Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию воздуха или жидкости, подаваемых в салон автомобиля или к теплообменнику систем вентиляции и отопления. Целью изобретения является упрощение конструкции и технологии при повышении надежности работы. Передаточный механизм состоит из неподвижного зубчатого сектора 2, в геометрическом центре которого установлена на неподвижной оси первая шестерня 4, сопряженная с подвижной зубчатой рейкой 7, а также по меньшей мере одна промежуточная шестерня 10, установленная с возможностью зацепления и вращения между сектором 2 и первой шестерней 4. Оси указанных шестерен соединены общим поводком 12, установленным с возможностью свободного вращения вокруг неподвижной оси первой шестерни, а исполнительный орган 13 непосредственно соединен с поводком. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
„„SU „„1549799. СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 Н 1 ОО
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4427610/25-11 (22) 18.05.88 (46) 15.03.90. Бюл. М 10 (71) Запорожский автомобильный завод ."Коммунар" (72) А.Д. Гурлянд и В.И. Лимарь (53) 629.113.06(088.8) (56) Заявка фРГ И 3409260, кл. В 60 Н 1/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ
ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию воздуха или Жидкости, подаваемых в салон автомобиля или к теплообменнику систем вентиляции и отопления. Целью изобретения является упро2 щение конструкции и технологии при повышении надежности работы. Передаточный механизм состоит из неподвижного зубчатого сектора 2, в .геометрическом центре которого установлена на неподвижной оси первая шестерня 4, сопряженная с подвижной зубчатой рейкой 7, а также по меньшей мере, одна промежуточная шестерня 10, установленная с возможностью зацепления и вращения между сектором 2 и первой шестерней 4. Оси указанных шестерен соединены общим поводком 12, установленным с возможностью свободного вращения вокруг неподвижной оси первой шестерни, а исполнительный орган 13 непосредственно соединен с поводком.
1 з.п. ф-лы, 4 ил. (2) 360 К sin —, o ° Ч (4)
f(r ) ч, 2Rsin " 360 7
21Гг „ „ п1 или
kgb
3 154979
Изобретение относится к автомобилестроению,. в частности к регулированию воздуха или жидкости, подаваемых в салон автомобиля или к теплообменнику систем вентиляции и отопления.
Цель изобретения - упрощение конструкции и технологии изготовления при повышении надежности работы.
На фиг. 1 схематично показано устройство управления; на фиг. 2сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 кинематическая схема устройства; на фиг ° 4 - то же, устройство управления по схеме на фиг. 3.
Устройство состоит из корпуса 1 с неподвижным зубчатым сектором 2 и осью 3 шестерни 4. На корпусе 1 выполнен фигурный выступ, взаимодействующий с пазом 6 зубчатой рейки
7, управляемой рукояткой 8. Рейка 7 зафиксирована в корпусе планкой 9.
Зубчатая рейка находится в зацеплении с шестерней 4, которая в свою очередь связана с шестерней 10, находящейся в. зацеплении с сектором 2. Ось 11 шестерни 10 соединена с осью 3 шестерни 4 посредством поводка 12. На поводке 12 закреплен исполнительный орган 13. Точка В закрепления органа
13 на поводке 12 определяет .передаточное отношение между перемещением рукоятки 8 и исполнительного органа
13 (см. фиг. 4).
Устройство может быть выполнено таким образом, что управляющая зубчатая рейка отсутствует, а привод в этом случае будет осуществляться посредством вращающейся рукоятки (не показано), установленной на шестерне 40
4, вращающейся вокруг неподвижной оси 3.
Устройство работает следующим образом.
При перемещении рукоятки 8 зубча- 4 тая рейка 7 (см. фиг. 1) перемещается из положения I в положение II (на фиг. 4 обозначено 1), а шестерня
4, вращаясь вокруг неподвижной оси 3, приводит во вращение шестерню 10, находящуюся в зацеплении с неподвижным сектором 2, при этом поводок 12 повернулся вокруг оси на угол Ч и переместил орган 13 из положения III в положение IV, (на фиг. 4 обозначено
s).
Исполнительный орган закреплен на определенном расстоянии от неподвижной оси первой шестерни, изменяя которое можно каждый раэ получать разные передаточные отношения
1У = -) (1) где i - передаточное отношение всего
У устройства;
s - поступательное перемещение исполнительного органа;
1 - поступательное перемещение ведущей рейки.
Согласно кинематической схеме устройства (фиг. 3, 4)
s = 2Кэ1п —, 2
1,1,J
27lr1 Ч (3)
360 где R — расстояние от оси первой шестерни до точки закрепления исполнительного органа;
- угол поворота поводка; г, - радиус первой шестерни;
<р,: - угол поворота первой шестерни.
Подставляя в формулу (1) выражение
s и 1 иэ формулы (2) и (3), получим:
Принимая передаточный механизм в предлагаемом устройстве аналогичным известному трехзвенному планетарному редуктору, можем определить передаточное отношение иэ формулы
Ч °
k="Ч (5) k = (1+ - ), (6)
1 где z - количество зубьев шестерни
1 с неподвижной осью (солнечная шестерня);
z — количество зубьев неподвиж
3 ного зубчатого сектора (коронная шестерня), при этом аналогично формуле (5)
k = — и о где и, - частота вращения первой шестерни;
n — частота вращения поводкаЬ водила. а так как углы поворота первой шестерни ц и поводка ц пропорциональны их частоте вращения, 5 154
Подставляя вместо него значение из формулы (5) в формулу,(4), получим
360 R sin —, М.s 2 (7) j yrkV из которой определяется расстояние, на котором закрепляется исполнительный орган (К) 1rs r k V
R = (8)
360 R sino °
Таким образом, для различных значений К можно получать различные передаточные отношения в пределах от до О.
Изменяя точку закрепления исполнительного органа на поводке-водиле в предложенном устройстве (см. Фиг. 4), а также число и расположение промежуточных шестерен, достигаем расширения диапазона передаточных чисел, всего устройства в понижающем ряду от 0 до 1, что практически обеспечивает уменьшение усилия, затрачиваемого на управление и повышает точность регулирования.
9799
6 эацеплены шестерни, связанные между ,собой поводком, связанным с исполнительным органом, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью упроще: ния конструкции и технологии, при повышении надежности работы, непод. вижно установленный зубчатый элемент . передаточного механизма выполнен в виде зубчатого сектора, в геометрическом центре которого установлена на неподвижной оси первая шестерня, сопряженная с подвижной зубчатой рейкой, а также по меньшей мере одна промежуточная шестерня, установленная с возможностью зацепления и вращения между упомянутыми сектором и первой шестерней, причем общий для указанных шестерен поводок установлен с воэмож20 ностью свободного вращения вокруг не-, подвижной оси первой шестерни.
2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что исполнительный орган закреплен на поводке
25 в точке, отстоящей от неподвижной оси первой шестерни на расстоянии, определяемом из соотношения
30 где R—
k40 °
Формула изобретения
1. Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства, содержащее подвижно установленный управляющий элемент в виде зубчатой рейки, кинематически связанный посредством понижающего передаточного механизма с исполнительным органом в виде крана или заслонки системы отопления и вентиляции транспортного средства, при этом понижающий передаточный механизм включает в себя неподвижно установленный зубчатый элемент, с которым
1 ь т,1
360 1.sin—
2 расстояние от оси первой шестерни до точки закрепления исполнительного органа; поступательное перемещение исполнительного органа; радиус первой шестерни; передаточное отношение передаточного механизма; угол поворота поводка-водила, град.; поступательное перемещение ведущей рейки.
1 549799 фиг2
Составитель С. Белоусько
Техред М.Ходанич Корректор C. Шекмар
Редактор А. Долинин
Подписное
Тираж 407
Заказ 238
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„, д. 4/5
Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101