Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента в валопроводе гребного винта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может найти применение в экспериментальной гидромеханике. Целью изобретения является повышение экономичности и надежности. Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента содержит измеритель момента, выполненный в виде дифференциальной передачи, в которой водило 5 воспринимает усилие, возникающее в зацеплении, пропорциональное крутящему моменту, и посредством тяги передает на датчик, измеритель осевого усилия, состоящий из блока радиально-упорных подшипников 11 в обойме 12, установленных на валу 2 и зафиксированных гайкой 13, воспринимающих осевое усилие, возникающее на валу, которое посредством рычага 16 и тяги 18 передается на датчик 19. Датчики 10 и 19 расположены снаружи на корпусе устройства, что позволяет использовать серийно выпускаемые силоизмерительные датчики. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (и) (5))4 0 01 Ь 3 14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMY СВИДЕТЬ 1ЬСТВУ

t()ue.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4240345/24-1 0 (22) 05.05.87 (46) 30.11.89. Бюл. Р 44 (7l) Одесское высшее инженерное морское училище им.Ленинского комсомола (72) С.А,Ластовецкий, А,Г.Милов и Л. Н. Смоленченко (53) 531.781 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 214159, кл. G 01 Ь 3/14, 1966 °

Авторское свидетельство СССР

У 284366, кл. G 01 L l/04, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА В

ВАЛОПРОВОДЕ ГРЕБНОГО ВИНТА (57) Изобретение относится к силоизмерительной технике и может найти применение в экспериментальной гидромеханике, Целью изобретения является повьш)ение экономичности и надеж-, ности. Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента содержит измеритель момента, выполненный в виде дифференциальной передачи, в которой водило 5 воспринимает усилие, возникающее в зацеплении, пропорциональное крутящему моменту, и посредством тяги передает на датчик измеритель осевого усилия, состоящий из блока радиально-упорных подшипников ll в обойме 12, установленных на валу 2 и зафиксированных гайкой 13, воспринимающих осевое усилие, возникающее на валу, которое посредством рычага 16 и тяги 18 передается на датчик 19 ° Датчики расположены снаружи Ha корпусе устройства, что позволяет использовать серийно выпускаемые силоизмерительные датчики. 3 ил.

1525496

Изобретение относится к силоизмерительной технике н может быть использовано: в экспериментальной гидройеханике при испытаниях самоходных моде- 5 лей пудов.

Цель" изобретения — повышение экономичности и надежности за счет использования в качестве чувствительных элементов серийно выпускаемые силоиэмерительные датчики.

На фиг.1 представлено предлагаемое устройство для измерения осевой силы и крутящего момента гребного винта, продольный разрез; на фиг. 2 — раз-- 15 реэ А-А на фиг.1; на фиг,3 — сечение Б-Б на фиг.1.

Устройство содержит узел для измерения крутящего момента, состоящий из ведущей 1 и ведомой 2 вал-шесте- 20 рен, шестерни сателлита 3, установленной на оси 4 водила 5, имеющего возможность свободного вращения на втулках подшипников 6, образующих дифференциальную передачу, оси 7 25 водила 5, установленной симметрично оси 4, проушины 8, тяги 9, датчика

10, узел для измерения осевой силы (упора гребного винта), состоящий из блока радиально-упорных подшипников

11, в обойме 12 зафиксированных гайкой 13 на ведомом валу 2, установленном в подшипниках 6 и 14 скольжения, цапф 15 рычага с вилкой 16, опоры

17, тяги 18 и датчика 19. = 35

Устройство для измерения осевой силы и крутящего момента гребного винта является частью валопровода самоходной модели судна. Ведущий 40 вал 1 посредством муфты соединяется с двигателем, на ведомому валу 2 устанавльпзается гребной винт. Крутящий момент передается от ведущего вала 1 к ведомому валу 2 через сател- 45 лит 3. При отсутствии нагрузки на ведомом валу 2 угловые скорости валов

1 и 2 равны, если к ведомому валу 2 прикладывается нагрузка момент на нем возрастает и угловая скорость должна уменьшиться, но этого не происходит, так как водило 5 жестко соединено с датчиком 10 посредством тяги

9, возникающая при этом в зубчатом зацеплении окружная сила, пропорцио нальная крутящему моменту, воспринимается водилом 5 и тягой 9 передается на датчик 10. Ведомый вал 2, установленный в подшипниках :6 и 14 скольжения имеет возможность перемещения в осевом направлении, осевое усилие, возникающее в результате действия гребного винта, воспринимается блоком радиально-упррных подшипников 11, внутренние кольца которых вращаются вместе с валом 2, а наружные закреплены в невращающейся обойме 12, которая жестко связана с датчиком 1 9 посредством рычага с вилкой 16 и тяги 18, таким образом вал

2 остается неподвижным в осевом йапрввлении, а усилие воспринимается датчиком 19.

Формула изобретения

Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента в эалопроводе гребного винта, содержащее измеритель крутящего момента и измеритель осевого усилия, связанные с валопроводом, о т л и ч а ю щ е е— с я тем» что, с целью повышения надежности и экономичности, измеритель крутящего момента выполнен в виде дифференциальной передачи, связанной с валопроводом двумя вал-шестернями, водило которой через тягу связано с датчиком, измеритель осевого усилия выполнен в виде блока радиально-упорных подшипников в обойме, установленной на ведомой вал-шестерне, которая закреплена в подшипниках скольжения с возможностью перемещения, а обойма снабжена охватывающей

|ее вилкой с тягой, связанной через рычаг с датчиком.

1525496

Фиг.2

Составитель Э. Шумилова

Редактор Н. Киштулинец Техред Л. Сердюкова Корректор С.Черни

Заказ 7211/34 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарин», 101