Способ переключения двухпоточной передачи с двухпоточного режима на однопоточный и обратно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к тяговому, транспортному, сельскохозяйственному и специальному машиностроению, к тракторам, бульдозерам, трубоукладчикам и другим самоходным машинам с широким и расширенным диапазоном изменения скорости движения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности двухпоточной передачи за счет исключения относительного вращения сцепляемых звеньев суммирующего механизма при переключении на ходу. Способ переключения двухпоточной передачи заключается в том, что после расцепления звеньев планетарного механизма передачи осуществляют затормаживание, реверс и разгон регулируемого тягового двигателя, после чего осуществляют сцепление звеньев механизма в новой позиции. 2 ил.
ссиоз советских социдлистичесних
РЕспуБлин (19) (11) <51) В 60 К 17/12 госудА стненный комитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ пРИ Гкнт сссР (21) 4396358/30-11 (22) 25.03.88 (46) 15.11.89. Бюл. Р 42 (71) Научно-произв6дственное обьединение по тракторостроению "НЛТИ" (72) Г.В.Новиков (53) 629. » 3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ." 1276531, кл. В 60 K 17/10, 1985. (54) СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ лВУХПОТОЧНОЙ ПЕРЕ)1АЧИ С ДВУХПОТОЧНОГО РЕЖИМА
НА ОЛНОПОТОЧНЫИ И ОБРАТНО (57) Изобретение относится к тяговому, транспортному, сельскохозяйственному и специальному машиностроеИзобретение относится к тяговому и транспортному машиностроению, к тракторам, бульдозерам и т.п. самоходным машинам сельскохозяйственного, строительно-дорожного и специального назначения с широким диапазоном изменения скоростей.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности двухпоточной передачи за счет исключения относительного вращения сцепflReHblx звеньев суммирующего механизма при переключении на ходу.
На фиг. 1 показана принципиальная схема передачи; на фиг. 2 †.диаграмма скоростей.
На фиг. I изображена двухпоточная электромеханическая переключаемая
2 нию к тракторам бульдозерам трубоукладчикам и другим самоходным машинам с широким и расширенным диапазоном изменения скорости движения. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности двухпоточной передачи эа счет исключения относительного вращения сцепляемых звеньев суммирующего механизма при переключении на ходу, Способ переключения двухпоточной передачи заключается в том, что после расцепления звеньев планетарного механизма передачи осуществляют затормаживание, реверс и разгон регулируемого тягового двигателя, после чего осуществляют сцепление звеньев механизма в новой позиции. 2 ил. передача 1, включающая планетарный механизм 2 и электрическую передачу, состоящую иэ генератора 3, регулятора 4 частоты вращения, двигателя 5 и системы 6 управления.
Генератор 3 связан передачей с, тепловым двигателем 7, а двигатель
5 — с коронной шестерней 8 механизма
2. Солнечная шестерня 9 связана с валом 10 подвижно и может перемещаться в осевом направлении. Перемещение обеспечивает устройство 11, связанное с устройством 12 управления переключением. Водило 13 механизма 2 имеет зубчатый венец 14. шестерня 9 способна.под действием устройства 11, . перемещаясь, выйти из зацепления с валом .0 и войти в зацепление с вен3 1521624 цом 14 водила 13, не выходя из зацепления с сателлитами 15.
Таким образом, механизм 2 может быть переключен из дифференциального суммирующего состояния в состояние редуктора с постоянным передаточным отношением между двигателем 5 и водилом 13, а передача - из двухпоточной 10 в однопоточную электрическую. При этом тяговое средство."переключается из обычного режима работы в режим ходоуменьшения.
Обратное переключение выполняется в обратном порядке.
При более сложно", чем на фиг. конструкции планетарного механизма могут иметь место и другие соединения звеньев. 20
На фиг. 2 изображена диаграмма скоростей звеньев планетарной дифференциальной передачи для этого случая переключения планетарного механизма.
Скорость движения движителей про- 2 порциональна частоте вращения Я„ водила 13 механизма 2. В двухпоточном режиме последняя является алгебраической суммой частот вращения Я, первичного двигателя 7 и 63< шестерни 8, пропорциональной .частоте вращения Я двигателя 5. Положительными для двигателя 5 считаем значения,совпадающие по направлению с 03 „.
На низшей скорости двухпоточного режима, соответствующей точке А, час" З5 тота вращения двигателя 5 отрицательна.
В однопоточном режиме работы частота вращения водила 13 определяется только частотой вращения двигателя
5 (положительной по направлению), причем максимальному ее значению соответствует та же точка Л на диаграмме.
Таким образом, как следует из диаграммы, совпадение частот враще- ния звеньев 9 и 10 механизма 2 в. двухпоточном режиме и звеньев 9 и 13 в однопоточном при скорости переключения в окрестностях точки А диаграм- 50 мы скоростей соответствует максимальной или близкой к ней частоте вращения двигателя 5 в отрицательном для первого режима и положительном для второго направлении, Переключение осуществляетсл следующим образом.
Устройство 12 управления переключением по команде водителя воздействует на устройство 11, и последнее сдвигает шестерню 9 и расцепляет звенья механизма 2. После этого устройство управления 12 воздействует на систему управления б регулятора 4 частоты вращения электрического тягового двигателя 5. По его сигналу система 6 управления осуществляет из-. менение частоты вращения, например затормаживание, реверс и разгон двигателя 5 в направлении, противоположном первоначальному. Вследствие этого аналогично меняется частота вращения солнечной шестерни 9, которая на любой стадии переключения связана посредством сателлитов 15 и коронной шестерни 8 с валом электрического тяго" вого двигателя 5. Благодаря этому частота вращения шестерни 9 сближается по величине при одинаковом направлении вращения с частотой вращения водила 13, что позволяет завершить переключение механизма 2 при незначительном расхождении частот вращения звеньев 8 и 9.
После разгона двигателя 5 устройство 12 управления переключением дает команду устройству 11 закончить перемещение шестерни 9 до сцепления ее зубьев с зубьями венца 14 водила
13, что и заканчивает переключение механизма 2 из дифференциального состояния в состояние редуктора.
После переключения работа двухпоточной передачи продолжается в новом однопоточном режиме электрической передачи, а тяговое средство продолжает работать в режиме ходоуменьшения.
Обратное переключение производится точно так же, но в обратном порядке. Вначале шестерня 9 выводится из зацепления с венцом 14 водила 13, затем производится затормаживание, реверс и разгон двигателя 5. При этом частота вращения шестерни 9 меняется и сближается с частотой .вращения вала
10 и шестерня 9 вводится в зацепление с валом 10. Механизм 2 возвращается в дифференциальное состояние, трансмиссия переходит из однопоточного в двухпоточный режим электромеханической передачи, а тяговое средствоиз режима ходоуменьшения в обычный режим движения.
Подобным же образом производится переключение любых других звеньев планетарного механизма, причем, если точка переключения на диаграмме скоростей лежит между точками А и Б, то изменяется только величина частоты вращения двигателя 5 (направление его вращения не изменяется). изобретения
Формула
Способ переключения двухпоточной передачи с двухпоточного режима на однопоточный и обратно, заключающийся в расцеплении звена суммирующего ;р
5 15216
После любого из переключений работа системы продолжается без каких-либо дополнительных воздействий.
24 6 механизма, связанного с одним каналом передачи мощности, с этим каналом и последующем сцеплении этого звена со звеном суммирующего механизма, связанным с потребителем, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и. долговечности двухпоточной перерачи за счет исключения относительного вращения сцепляемых звеньев суммирующего механизма при переключении на ходу, после расцепления изменяют частоту вращения или частоту и направление вращения звена суммирующего механизма, связанного с другим каналом передачи мощности, до совпадения частот и направления вращения сцепляемых затем звеньев суммирующего механиэ" ма.
152162
Тираж 528
Подписное
Заказ 6792/17
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г,ужгород, ул.Гагарина, 191
Редактор Л. Веселовская
Составитель С,Белоусько
Техред Л. Сердюкова Корректор О.Кравцова