Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования электродвигателя постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока, обмотка якоря которого подключена к реверсивному преобразователю включающему выпрямители 2 и 3. Электропривод так же содержит регуляторы 5 и 6 тока и скорости, датчики 15 и 16 напряжения и тока, блок 18 сравнения, входы которого соединены с выходами регулятора 6 скорости и датчика 15 напряжения. Выход блока 22 запрета подключен к управляющему входу ключа 20, включенного между выходом блока 18 и входом триггера 19. Электропривод позволяет сформировать в первом и четвертом квадрантах круто падающую механическую характеристику и исключить переход рабочей точки из первого квадранта во второй. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) I

А1 (51}5 Н 02 Р 5/06 описания иэовряткниЯ

H А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4362392/24-07 (22) 10.12.87 (46} 07.01.90, Бюл. e (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования (72) В.Н,Чумичев, А.В.Гедеонов, Г,И.Шустова и В.В.Мосунов (53) 621 ° 316.718.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 156988, кл, Н 02 P 5/06, 1963.

Выпрямители серии ТПЕ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ИЖКМ 43541!.012 ТО, 1985.

2 (54 ) 3JIHKTPOflPHBOg (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования электродвигателя постоянного тока с потенциальньм моментом нагрузки. Целью изобретения является повьппение надежности. Электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока, обмотка якоря которого подключена к реверсивному преобразователю, включающему выпрямители 2 и 3.

Электропривод также содержит регуляторы 5 и 6 тока и скорости, датчики

15 и 16 напряжения тока, блок 18 срав нения, входы которого соединенм с вы!

534723 ходами регулитора б скорости и датчика 15.напряжения, Выходы блока 22 заг1рета подключен к управляющему входу ключа 20, включенного между выходом блока 18 и входом триггера 19, Изббретеиие относится к электротехнике и может быть использовано угля регулирования электродвигателей постоянного тока с потенциальным моь1ентом нагрузки, Цель изобретения — повышение на1 ежности и производительности электропривода, На чертеже приведена схема элекФропривода.

Электропривод содержит электро- двигатель 1 постоянного тока„ обмотка якоря которого подключена к реверСивному тиристорному преобразователю, 25 включающему выпрямители 2 и 3, а обмотка 4 возбуждения подключена к источнику питания, регулятор 5 тока и регулятор 6 скорости, включающий в гребя последовательно соединенные инвертирующие пропорциональные усили тели 7 и 8, выходы которых через первый 9 и второй 10 ключи соединены с ,первым входом регулятора 5 тока, первый ll и второй 12 формирователи имПульсов, выходы которых подключены к

Цепям управления соотг- тствующих выпрямителей 2 и 3 преобразователя, блок 13 импульсно-фазового управления, выход которого соединен с первыми вхо40 дами формирователей 11 и 12 импульсов, а вход подключен к выходу регулятора 5 тока, задатчик 14 режима работы, датчик 15 напряжения и датчик

16 тока, выходы которых соединены со- 45 ответственно с первым и вторым входами регулятора 5 тока. Между выходом задатчика 14 режима работы и п ..рвим входом регулитора 6 скорости может быть включен задатчик 17 ннтенсивнос50 ти. Электропривод также включает пороговый блок 18 сравнения, входы которого соединены соответственно с выходом первого усили еля 7 регулятора скорости и выходом датчика 15 напряжения, триггер 19, первый вход которого сое- 5

55 динен с прямым выходом порогового блока 1 8 сравнения непосредственно, а второй вход подключен к инверсному

Электропривод позволяет сформировать в первом и четвертом квадрантах круто падающую механическую характеристику и исключить переход рабочей точки из первого квадранта во второй, 1 ил. выходу порогового блока сравнения через третий ключ 20, прямой и инверсный выходы триггера 19 соединены с управляющими входами соответственно первого 9 и второго 10 ключей и вторыми входами соответственно второго 12 и первого 11 формирователей импульсов, блок 2! питания, блок 22 запрета, выход которого подключен к управляющему входу третьего ключа 20, а первый вход соединен; с инверсным выходом порогового блока 18 сравнения, четвертый 23 и пятый 24 ключи, управляющие входы которых соединены с выходом за-, датчика 14 режима работы. При этом четвертый ключ 23 включен между выходом блока 21 питания и вторым вхо" дом блока 22 запрета, а пятый ключ 24 включен между выходом даТчика 16 тока и третьич входом регулятора 6 скорос-. ти.

Электропровод работает следующим образом, При подъеме и опускании грейфера электропривод поддЕрживающей лебедки формирует жесткие механические характеристики в функции аналогового сигнала на выходе задатчика 14 режима работы, Сигналы на выходах задатчика 14 равны логическому нулю, и ключи 23 и 24 разомкнуты. В первом и четвертом квадрантах на прямом выходе блока 18 сравнения сигнал ранен логической единице, и триггер 19 замыкает ключ 9 и разрешает работу формирователя 12, который управляет тиристорами выпрямителя 3, Во втором и третьем квадрантах сигйал логической единицы появляется на инверсном выходе блока 18 ичерез замкнутый ключ 20 поступает на вход триг- гера 19, при этом последний замыкает ключ 10 и разрешает работу формирователю 11 выпрямителя 2, В режиме зачерпывания грейфера поддерживающаяя лебедка должна иметь крутую падающую механическую характеристику в первом и четвертом квадрантах, пересекающую ось абсцисс (момента) при

1534 723 моменте на валу двигателя 10-20Х номинального, что не мешает углублению грейфера в сыпучий материал (работа в четвертом квадранте) и позволяет выбирать слабину каната (первого квадранта), В этом режиме работы сигналы на выходах задатчика 14 режима работы равны логической единице, а ключи 23 и 24 замкнуты. На первом выхо- )11 де задатчика 14 аналоговый сигнал задает скорость холостого хода, В регуляторе 6 скорости из этого сигнала вычитаются сигналы обратной связи по напряжению и току, Подключение дат- 15 . чика 16 тока к входу регулятора 6 скорости позволяет получить (сформировать) круто падающую механическую характеристику. При выборе слабины каната в момент натяжения последнего 20 сумма отрицательных сигналов датчика !5 напряжения и датчика 16 тока окажется больше положительного -сигна4 ла от задатчика 14 из-за роста сигнала отрицательной обратной связи по то-25 ку, что приведет к изменению знака сигнала на выходе усилителя 7 и к. срабатыванию блока 18 сравнения,что должно привести к изменению режима работы привода из двигательного (первый квад 30 рант) в генераторный (второй квадрант), 1

Однако в режжке зачерпывания грей" фера переход рабочей точки из первого квадранта во второй привел бы к рабо-. те электропривода в режиме автоколебаний, что отрицательно сказалось бы на долговечности и надежности работы электропривода и механизма поддверживающей лебедки, а также привел бы при работе подцерживающей лебедки в гене" раторном режиме к резкому ее торможению и существенному ухудшению заполнения грейфера, что значительно снизипо бы производительность электро привода в целом, Для исключения последнего в режиме зачерпывания грейфера запрещается переход рабочей точки из первого квад-Ы ранта во второй, Замыкание ключа 23 приводит к появлению на выходе бло ка 22 ЗАПРЕТА сигнала логического нуля, при этом ключ 20 размыкается, и срабатывание блока 18 сравнения не ведет к перебросу триггера 19, который оставляет включенньм ключ 9 и формирователь 12 выпрямителя 3, оставляя рабочую точку в первом квадранте.

Так ю образом, предлагаемый электропривод позволяет в режиме зачерпывания грейфера сформировать в пер вом и четвертом квадрантах круто падающую механическую характеристику и исключить переход рабочей точки из первого квадранта во второй, что повышает надежность и производитель- . ность, Формула изобретения

Элек троп ривод, содержащий электро,двигатель постоянного тока, обмотка якоря которого подключена к реверсивному тиристорному преобразователю, регулятор тока и регулятор скорости, включающий в себя последовательно соединенные инвертирующие пропорциональные усилители, выходы которых через первый и второй ключи соединены с первым входом регулятора тока, первый и второй формирователи импульсов, выходы которых подключены к це" пям управления тиристоров соответствующих выпрямителей реверсивного тиристорного преобразователя, блок импульсно-фазового управления, выход которого соединен с первыми входами формирователей импульсов, а вход подключен к выходу регулятора тока, задатчика режима работы, датчик напряжения и датчик тока, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами регулятора скорости и вторьи входом регулятора тока, пороговый блок сравнения, входы которого соединены соответственно с выходом первого усилителя регулятора скорости и вы" ходом датчика напряжения, триггер, первый вход которого соединен с прямым выходом порогового блока сравнения непосредственно, а второй вход .подключен к инверсному выходу порогового блока сравнения через третий ключ, прямой и инверсный выходы триггера соединены с управляющими.-.входами соответственно первого и второго ключей и вторыми входами соответственно второго и первого формирователей импульсов, блок питания, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения надежности, в него введены блок запрета, выход которого подключен к управляющему входу третьего ключа, а первый вход соединен с инверсным выходом порогового блока сравнения, четвертый и пятый ключи, управляющие входы которых соединены с выхо 1534723

Составитель В.Трофименко

Техред И.Дидык

Ф

Корректор М.Кучерявая

Редактор Н,Тупица

Заказ 55 Тираж 451 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наф., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 дам задатчика. режима работы, причем четвертый ключ включен между выходом блока питания и вторым входом блока запрета, а пятый ключ включен между выходом датчика тока и третьим входом регулятора скорости.