий самолет с шасси на воздушной подушке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких самолетов с шасси на воздушной подушке безаэродромного базирования. Цель изобретения - повышение эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном режимах и повышение путевой управляемости на малых скоростях полета и при рулении на земле. Легкий самолет содержит фюзеляж 1, хвостовое оперение, крылья, шасси на воздушной подушке и силовую установку. Силовая установка включает двигатель 10 с закрепленным на нем винтом в кольцевом канале 12. Двигатель 10 закреплен на фюзеляже 1 с возможностью поворота относительно оси горизонтального шарнира 9. В наклонном положении двигателя 10 кольцевой канал 12 герметично состыкован с воздуховодом 18, разделяющимся на каналы 26, 27, по каналу 26 воздух подается в полость воздушной подушки, ограниченной гибким ограждением 28, убираемым в полете в фюзеляж 1 с помощью створок 29. Воздух, протекающий по каналу 27, расположенному в хвостовой части фюзеляжа 1 и заканчивающемуся поворотным соплом 30, используется для создания тяги. Поворотное сопло 30 позволяет управлять вектором тяги, что повышает путевую управляемость на малых скоростях полета и при рулении по земле. При неработающем двигателе 10 самолет стоит на земле на стойках 33, укрепленных на створках 29. 2 з.п.ф-лы. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (s!! 4 В 64 С 25/66

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3857682/40-63 (22) 19.02.85 (46) 30.09.89. Бюл. N - 36 (71) Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (72) О.А. Микоян, 10.В, Макаров и О.Н. Майоров (53) 629.7.02:629.7,027,24(088.8) (56) Патент ФРГ !! - 2540847, кл. В 60 V 1/08, 1979. (54) ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ С ШАССИ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (57) Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких самолетов с шасси на воздушной подушке без-. аэродромного базирования, Цель изобретения — повышение эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном режимах и повы шение путевой управляемости на малых скоростях полета и при рулении на земле. Легкий самолет содержит фюзеляж 1, хвостовое оперение, крылья, шасси на воздушной подушке и силовую

„„ЯО„„1511170 А 1 установку. Силовая установка включает двигатель 10 с закрепленным на нем винтом в кольцевом канале 12. Двигатель 10 закреплен на фюзеляже 1 с возможностью поворота относительно оси горизонтального шарнира 9. В наклонном положении двигателя 10 кольцевой канал 12 герметично состыкован с воздуховодом, разделяющимся на каналы 26, 27, По каналу 26 воздух. подается в полость воздушной подушки, ограниченной гибким ограждением 28, убираемым в полете в фюзеляж 1 с помощью створок 29, Воздух, протекающий по каналу 27, расположенному в хвостовой части фюзеляжа 1 и заканчивающемуся поворотным соплом 30, используется для создания тяги. Поворотное сопло 30 позволяет управлять вектором тяги, что повышает путевую управляемость на малых скоростях полета и при рулении по земле, При неработающем двигателе 10 самолет стоит на земле на стойках 33, укрепленных на створках 29. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

3 151117

Изобретение относится к. авиации и может быть использовано при разработке легких самолетов беэаэродромного базирования.

Цель изобретения — повышение эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном ре жимах и повышение путевой управляемости на малых скоростях полета и 10 при рулении на земле.

На фиг. 1 показан самолет с шасси на воздушной подушке (ШВП), вид сбоку; на фиг, 2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — створки поворотного сопла 15 в процессе торможения самолета; на фиг, 4 — вариант отклонения створок поворотного сопла в наружную сторону. (левый поворот при торможении); на фиг..5 — нейтральное положение створок 20 поворотного сопла, при котором создается тяга вперед; на фиг. 6 — вариант внутреннего отклонения створок пово-. ротного сопла (левый поворот при раз25 беге); на фиг, 7 — устройство шарнирной подвески двигателя с винтом в кольцевом канале и устройство кольцевого канала воздухозаборника воздуховода; на фиг. 8 — кинематическая схема привода створок фюзеляжа.

Легкий самолет с ШВП имеет фюзеляж 1, хвостовое оперение, состоящее из киля 2 с рулем 3 направления и стабилизатора 4 с рулем 5 высоты. Самолет имеет крыло 6 с злеронами 7. 35

Над фюзеляжем 1 на мотораме 8 с помощью горизонтального шарнира 9 установлен двигатель 10, на валу которогс установлен воздушный винт 11, заключенный в кольцевой канал 12, кото- 40 рый на кронштейнах 13 закреплен к картеру 14 двигателя 10. С помощью поворотного шарнирного механизма, включающего тяги 15, качалку 16 и тягу 17, связанную с рабоче-контроль- 45 ным органом в кабине пилота, двигатель 10 может устанавливаться в крайние положения А, Б и в промежуточ" ное В.

Внутри фюзеляжа 1 выполнен воэдуховод 18, который имеет кольцо 19 с герметическим уплотнением 20, выполненным до половины окружности, на которое ложится нижняя часть кольцевого канала 12 воздушного винта 11,—

Герметичность соединения верхней половины кольцевого канала 12 обеспечивается с помощью отбортовки 21, которая ложится на герметическое уплотнение 22, Дпя входа воздуха в воэдуховод !8 в фюзеляже 1 имеется воздухозаборник 23, который в полете закрыт створками 24, выполненными двухсекционными на подпружиненных шомпольных петлях 25. Нормальное положение подпружиненных створок 24— закрытое.

Воздуховод 18 разделяется на каналы 26 и 27, По каналу 26 воздух подается в воздушную подушку, установленную в районе центра масс самолета и образованную гибким ограждением 28, которое может иметь периферийную сопловую систему. Гибкое огражение 28 в полете убирается в нижнюю часть фюзеляжа 1 с помощью створок 29, которые при убранном гибком ограждении 28 герметично закрывают нижнюю часть фю-. зеляжа 1, Канал 27, проложенный в хвостовой части фюзеляжа 1, на конце оснащен поворотным соплом 30, выполненным, например, в виде двух поворачивающихся на вертикальном шарнире 31 створок 32, каждая из которых снабже-, на независимым приводом, Управление створками 32 находится в кабине пилота и может бытИ сблокировано с управлением. рулем 3 направления. Для стоянки на земле при неработающем двигателе 10 предусмотрены стойки 33, установленные на створках 29 ШВП.

Работа легкого самолета с ШВП осуществляется следующим образом, Перед запуском двигателя 10 самолет стоит на стойках 33. После запуска двигатель 10 устанавливается в наклонное положение Б. При этом створки 32 поворотного сопла 30 закрыты и самолет "висит на воздушной подушке над поверхностью земли, При разгоне створки 32 убраны вовнутрь (фиг,5), и выходящий воздух создает тягу вперед. При достижении скорости самолета, при которой на крыле возникает подъемная сила, равная примерно 807 от взлетного веса самолета, двигатель устанавливается в положение В, гибкое огражение 28 частично убирается, Скорость самолета увеличивается, и двигатель 10 устанавливается в положение А, подпружиненные створки 24 воэдухоэаборника 23 закрываются, Гибкое огражение 28 убирается полностью, закрываются створки 29 фюзеляжа и створки 32 поворзтного сопла 30, Далее самолет совершает полет, 1З11170

Перед посадкой открываются створки 39 выпускается гибкое огражде-, ние 28. Двигатель 10 устанавливается в положение Б, выводится на максимальные обороты и создается воздушная подушка. Самолет двигается на ШВП, Для торможения самолета открываются створки 32 поворотного сопла 30 в положение реверса тяги (фиг.3), После 10 остановки самолета створки 32 пово ротного сопла 30 закрываются оста" . навливается двигатель и самолет опускается на стойки 33, установленные на створках 29 1(1ВП, 15

Формула изобретения

1, Легкий самолет с шасси на воздушной подушке, оснащенный силовой 2р установкой, включающей двигатель с воздушным винтом в кольцевом канале, закрепленном на двигателе, и механизмом отклонения воздушной струи через снабженный отклоняемыми створками 25 воэдуховод в область воздушной подушки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном режимах и повышения путевой управляемостиi на малых скоростях полета и при рулении на земле, двигатель установлен на поворотном шарнирном механизме, обеспечивающем горизонтальное и наклонное положение двигателя, причем при наклонном положении кольцевой канал воздушного винта состыкован по периметру с воздуховодом, состоящим иэ двух ка налов, один из которых соединен с полостью воздушной подушки, а другой размещен в фюзеляже и оснащен на конце поворотным соплом.

2, Самолет по п. 1, о т л и ч а ющ и. и с я тем, что поворотный шарнирный механизм выполнен в виде двуплечего рычага, соединенного тягами с двигателем, установленным на мотораме посредством горизонтального шарнира.

3, Самолет по пп..1 и 2, о т л и - ч а ю шийся тем, что поворотное сопло выполнено в виде поворачиваю-. щейся относительно вертикальной оси пары управляемых створок, каждая иэкоторых снабжена независимым приводом.

15)1170

Фиг.9

Составитель К, Сухов

Редактор И. Касарда Техред И.Верес Корректор В, Кабаций

Заказ 5852/23 Тираж 397 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

«Ю

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101