Авторулевой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автоматическому управлению курсом судна и решает задачу улучшения эксплуатационных возможностей путем увеличения точности перекладки руля и устойчивости судно-авторулевой. Авторулевой содержит сельсин-приемник 1 гирокомпаса, механический дифференциал 2 со штурвалом 3, датчик курса 4, переключатель 5 с трансформатором 6, первый фазочувствительный выпрямитель 7, делитель напряжения 8, дифференцирующее 9 и интегрирующее 10 устройства, сумматор 11, модулятор 12, усилитель 13, двигатель 14, датчик насоса 15 с вторым фазочувствительным выпрямителем 18, рулевую машину 16 и датчик руля 17 с третьим фазочувствительным выпрямителем 19 с соответствующими связями. Введение трех фазочувствительных выпрямителей, трансформатора, переключателя, делителя напряжения, сумматора и модулятора с соответствующими связями приводит к увеличению точности перекладки руля и устойчивости системы судно-авторулевой. 1 ил.
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (1% (И) Al (51) 5 В 63 Н 25/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Г
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfYHRM
ПРИ ГННТ СССР (21) 4466234/40-11 (22) 27.06.88 (46) 07.01.96. 5юл. И 1 (72) Д.Н.Мордовченко, Н.В.Ожерельев и С.Е.Чихринов (Я) 629. 12.014.6 (088.8) (56) Техническая эксплуатация авторулевых, l980, с.12-14,62. (54) АВТОРУЛЕВОЙ (57) Изобретение относится к автоматическому управлению курсом судна и решает задачу улучшения эксплуатационных возможностей путем увеличения точности перекладки руля и устойчивости судно-авторулевой. Авторулевой содержит сельсин-приемник 1 гирокомпаса, механический дифференциал 2
2 со штурвалом 3, датчик курса 4, переключатель 5 с трансформатором б, первый фазочувствительный выпрямитель
7, делитель напряжения 8, дифференцирующее 9 и интегрирующее 10 устройства, сумматор 11, модулятор 12, уси" литель 13, двигатель 14, датчик насоса 15 с вторым фазочувствительным выпрямителем 18, рулевую машину 16 и датчик руля 17 с третьим фазочувствительным выпрямителем 19 с соответствующими связями. Введение трех фазочувствительных выпрямителей, трансФорматора, переключателя, делителя напряжения, сумматора и модулятора с соответствующими связями приводит ср к увеличению точности перекладки руля и устойчивости системы судно.-авторулевой. 1 ил.
1533950
Изобретение относится к автомати- ческому управлению курсом судна, а именно к авторулевым.
Цель изобретения - улучшение экс5 плуатационных качеств путем повышения точности перекладки руля и устойчивости системы судно-авторулевой.
На чертеже приведена блок-схема авторулевого, 1О
Авторулевой состоит из сельсинаприемника 1 гирокомпаса, кинетически связанного через дифференциал 2 со штурвалом 3 и датчиком 4 курса, обмотка возбуждения которого через переключатель 5 соединена с трансформатором 6, а на выход подключен
Первый фазочувствительный выпрямитель 7, который соединен с делителем
8 напряжения, выход послецнего через переключатель 5 соединен с входами дифференцируащего 9 и интегрирующего
10 устройств, причем выхоц дифференцирующего устройства 9 подключен на второй, а выход делителя 8 на тре- 25 тий вход сумматора 11., а интегрирующего устройства 10 на четвертый вход сумматора 11. Выход последнего через модулятор 12 подключен на вход усилителя 13, выход которого соединен с исполнительным двигателем 14, кинематически связанным с датчиком 15 насоса и управляющим органом рулевой машины 16, кинематически связанной с баллером руля и датчиком 17 руля.
На первый и пятый входы сумматора 11 подключены соответственно выходы второго 18 и третьего 19 фазочувствительного выпрямителей, входы которых соединены с выходами датчика 15 насоса и датчика 17 руля.
Авторулевой работает следующим образом.
При отклонении судна от курса сельсин-приемник 1 через механичес- 4 кий дифференциал 2 разворачивает датчик 4 курса. штурвал 3 служит для введения поправок к курсу„ Сигнал с датчика 4 курса поступает на Фазочувствительный выпрямитель 7, где сигнал переменного тока определенной
Фазы преобразуется в сигнал постоянного тока определенной полярности, которая зависит от отклонения от курса (например, отклонение вправо (+), влево (-). Выпрямленный сигнал поступает на делитель 8, который через переключатель 5 связаí с входами дифференцирующего 9 и интегрирующе-. го 10 устройств. Через этот же переключатель 5 изменяется напряжение питания датчика 4, который соединен со секционированной обмоткой трансформатора 6. Причем при увеличении напряжения питания датчика 4 увеличивается его выходное напряжение, но одновременно через переключатель
5 с делителя 8 напряжения снимается напряжение, которое было до увеличения напряжения питания. Таким образом, коэффициент передачи дифференцирующего и интегрирующего устройств остается неизменным при изменении коэффициента передачи датчика 4 курса. Это позволяет увеличить устойчивость системы судно-авторулевой.
Сигналы с делителя 8 напряжения, дифференцирующего и интегрирующего
10 устройств поступают на второй, третий и четвертый входы сумматора
11. Суммарный сигнал с выхода сумматора 11 через модулятор 12 поступает на усилитель 13 ° Усиленный сигнал подается на двигатель 14, который начинает поворачивать управляющий орган рулевой машины 16 и датчик
15 насоса. Рулевая машина 16 поворачивает баллер руля и датчик 17 руля.
Сигналы с датчиков насоса 15 и руля
17 поступают на входы второго 18 и третьего 19 Фазочувствительных выпрямителей, которые подключены соответственно на первый и пятый входы сумматора 11. Руль перекладывается до тех пор, пока сигналы на входе сумматора не равны. Так как сложение сигналов происходит на постоянном токе, то точность перекладки руля увеличивается, потому, что соответствуют фаэовые и амплитудные искажения. Под действием руля судно. начинает возвращаться на заданный курс.
По сравнению с известным предлагаемый авторулевой обладает техникоэкономическими преимуществами: увеличена устойчивость системы судно-авторулевой за счет того, что при изменении коэффициента передачи датчика курса, коэффициенты передачи дифференцирующего и интегрирующего устройств не изменяются, кроме того, увеличена точность перекладки руля за счет сложения сигналов на постоянном токе.
Составитель Е. Кудрявцева
Редактор И.Бланар Техред Л.Сердюкова Корректор Т.Палий
Заказ 17 Тираж 358 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по-изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. Й/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, 101
153
Формула изобретения
Авторулевой, содержащий сельсинприемник гирокомпаса, кинематически связанный через дифференциал со штурвалом и датчиком курса, дифференцирующее и интегрирующее устройства и усилитель, выход которого соединен с исполнительным двигателем, который кинематически связан с датчиком насоса и управляющим органом рулевой . машины, кинематически связанной с баллером руля и датчиком руля, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем увеличения точности перекладки руля и устойчивости системы судно-авторулевой, он снабжен тремя фаэочувствительными выпрямителями, трансформатором, делителем напряжения, переключателем, сумматором и модуля- ., тором, при этом датчик курса подключен к секционированной обмотке транс3950
6 форматора через переключатель, а выход датчика курса подключен к входу первого фазочувствительного выпрями5 теля, к выходу которого подключен делитель напряжения, который через переключатель соединен с входами дифференцирующего и интегрирующего устройств, при этом вход второго фаэочувствительного выпрямителя соединен с выходом датчика насоса, а его выход связан с первым входом сумматора, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходами дифференцирующего устройства и делителя напряжения, а четвертый и пятый входы сумматора подключены соответственно к выходам интегрирующего устройства и третьего фазочувствительного выпрямите20 ля, а выход сумматора через модулятор соединен с входом усилителя, при этом вход третьего фаэочувствительного выпрямителя соединен с датчиком руля.