Система автоматического управления гидромеханической передачей транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем корректировки топливоподачи при переключениях с низшей на высшую передачу. Система содержит датчик 1 скорости движения, частотноаналоговый преобразователь 2, датчик 3, блоки 4 сравнения выбора момента переключения передачи, блок 5 выбора момента блокировки гидротрансформатора, блоки 6 и 7 гистерезиса между прямыми и обратными переключениями, инвентор НЕ 8, элементы И 9 и 10, блоки И 25 и 26, логический блок ИЛИ 27, инвертор НЕ 31 и электромагнит 30 привода системы топливоподачи двигателя. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„15463О1 (51)5 В 60 К 41/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4427172/25-11 (22) 17.03.88 (46) 28.02.90. Бюл. ¹ 8 (71) Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения и
Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) Л. В. Крайнык, М. Н. Дзядык и В. И. Ванькович (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1310252, кл. В 60 К 41/00, 1987.
2 (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УП-, РАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕ-.
РЕДАЧЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем корректировки топливоподачи нри переключениях с низшей на высшую передачу. Система содержит датчик скорости движения, частотно-аналоговый преобразователь 2, датчик 3, блоки 4 сравнения выбора момента переключения передачи, блок 5 выбора момента блокировки гидротрансформатора, блоки 6 и 7 гистерезиса между прямыми и обратными переключениями, инвентор
НЕ 8, элементы И 9 и 10, блоки И 25 и 26, логический блок ИЛИ 27, инвертор
НЕ 31 и электромагнит 30 привода системы топливоподачи двигателя. 1 ил.
1546301
Изобретение относится к средствам автоматического управления гидромеханическими передачами транспортных средств, в частности автомобилей.
Пель изобретения — расширение функциональных возможностей путем корректировки топливоподачи при переключениях с низшей на высшую передачу.
На чертеже изображена принципиальная схема устройства.
)О
Система содержит бесконтактный маг, нитоиндукционный датчик 1 скорости транс.,портного средства, соединенный с частотноаналоговым преобразователем 2, выход которого совместно с выходом датчика 3 положения педали топливоподачи соединены
15 соответственно с первым и вторым входами блоков 4 и 5 сравнения (выбора момента переключения между }!(.рвай и второй ступенями передачи и выбора момента блокировки гидротрансформатора). К третьим 20 входам блоков 4 и 5 подсоединены блоки
6 и 7 гистерезиса между прямыми и обратными переключениями, входы которых соелииены с выходами блоков 4 и 5, Выход олока 4 через инвертор 8 подключен к входу элемента И 9 контроля условий включения первой ступени (аналогичного элементу
И10 контроля условий включения второй ступени). Выход блока 9 через блок 11 времеfllloH задержки и выход блока 10 через блок 12 временной задержки подсоединены
<хн>тветствеHHo к 1с- H S-входам бистабильного потенциального триггера 13, кроме того
}}ь}хо;!ь} б чоков 9 и 10 непосредственно полклк>чсны и к S- и 1с-входам бистабильного потенциального триггера 14. Выход триггера
13 через блок 15 усиления, а также выхо:1
,Э триггера !4 через блок 16 усиления .: блок
17 усиления, соединенный с выходом блока 7. сослинеHbl с электромагнитными клапянямп 18 и !9 первой и второй ступеней трян vl}I(. cHH, а также с клапаном 20 блокировки гилротрансформатора. К входам
Icx1(fITo13 И 9 и 10 подключен также сел(и} ор 21 выбора движения, соединенный со стабилизированным источником 22 питания. Между вторым входом элемента И 10 и III Ixololvl блока 4 размегцен блок 23 време}}ной Задержки, аналогичный блоку 24 между выхолом блока 7 и входом блока 17.
Выхолы триггеров !3 и 14 подключены так:K(соответственно к первым входам элем(нтов И 25 и 26 контроля условий вклю lc íHH сброся топливопочачи, выходы кото- 50 рых через элемент ИЛИ 27 и мопостабиль}}ый мультпвибратор 28, я также через олок
29 усиления подключены к электромягfflfòx
30 llpflf)o;1H системы топливопочачи двига.<:я. Второй f)xo;1 элемента И 25 через инf3(ртор III. 31 coeanffelf с выходом блока 24 -Ы)
})рсмс}II}oH:3;I,f(p)KKH, а третий вход — с вы, >.!ох} блока 5. Второй вхол элемента И 26
< о.}или)ч< и к выходу блока 6 срянн IIIIH
Система работает следующим образом.
При переводе селектора 21 в положение А (автоматическое переключение передачи) осуществляется подача тока питания в электронную часть системы и одновременно на входы элементов И 9 и 10. Так как в начальный период трогания с места значения параметров управления еще не достигли значений, соответствующих переключению на вторук) ступень, блоком 4 формируется сигнал низкого уровня, который после инвертирования элементом 8 подается на второй вход элемента контроля 9. Сигнал высокого уровня на выходе элемента
И 9 через блок 11 задержки устанавливает триггер 13 в верхнее устойчивое состояние, соответствующее включению электромагнитного клапана 18 первой ступени. Одновременно данный сигнал дублирует команду выкл ючения второй ступе ни путем перевода триггера 14 в нижнее устойчивое положение.
В процессе разгона автомобиля происходит увеличение его скорости, сигнал о чем с датчика 1 через преобразователь 2 поступает на вход блока 4 сравнения. При определенном значении данного сигнала и соотношении с сигналом положения педали топливоподачи (датчик 3), соответствующим заданному закону переключения на вторую ступень, происходит срабатывание блока 4 сравнения, на выходе которого появляется сигнал высокого уровня. Данный сигнал поступает на вход логического элемента И 26 и при наличии на его втором входе сигнала с выхода триггера 13, свидетельствующего о том, что движение осуществляется на первой ступени, через блок ИЛИ 27 осуществляется подача сигнала высокого уровня на моностабильный мультивибратор 28. Последний на протяжении определенного промежутка времени подает сигнал высокого уровня через усилитель 29 на обмотку электромагнита 30 приводd системы топливоподачи двигателя. Кома}}ля на включение второй ступени с вы. о гя блока 4 через блок
23 временной задержки поступает на вход логического элемента И 10, откуда поступает ня Ix-гзхог! три!иеря 14 с после(уюшим его пе >E f)o,предел(}}}}ьгх} перекрыTH(xI (запаздывание 3) }3() }3рех}(}}}}, (()<)I )olствуK)lt}Hxi }шстройке (3,foê;I !2 нремс иной }я fE. pæêè, выход которого подклк) }с-н и 8-вход х T p H I г <. p I 1 3.
В процессе дальнейшего уве Iff«cffi}H скорости движения и г}ри насту}}а< }}ип момента (>ioK}fpof)KII гидротрансформятора. о чс-и
}3}},1(т(х }ьстг)у< т г}ояв I(ние снг:Iff,.(I высоко; о у рои}}я I}el выходе блока 5, происx(>Onò
lI<) irIiIf1 кома}} гы на Вхо.г э.:с х}(ч }я 1< 2о
1546301 блока 5, происходит подача команды на вход элемента И 25 контроля условий блокировки. При наличии на остальных егб входах сигналов, свидетельствующих о том, что движение осуществляется на второй ступени (с выхода триггера 14), а также о том, что блокировка гидротрансформатора еше не осуществлена вследствие задержки команды в блоке 24 и соответствующего инвертирования сигнала низкого уровня блоком HE
31, происходит срабатывание блока 25 и через элемент ИЛИ 27 запуск на определенный промежуток времени мультивибратора 28, управляющего подачей тока в обмотку электромагнита 30 (через усилитель 29).
При падении скорости движения до уровня, соответствующего моменту разблокировки гидротрансформатора, определяемого блоком гистерезиса 7, происходит стирание сигнала высокого уровня на выходе блока 5 и через определенный промежуток времени, определяемый блоком 24, обесточива- 20 ние обмотки электромагнита клапана 20 блокировки гидротрансформатора. Уменьшение топливоподачи при данном обратном переключении не происходит ввиду отсутствия одновременных сигналов высокого уровня на входах элемента И 26, что положительно сказывается на быстром повышении двигателем частоты вращения, и небольшой продол ж ител ьности процесса.
Аналогично, о наступлении момента обратного переключения со второй на первую 3д ступень свилетельствует стирание сигнала высокого уровня на выходе блока 4, что обуславливает инвертирование инвертором 8 команды на перевол триггера 13 в верхнее устойчивое положение, соответствующее включению электромагнитного клапана 18 З5 первой ступени. Это происходит с определенным запаздыванием во времени, определяемом блоком 1, по отношению к команде на выключение электромагнитного клапана 19 второй ступени путем подачи сигнала на S-вход триггера 14. Таким образом обеспечивается кратковременная разгрузка двигателя, необходимая для его быстрого выхола на режим, соответствующий движению с данной скоростью на низшей ступени. Уменыиение топливополачи при этом 45 также не происходит ввиду стирания сигнала высокого уровня с выхода блока 4 на вхоле элемента И 26 контроля условий прямого переключения ступеней.
Формула азоб>ретения
Система автоматического управления гилромеханической передачей транспортного средства, содержащая датчик сКорости транспортного средства. выходом соединен. ный через частотно-аналоговый преобразо- 5 ватель с первым входом блока выбора мо6 мента переключения первой и второй ступеней передачи с первым входом блока выбора момента блокировки гидротрансформатора, вторые входы блоков выбора момента переключения первой и второй ступеней передач и блокировки гидротрансформатора подключены к датчику положения педали топливоподачи, третьи входы блоков выбора моментов соединены с блоками гистерезиса прямых и обратных переключений, входы которых соединены с выходами блоков выбора момента, выход блока выбора момента переключения первой и второй ступеней передач через инвертор подключен к первому входу первого элемента И контроля условий включения второй ступени, второй вход которого подсоединен к селектору выбора движения, сообщенному с источником питания, выход элемента И через первый блок временной задержки подключен к R-входу первого триггера, S-вход которого подключен к второму блоку временной задержки, второй триггер R-входом подключен к выходу второго элемента И, а входом — к выходу первого элемента И, выходы первого и второго триггеров соединены через соответствующие усилители с электромагнитными клапанами включения первой и второй передач, третий усилитель соединен с электромагнитным клапаном блокировки, отличаюи<аяся тем, что, с целью раси>ирения функциональных возможностей путем корректировки топливоподачи при переключениях с низшей на высшую передачу, она снабжена третьим и четвертым блоками временной задержки, третьим и четвертым элементами И. вторым инвертором, элементом ИЛИ
3 одновибратором, четвертым усилителем, электромагнитом привода системы топливоподачи, причем выход блока выбора момента блокировки соединен через третий блок временной задержки с третьим усилителем и вторым инвертором, выход котороro соединен с вторым входом третьего элемента И, первый вход которого соединен с выходом второго триггера, третий вход соединен непосредственно и с выходом блока выбора момента блокировки гидротрансформатора, выход третьего элемента И соединен с первым входом блока ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом четвертого элемента И, первый вход которого соединен с выходом первого триггера, второй вход соединен с входом первого инвертора, выход элемента ИЛИ через одновибратор и четвертый усилитель соединен с электромагнитом привода системы Tollë èâîïîëà÷è, причем выход блока выбора момента переклк>чения первой и второй ступеней соединен через четвертый блок временной задержки с вторым входом второго элемента И, Beðвый вход которого соединен с селектором, и выход — с R-входом второго триггера.