Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение направлено на повышение эффективности устройства для наддува двигателя внутреннего сгорания. Турбокомпрессор (ТК), образованный компрессором 2 и турбиной 3, соединен с двигателем 1 внутреннего сгорания патрубками 9. Вал ТК через редуктор 4 связан с обратимой электрической машиной 5, а обмотка последней через электрическую цепь и преобразователь 7 связана с аккумуляторной батареей. К электрической цепи обратимой машины 5 подключена обмотка мотор-генератор 6, вал которого связан с валом двигателя 1. На режимах работы двигателя, близких к номинальному, электрическая машина 5 работает в режиме генератора и мотор-генератор 6 передает вырабатываемую им мощность на вал двигателя 1. На частичных нагрузках мотор-генератор 6 и электрическая машина 5 изменяют свои функции, происходит подкрутка вала ТК. Подкрутка производится и на переходных режимах (от аккумуляторной батареи 8). На режимах холостого хода электрическая связь между электрической машиной 5 и мотор-генератором 6 принудительно разрывается. Система обладает способностью к саморегулированию благодаря тому, что мотор-генератор выполнен в виде синхронной электрической машины, а обратимая электрическая машина выполнена асинхронной. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК (19 (И) (51)5 Р 02 В 37 10

ОПИСЛНИК ИЗОБРКтениЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21 ) 4376276/25-06 (22) 08,02,88 (46) 07.03.90, Вюл. У 9 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С.M.Êèðoâà (72) И,К,Колесник, А.Ф,Агулов и 1О,Е,Калабухин (53) 621,43.052 (088,8) (56) Заявка ЕПВ У 0079100, кл. F 02 В 37/10, опублик . 1983 °

Заявка ФРГ 9 3437872, кл. F 02 В 37/10, опублик. 1985, (54). УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАДДУВА .ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

- -(57) Изобретение направлено на новышение эффективности устройства для наддува двигателя внутреннего сгорания, Турбокомнрессор (TK), образованный компрессором 2 и турбиной З,соединен .с двигателем 1 внутреннего сгорания патрубками 9, Вал ТК через редуктор 4 связан с обратимой электри. ческой машиной 5, а обмотка последней через электрическую цепь и пре2 образователь 7 связана с аккумуляторной батареей, К электрической цепи обратимой машины 5 подключена обмотка мотор-генератора 6, вал которого связан с валом двигателя 1. На режимах работы двигателя, близких к номинальному, электрическая машина 5 работает в режиме генератора и моторгенератор 6 передает вырабатываемую йм мощность на вал двигателя 1. На частичных нагрузках мотор-генератор

6 и электрическая машина 5 изменяют свои функции, происходит подкрутка вала ТК. Подкрутка производится и на переходных режимах (от аккумуляторной батареи 8). На режимах холостого хода электрическая связь между.электрической машиной 5 и моторгенератором 6 принудительно разрывается. Система обладает способностью к саморегулированию благодаря тому, что мотор-генератор выполнен в виде синхронной электрической машины, а ,обратимая электрическая машина выпол нена асинхронной, 1 ил.

1548485

Изобретение относится к машиностроению, в.частности двигателестроению, и может быть использовано в двигателях транспортных средств, Цель изобретения — повышение эффективности устройства для наддува двигателя внутреннего сгорания.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Двигатель 1 внутреннего сгорания содержит турбокомпрессор (ТК),образованный компрессором 2 и турбиной 3.

Вал турбокомпрессора через понижающий редуктор 4 связан с валом обрати- 15 мой электрической машины 5. С валом двигателя 1.связан мотор-генератор

6 ° Через электрическую цепь и преобразователь 7 обмотка последнего и обмотка электрической машины связаны с аккумуляторной батареей 8. С двигателем I турбокомпрессор соединен пат-. рубками 9, Мотор-генератор выполнен в виде синхронной электрической машины, а обратимая электрическая маши- 25 на выполнена асинхронной.

Устройство работает следующим об- разом. ри работе двигателя на режиме с 30 равенством мощностей .турбины и компрессора электрическая машина 5 и мотор-генератор 6 работают в режиме холостого хода. На режимах, близких к номинальному, когда мощность турбины

3 больше мощности компрессора 2, частота вращения ротора электрической машины 5 (турбокомпрессора) возрастает и увеличивается напряжение,вырабатываемое этой машиной, Электрическая 40 машина 5 начинает работать в режиме генератора, мотор-генератор 6 автоматически переходит в режим двигателя и передает избыточную мощность на коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания либо на внешний потребитель энергии. На режимах частичных нагрузок, когда мощность компрессора 2 больше, чем турбины 3, частота вращения ротора электрической машины 5

50 уменьшается, падает и напряжение на ней. Мотор-генератор 6 начинает работать в. режиме генератора, а машина 5— в режиме двигателя, передавая недостающую мощность от коленчатого вала двигателя 1 на вал турбокомпрессора, 55

На переходных режимах ротор турбокомпрессора подкручнвается электрической машиной 5 от аккумуляторной батареи 8 через преобразователь 7 либо, минуя его.

При недостатке мощности турбины.

3 производится дополнительная подкрутка ротора турбокомпрессора от электрической машины 5, что улучшает воздухоснабжение на частичных режимах. На номинальном и близких к нему режимах, когда турбина имеет избыточную мощность, эта мощность передается мотору-генератору и далее на коленчатый вал посредством электрической машины 5, что улучшает использование энергии выхлопных газов на этих режимах, На режимах холостого хода электI рическая связь между машиной 5 и мотором-генератором 6 принудительно разрывается, При выполнении мотора-генератора в виде синхронной электрической машины, а обратимой машины, связанной с ротором — в виде асинхронной,час тота тока, вырабатываемая моторомгенератором

- cr пав

f = -:

60 частота вращения ротора обратимой машины п — - - — (1 > Б)

60f ас — — (1 + Б)п„

«Рсс

Pàñ ипи частота вращения вала турбокомпрессора где Рс„и Ро — число пар полюсов синхронной н асинхронной машины;

Б — скольжение; — передаточное отношение редуктора между роторами турбокомпрессора и асинхронной машины; и частота вращения коленчатого вала, Таким образом частота вращения ротора турбокомпрессора на всех скоростных режимах работы двигателя поддерживается пропорциональной частоте вращения коленчатого вала с

1548485 6 что дополнительно расширяет рабочий диапазон.

Составитель М.Файн

Редактор Л,Зайцева Техред A.Êðàâ÷óê Корректор О.Кравцова

Заказ 127 Тираж 436 Подписное

BHHHGH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина,!01 точностью до скольжения, имеющего незначительную величину. При положительном скольжении энергия ТК передается на вал двигателя, а при отрицательном - от вала двигателя к ротору ТК, Следовательно, система привода ТК обладает способностью саморегулирования, причем не только на установившихся, но и на переходных режимах.

Это позволяет избежать применения сложных систем автоматического регупирования, снизить стоимость и повысить надежность привода, Аналогичныйэффект достигается и при применении других типов электрических машин.

Устройство обладает еще одной особенностью — общая электрическая сеть двух машин может быть соединена с внешней сетью, но работоспособность ее сохраняется и при отсутствии связи с внешней сетью или при изменении потребления ею энергии, Формула изобретения.

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее тур-. бокомпрессор наддува,.вал которого связан с валом обратимой электрической машины, и аккумуляторную батарею, связанную с обмоткой обратимой электрической машины через преобразователь, и электрическую сеть, о т л и15 чающееся тем,.что, сцелью повышения эффективности, устройство дополнительно снабжено мотором-гене.; ратором, вал последнего связан с валом двигателя, а обмотка подключена

20 к электрической сети обратимой электрической машины, причем мотор-генератор выполнен в виде синхронной электрической машины и обратимая электри- 1 ческая машина выполнена асинхронной,