Обмотка беспазового статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Обмотка беспазового статора содержит упругую опорную ленту 1, охватывающую ряд групп стержней 2 и 3 обмотки. Лента 1 натянута боковыми сторонами опорных элементов 4, сжатых внутренними выступами 5 крепежных элементов 6. К внешним выступам 7 прижат опорный элемент 8 при помощи гайки 9. Боковые стороны 10 групп стержней и опорные элементы 4 и 8 образуют полость 11 канала для хладагента. В сердечнике статора 12 выполнены пазы, в которых размещены клинья 13. Между стержнями обмотки находятся изоляционные прокладки 14. Между группой стержней и сердечником статора 12 находится изоляционная прокладка 15. Профильные прокладки 16 и 17 находятся между боковыми и внешними сторонами групп стержней и лентой 1. Для герметизации полости 11 на прижимаемой поверхности выступов 5 и 7 установлены упругие прокладки 18. При этом усилия, возникающие при вращении ротора и стремящиеся переместить стержни, передаются на упругую опорную ленту 1, а от нее через элементы 4 на внутренние выступы 5 крепежных элементов 6, которые через клинья 13 компенсируют эти усилия, а хладагент подается из коллектора, разветвляется по каналам, циркулирует вдоль полости 11 канала и отбирает выделяющееся тепло. 2 ил.
СОЮЗ ССЕЕТСИИХ
СОЦИАЛ)! СТИЧЕСНИХ
- РЕСПУБЛ!1Н (l9l (ll) А1 (51) 5 11 02 К 3/48
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCH0IVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
И
Е 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4352487/24-07 (22) 30.12.87 (46) 15.02.90. Бюл, К 6 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) В.Ф.Болюх, В.Г.Данько, С.М.Кожемякин и А.И.Станкевич (53) 621 ° 313.713 (088,8) (56) Патент СНА Р 4330726, . И 02 К 1/18, 1982.
Патент СИА М 4068142, кл. И 02 К 3/48, 1978. (54) ОБМОТКА БЕСПАЗОВОГО СТАТОРА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Обмотка беспазового статора содержит упругую опорную ленту 1, охватывающую ряд групп стержней 2 и 3 обмотки,Лента 1 натянута боковыми сторонами опорных элементов 4, сжатых внутренними выступами 5 крепежных элементов
6. К внешним выступам 7 прижат опорный элемент 8 при помощи гайки 9.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к обмоткам беспазового статора электрической машины.
Целью изобретения является улучшение охлаждения путем образования ка" налов для хладагента.
На фиг.1 показана обмотка беспазового статора электрической машины, поперечное сечение; на фиг.2 - то же, вариант исполнения с опорным элемен2
Боковые стороны 10 групп стержней и опорные элементы 4 и 8 образуют полость 11 канала для хладагента. В сердечнике статора 12 выполнены пазы, в которых размещены клинья 13. Между .стержнями обмотки находятся изоляционные прокладки 14. Между группой стержней и сердечником статора 12 находится изоляционная прокладка 15.
Профильные прокладки 16 и 17 находят ся между боковыми и внешними сторонами групп стержней и лентой 1, Для герметизации полости 11 на прижимаемой поверхности выступов 5 и 7 установлены упругие прокладки 18, При этом усилия возникающие при вращении а
У
Я ротора и стремящиеся переместить стержни, передаются на упругую опорную ленту 1, а от нее через элементы
4 на внутренние выступы 5 крепежных ( элементов 6, которые через клинья 13 компенсируют. эти усилия, а хладагент 2 подается из коллектора, разветвляется по каналам, циркулирует вдоль полости
11 канала и отбирает выделяющееся тепло. 2 ил. том, охватывающим ряд групп стержней обмотки, поперечное сечение.
ОЬмотка беспазового статора электрической машины содержит находящуюся а в напряженном состоянии упругую опор-. ную ленту 1, охватывающую ряд групп стержней, например 2 и 3, обмотки, Упругая опорная лента натянута боковыми сторонами опорных элементов 4, сжатых внутренними выступами 5 кре" пежных элементов 6. К внешним высту3 15434 пам 7 крепежных элементов 6 прижат опорный элемент 8 при помощи гайки 9.
Опорные элементы 4 и 8 выполнены в виде упругих пластин. Боковыми сторонами 10 групп стержней обмотки и .опорными элементами 4 и 8 образована полость 1I канала для .хладагента, В сердечнике статора 12 выполнены пазы, в форме ласточкиного хвоста, в которых размещены клинья 13. Крепежные элементы 6 завернуты в резьбовые отаерстия клиньев 13. Между стержнями обмотки расположены изоляционные прокладки 14. От сердечника статора 12 группы стержней обмотки отделены изоляционной прокладкой 15. Между боковыми и внешними сторонами групп стержней и упругой опорной лентой 1 разме" щены опорные профильные прокладки 16 . и 17. Для предотвращения проникновения хладагента в полость машины и герметизации полости 11 на прижимае. мой поверхности выступов 5 и 7 крепежных элементов 6 установлены упругие, например резиновые прокладки 18.
Согласно варианту обмотки, представленному HB фиг. 1, опорный элемент, 8 имеет ширину, равную ширине полости канала для хладагента ° Своими боковыми сторонами этот опорный элемент осуществляет дополнительное Фиксиро-! вание групп стержней обмотки в основ, ном от боковых перемещений, уменьшая напряжение в упругой опорной ленте 1.
Согласно варианту обмотки, представленному на Фиг.2, опорный элемент
8 охватывает ряд групп стержней. При этом он Фиксирует группы стержней обмотки как от боковых, так и от вертикальных перемещений.
Упругая опорная лента 1 изготовлена из изоляционного материала .с высокой прочностью, например из стеклоткани, пропитанной синтетической смолой. Опорные элементы 4 выполнены упупругими из композитного материала, например пластика, армированного нитями из нержавеющей стали.
Обмотка работает следующим образом.
При вращении ротора электрической машины (не показан) по стержням 2 и 3 обмотки протекает ток и возникают электродинамические усилия, стремящиеся переместить стержни отно=ительно сердечника статора. Эти силы, а также.5> силы тяжести, инерции и т.д, передаются на упругую опорную ленту 1, от нее через опорные элементы 4 на внутренние выступы 5 крепежных элементов
6, Поскольку эти элементы прикреплены к сердечнику статора через клинья 13, то происходит компенсация сил. Дополнительное фиксирование групп стержней обмотки осуществляется опорным эле-. ментом 8.
При подаче хладагента, например воды, через коллектор, установленный на одном торце машины, осуществляется разветвление хладагента по каналам и циркуляция его вдоль полости 11 канала. Хладагент при циркуляции снимает выделяющееся в обмотке статора тепло.
Обмотка беспазового статора технологична и легко монтируется к сердечнику статора.
Применение предлагаемой обмотки беспазового статора электрической машины позволяет улучшить охлаждение стержней обмотки за счет образования каналов для хладагента; сохранить механические и изоляционные свойства элементов обмотки статора за счет снижения термических напряжений, снизить требования к точности монтажных размеров элементов обмотки за счет упругости опорных элементов.
Обмотка беспазового статора может быть использована для высокочастотного синхронного генератора.
Формула изобретения
Обмотка беспазового статора электрической машины, содержащая группы стержней, охватывающую их упругую опорную ленту, прижимающую группы стержней к сердечнику статора, расположенные между группами стержней опорные и крепящие элементы, связанные с сердечником, о т л и ч а ю .щ а я с я тем, что, с целью улучшения охлаждения путем образования каналов для хладагента, крепежные элементы выполнены с выступами, а опорные элементы — в виде двух упругих пластин, разделенных выступами крепежных элементов с образованием полости между пластинами и боковыми сторонами групп стержней.
1543499
98 11
1q 5 г И 105 Ц б7 98 77
4Ь8. 2
Соста витель А. Воинов
Редактор Л.Веселовская Техред M.Õîäàíè÷ Корректор С.Шекмар
Заказ 406 Тираж 441 П од пи с ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям пр и ГКНТ СССР
113035, Москва, 8-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательскии комбинат Патент, г. жгород, у
11 11 л. Гагарина, 111