Фрикционная муфта с жидкостным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для передачи крутящего момента транспортных средств. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем снижения гидродинамического сопротивления направляющих при трении о жидкость. Фрикционная муфта содержит маховик 1, на котором жестко закреплен картер 2, выполненный в виде емкости для смазочной жидкости (СЖ) 21. Нажимной диск 4, промежуточный диск 5, ведомые 6 и 7 фрикционные диски, а также направляющие трубки (НТ) 11 для подачи СЖ 21 расположены внутри картера 2. Наружные концы НТ 11 соединены полым кольцом (ПК) 12, в котором выполнены сквозные отверстия, сообщающиеся через полость кольца с НТ 11. При вращении картера 2 Ж 21 под действием давления от центробежных сил поступает через сквозные отверстия во внутренний канал 13 ПК 12 и НТ 11 и подается к фрикционным дискам 6 и 7, обеспечивая их смазку. Соединение наружных концов НТ 11 полым кольцом 12 снижает гидродинамическое сопротивление, возникающее при трении НТ 11 о СЖ 21. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 D 13/72
В.ЕОЮР."
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
:! 1ã.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А ВТОРСНОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (2) ) 4336782/30-27 (22) 02.11,87 (46) 23.12.89. Бюл, В 47 (71) Чебоксарский агрегатный завод им. XXIV съезда КПСС (72) Л.П. Кузнецов, С.Г. Терентьев и С.И. Кириллов (53) 62)т825,54(088.8) (56) Заявка Японии Ф 59-32696, кл, F 16 D )3/74, 1984, (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ЖИДКОСТНЬ)М
ОХЛАЖДЕНИЕМ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для передачи крутящего момента транспортных средств, Цель изобретения улучшение эксплуатационных качеств путем снижения гидродинамического сопротивления направляющих при трении о жидкость, Фрикционная муфта содержит маховик 1, на котором жест„„SU„„! 530864 А1
2 ко закреплен картер 2, выполненный в виде емкости для смазочной жидкости (СЖ) 2). Нажимной диск 4, промежуточный диск 5, ведомые 6 и 7 фрикционные диски, а также направляющие трубки (НТ) 11 для подачи СЖ 21 расположены внутри картера 2. Наружные концы
НТ !1 соединены полым кольцом (ПК)
12, в котором выполнены сквозные отверстия, сообщающиеся через полость кольца с НТ 11. При вращении картера
2 СЖ 21 под действием давления от центробежных сил поступает через сквозные отверстия во внутренний канал 13 ПК 12 и НТ 11 и подается к
Жрикционным дискам 6 и 7, обеспечивая их смазку. Соединение наружных концов HT 11 полым кольцом 12 снижает гидродинамическое сопротивление, возникающее при трении НТ 1) о СЖ
21. 2 ил.
1 53 0864
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента транспортных средс тв, преимущественно тяжелонагруженных тракторов.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств путем снижения гидродинамическ ого сопротивления направляющих при трении о смазочную жидкость.
На фиг, 1 показана фрикционная муфта, продольный разрез; на фиг. 2сечение А-А на фиг. l .
Фрикционная муфта с жидкостным охлаждением содержит маховик 1 с. жестко закрепленным на нем картером
2. Внутри картера 2 установлены подпружиненные по оси диафрагменной пружиной 3 нажимной 4, промежуточный
5 и два ведомых 6 и 7 диски. Ведомые диски 6 и 7 установлены на валу 8.
На кронштейне 9 установлена муфта 10 выключения, на которой жестко закреплены направляющие трубки 11, внешние 25 концы которых соединены между собой полым кольцом 12. Кольцо 12 образует внутренний канал 13, который с помощью отверстий 14, выполненных в коль» це !2, соединяется с направляющими 30 трубками 1!. На боковых и наружной стенках кольца 12 выполнены отверстия
15 ° Вну1ренние концы направляющих трубок 1! с помощью отверстий 16, выполненных в муфте 10 выключения, соединены с кольцевым каналом 17 и отверстиями !8, выполненными в кронштейне 9. Ведомые диски Ь и 7 фрикционной муфты имеют отверстия 19, а на накладках 20 выполнены масляные каналы (не показаны), Внутрь картера
2 залита смазочная жидкость 21. Герметичность муфты обеспечивается манжетами 22 и 23, установленными на картере 2 и маховике 1, а также уп- 45 лотнительными кольцами 24 и 25 на муфте 10 выключения. Объем жидкости
21 выбирается так, что внешние концы направляющих трубок 11 находятся вне максимального слоя жидкости 21 в картере 2, образующегося при его вращении.
Фрикциоиная муфта работает следующим образом.
Во включенном положении нажимной
4, промежуточный 5 и ведомые 6 и 7 диски поджаты диафрагменной пружиной
3 к маховику !. При вращении фрикционной муфты под действием центробежной силы жидкость 21 заполняет картер
2, При этом под действием давления, возникающего от центробежных сил, жидкость 21 через отверстия 15 в боковых и наружной стенках кольца 13 заполняет внутренний канал 13. Иэ канала 13 жидкость 21 поступает через отверстия 14 в направляющие трубки
11, по которым подводится к муфте
10 выключения, имеющей отверстия 16 и кольцевой канал 17 ° Наличие кольцевого канала 17 позволяет жидкости 21 поступать в отверстия 18 кронштейна
9 как при включенной, так и при выключенной фрикционной муфте.
Выключение фрикционной муфты осуществляется перемещением муфты 10 выключения в направлении к маховику
I по кронштейну 9. Ширина кольцевого канала 17 выбирается так, что в выключенном положении фрикционной муфты отверстия 16 и 18 соединены кольцевым каналом 17. Из отверстия 18 жидкость 21 поступает в зазор между валом 8 и кронштейном 9, откуда подается к накладкам 20 ведомых дисков 6 и 7. Подвод жидкости 21 к накладкам
20, прилегающим к промежуточному диску 5 и маховику 1, осуществляется по отверстиям 19 в основании ведомых дисков 6 и 7.
Формула и э о б р е т е н и я
Фрикционная муфта с жидкостным охлаждением, содержащая маховик с жестко закрепленным на нем картером, выполненным в виде емкости для смазочной жидкости, ведущие и ведомые фрикционные диски, а также неподвижно установленные внутри картера элементы для подачи смазочной жидкости к фрикционным дискам, выполненные в виде направляющих трубок, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения гидродннамического сопротивления, она снабжена соединенным с наружными концами направляющих трубок полым кольцом со сквозными отверстиями, сообщающимися через полость кольца с направляющими трубками, при этом наружные концы направляющих трубок расположены вне максимального уровня слоя жидкости в к р1 тере, образующегося при его вращении.
1530864
1$
Фиг 2
Составитель А, Чернышев
Редактор И. Дербак Техред M.Кзданиц Корректор А, Обручар
Заказ 7926/38 Тираж 721 Подпис но е
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и. открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно -издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101