Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях колесных машин. Цель изобретения - повышение эффективности работ при движении по неровностям. В самоблокирующемся дифференциале транспортного средства, содержащем корпус 1, связанный с неподвижной в осевом направлении ведущей кулачковой полумуфтой 2 и подпружиненной к ней ведомой подвижной кулачковой полумуфтой 3, а также узел отвода полумуфт в виде смонтированного с возможностью вращения на ведущей полумуфте опорного кольца 7 с выступами, взаимодействующими со штифом, закрепленным на торце одного из кулачков ведомой полумуфты, связь ведомой полумуфты с полуосью осуществляется посредством закрепленных на цилиндрической поверхности полуоси диаметрально противоположных выступов 11, расположенных с зазором в пазах 8, выполненных на боковой поверхности ведомой полумуфты, причем пазы имеют три сопряженных участка, средний расположен под прямым углом к оси муфты, а два крайних - под острым. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Л0„„1539085 (51)5 В 60 К 17/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

{ 21) 425817/3.1-11, (22) 12.05.88 (46) 30.01.90. Бюл. Г ч (71) Белорусский политехнический институт (72) А.Т.Скойбеда, А.А.Зенькович, Н.И.Ящук, А.С.Белькович и И.И.Комяк (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и" 770863, кл. -В 60 К 17/20, 1980. (54) САМОБЛОКИРУЮЦИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях колесных машин. Цель изобретения — повышение эффективности работы при движении по неровностям. В самоблокирующемся дифференциале транспортного средства, содержащем корпус 1, связанный с неподвиж1

2 ной в осевом направлении ведущей кулачковой полумуфтой 2 и подпружинен-, ной к ней ведомой подвижной кулачковой полумуфтой 3, а также узел отвода полумуфт в виде смонтированного с возможностью вращения на ведущей полумуфте опорного кольца 7 с выступами, взаимодействующими со штифтом, закрепленным на торце одного из кулачков ведомой полумуфты, связь ведомой полумуфты с полуосью осуществляется посредством закрепленных на цилиндрической поверхности полуоси диаметрально противоположных выступов

11, расположенных с зазором в пазах

8, выполненных на боковой поверхности ведомой полумуфты, причем пазы имеют три сопряженных участка, средний расположен под прямым углом к оси муфты, а два криайних - под острым. 1 ил.

1539085

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях колесных машин, Цель изобретения - повышение эффективности работы за счет исключения циркуляциии паразитной мощности при движении по неровностям.

На чертеже изображен самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, продольный разрез.

Корпус 1 дифференциала жестко вязан с ведущей неподвижной полуЙуфтой 2 механизма блокировки, которая своими кулачками 3 обращена к кулачкам подвижной полумуфты 4 и удерживается во включенном положении

1 йружиной 5. Последняя противоположным торцом опирается на неподвижный

snop 6. В расточке полумуфт 2 и 4 установлено опорное кольцо 7, предназначенное для предотврацения повторHblx включений муфты при относительном врац1ении полумуфт в выключенном состоянии,„. 25

В подвижной полумуфте 4 выполнены фигурные пазы 8 и установлен штифт 9.

На полуоси 10 выполнены выступы 11, взаимодействующие с фигурными паза.ми 8.

Дифференциал работает следующим образом.

При прямолинейном движении корпус

1 дифференциала и полуось i0 враца=., ются с одинаковыми угловыми скорос35 тями, Кулачки 3 попумуфт 2 и 4 меха= ,низма блокировки на,.одятся в сцеп ленном состоянии, выступ 11 в пазу полумуфты 4 - в положении, показанном на фиг, 1„ дифференциал эаблоки40 рован.

Фигурные пазы 8 имеют прямолинейный и наклонные по обе стороны от прямолинейного участки.

При прямолинейном движении транс= портного средства выступы 11, находятся на прямолинейном участке пазов 8, кулачки 3 - в замкнутом положении.

Выступ 11 имеет возможность относительного перемещения на прямолинейном участке, что позволяет осуществлять переезд микронеровностей дороги каждым ведущим колесом без цирку= ляции паразитной мощности в приводе и тем самым снизить нагружЕнность трансмиссии.

При движении транспортного средства по криволинейной траектории (например„ при входе в правый пово= рот), полуось 10 становится забегающей и при этом стремится повернуться относительно корпуса 1 дифференциала.

На прямолинейном участке паза 8 осуществляется свободный поворот, а при дальнейшем повороте выступ 11 выходит на наклонный верхний участок паза и происходит процесс разблокирования дифференциала. При повороте влево выступ 11 выходит на наклонный нижний участок паза, происходит разблокировка дифференциала.

На наклонной поверхности паза 8 подвижной полумуфты 4 за счет разности моментов на корпусе 1 дифференциала и полуоси 10 возникает осевое усилие, которое, преодолевая усилие пружины 5, стремится переместить подвижную полумуфту 4 и вывести кулачки

3 из зацепления с кулачками неподвижной полумуфты 2, Когда разность моментов на полуоси и корпусе дифференциала достигает определенной величины, кулачки 3 полностью выходят иэ зацепления. Подвижная полумуфта 4 поворачивается относительно неподвижной по.пумуфты 2 и становится на выступы опорного кольца 7, Дальнейшее относи-,, тельное вращение полумуфт происходит беэ повторных включений, так как опорное кольцо 7 за счет штифта 9 вращается совместно с подвижной полумуфтой,4.

Таким образом„ процесс поворота транспортного средства происходит при разблокированном дифференциале, что снйжает нагруженность трансмиссии, а перенесение всего крутящего момента на отстающую полуось не вызывает пиковых нагрузок как; например, в дифФеренциалах свободного хода.

При выходе транспортного средства из поворота на прямолинейный участок движения под действием возмущений дороги при первом же периоде колебаний, когда полумуфта 4 поворачивается в сторону, противоположную предшествующему вращению в выключенном положении, кулачки полумуфты сходят с выступов опорного кольца и входят в зацепление с кулачками полумуфты 2, а выступ 9 скользит по фигурному пазу

3 полумуфты 4, возвращаясь в первоначальное положение, Дифференциал снова заблокирован.

При работе машины в тяжелых условиях проходимости крутящий момент для блокирования дифференциала может по5 15 требоваться значительно большим, чем обеспечиваемый пружиной. Тогда меха низм блокировки выключается и не оказывает влияния на проходимость.

В этом случае можно принудительно заблокировать дифференциал любым из известных способов.

Формула и э о б р е т е н и я

Составитель С.белоусько

Редактор И.Касарда Техред M.Õoäàíè÷

Корректор О.Ципле

Заказ 185 Тираж 418 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

:Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 191

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий состоящую из двух полумуфт кулачковую муфту, установленную между корпусом дифференциала и полуосью, ведущая полумуфта которой связана с корпусом дифференциала неподвижно, а ведомая полумуфта установлена на полуоси, связана с ней с возможностью осевого перемещения и поджата к ведущей полумуфте пружиной, при этом между полумуфтами установлено с возможностью вращения относительно ведущей полу39О85 6 муфты опорное кольцо, снабженное вы-. ступами, взаимодействующими со .штифтом, закрепленным на торце одного иэ кулачков ведомой полумуфты, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности работы за счет исключения циркуляции паразитной мощности при движении по неровностям, ведомая полумуфта кИнематически связана с полуосью закрепленными на цилиндрической поверхности полуоси диаметрально противоположными выступами,,расположенными с зазором в пазах, вы-; пощ енных на боковой поверхности ведомой полумуфты, причем пазы имеют три сопряженных друг с другой участка, средний расположен к оси муфты под прямым углом, два крайних распо2О ложены под острым углом,.а пружина поджатия ведущей полумуфты установлена соосно полуоси и расположена между попумуфтой и упором, неподвижно закрепленным на полуоси.