Способ изготовления катушки полюса электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству электрических машин, например тяговых электродвигателей, и может быть использовано в электромашиностроении. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления катушки и повышение надежности. Для этого выводы формуют П-образной формы. Один вывод скрепляют с концом бухты, образующим при наматывании шайбы ее внутренний виток 7. Другой вывод скрепляют с концом шины, образующей при наматывании второй шайбы ее внутренней виток 8. Выводы устанавливают в намоточное приспособление и наматывают сначала нижнюю шайбу, укладывал ее во все выводы, а потом верхнюю. Наружные витки соединяют с отводами, которые соединяют между собой, а вывод доформовывают так, чтобы его середина плотно прилегала к поверхности 15 катушки, и соединяют его концы, используя припой или крепеж. При этом между концами выводов устанавливают прокладку 16 и технологическую планку 18. 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК..Я0<а (51) 5 Н 02 К 15/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П1НТ СССР

:(21) 4296019/24-07 (22) 14.08.87 (46) 07.04.90. Бюл. № 13 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И.Ленина .(72) В.П.Осичев, IO.Ê.Êîçëîâ, В.Г.Гавриш, С.А.Гривин, Н.И.Ткаченко и А.В.Баронский (53) 621.318.04(088.8) (56) Иоффе А.Б. Тяговые электрические машины. M. — Ë.: Госэнергоиздат, 1957, с. 110-111.

Авторское свидетельство СССР № 1275654, кл. Н 02 К 3/52, 1985. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШКИ ПОЛЮСА ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству электрических машин, например тяговых электродвигателей, и может быть

2 использовано в электромашиностроении.

Цель изобретения — упрощение технологии изготовления катушки и повышение надежности. Для этого выводы формуют

П-образной формы. Один вывод скрепляют с концом бухты, образующим при на матывании шайбы ее внутренний виток

7. Другой вывод скрепляют с концом шины, образующей при наматывании второй шайбы ее внутренний виток 8.

Выводы устанавливают в намоточное приспособление и наматывают сначала нижнюю шайбу, укладывал ее во все выводы, а потом верхнюю. Наружные витки соединяют с отводами, которые соединяют между собой, а вывод доформовывают так, чтобы его середина S плотно прилегала к поверхности 15 катушки, и соединяют его концы, используя припой или крепеж. При этом С между концами выводов устанавливают прокладку 16 и технологическую планку 18. 10 ил. СЛ, CA

-Е,С

1555767

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству электрических машин, например тяговых электродвигателей, и может быть использовано в электромашиностроении.

Цель изобретения — упрощение технологии изготовления катушки и повы шение надежности.

На фиг ° 1 показан вывод катушки; 10 на фиг. 2 — вид А на фиг. i- на фиг. 3 — катушка, вид сверху; на фиг. 4 — разрез Б-Б (по выводу) на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез В-В (по отводу) на фиг. 3; на фиг. 6 — моди- 15 фикация вывода катушки уменьшенного габарита; на фиг. 7 — вид Г на фиг.6; на фиг. 8 — катушка из 4 шайб, вид сверху; на фиг. 9 — разрез Д-Д на фиг. 8; на фиг. 10 — модификация сое- 20 динения наружных витков шайб.

Способ осуществляется следующим образом.

Вывод 1 формуют П-образной формы, он содержит основание 2, полки 3 и концы 4 (выборка 5 предпочтительно выполнена). Яснование вывода соединяют припоем 6 с концом бухты, образующим при наматывании шайбы ее внутренний виток 7 (фиг. 4). 30

Другой такой же вывод соединяют с отрезком шины (длина которого должна быть достаточна для обеспечения сварки с бухтой при расположении вывода в пазу намоточного приспособления), 35 образующим при наматывании другой шайбь ее внутренний виток 8 °

Подготовленные таким образом, т.е. соединенные с бухтой и отрезком шины выводы вставляют в пазы намоточно- 40 го приспособления и наматывают витки первой шайбы. Последний, наружный виток 9 первой шайбы известным способом соединяют с отводом 10, закрепляют виток и отрезают его от бух- 45 ты. Отвод 10 может быть выполнен как продолжение витка 9.

Сваривают отрезок шины, идущий от второго вывода, с бухтой, наматывают витки другой шайбы и ее последний, наружный виток 11 также соединяют с отводом 12, закрепляют виток и отрезают его от бухты. Свободные концы отводов, отстоящие от наружных вит- ков шайб, соединяют друг с другом, используя припой или крепеж 13, предпочтительно с применением скобы 14 (фиг. 5). Отводы могут быть расположены на стороне выводов (фиг. 3) или на обратной им стороне катушки, если ширина окна катушки мала. Выводы могут быть расположены также с двух сторон катушки.

Вывод доформовываюг таким образом, чтобы середина его плотно прилегала к торцевой поверхности 15 катушки, и соединяют его концы, используя припой или крепеж (технологический) .

При этом между концами вывода предпочтительно устанавливают прокладку

16 (с целью предотвращения возможного отгиба середины вывода от торцевой поверхности катушки и нарушения изоляции), а при соединении концов вывода посредством крепежа 17 предпочтительно также устанавливают и технологическую планку 18, на место которой будет установлен межкатушечный проводник или часть его при сборке магнитной системы.

Таким образом, используя предложенный способ изготовления, можно создать технологичную в изготовлении и надежную в эксплуатации конструкцию катушки главного полюса. тягового электродвигателя большой мощности.

На фиг, 8 изображена одна из модификаций вывода, концевая часть 19 которая только подформована. На фиг. 9 изображена одна из модификаций отводов, концевая часть 20 и 21 которых отличается от концов отводов

10 и 12. Укаэанные модификации выво- дов и отводов, как это видно из фиг.

6 и 7, обеспечивают снижение габарита катушки полюса и упрощают их создание в магнитной системе.

Изображенная на фиг. 8 и 9 катушка состоит из 4 шайб, а по существу состоит из двух самостоятельных полукатушек, каждую из которых выполняют двухслойной (из двух шайб). В этой катушке (фиг. 8, 9) масса наружного витка и отвода от него снижена в два раза, так как их сечение составляет половину сечения витка катушки из двух шайб.

Используя известный способ крепления наружного витка скобой и учитывая, что наружные витки с обеих сторон катушки подкреплены еще и выводами добиваются повьппения надежности их крепления. Что касается выводов катушки (фиг. 8, 9), то их надежность также радикально повьппается за счет снижения массы как межкатушеч1555767

6 изготовления катушки и повышает ее надежность, в том числе и в условиях

Крайнего севера. ного проводника, так и элементов их соединения с выводами, не говоря уже о повышении надежности контакта, токовая нагрузка на котором снижается в два раза.

Особый интерес катушки (фиг. 8,9); представляет в случае применения ее для машины с большой токовой нагрузкой, где целью является не превышение 1000 ампервитков вокруг оси якоря для исключения подшипниковых токов и повышения надежности подшипниковых узлов. В этом случае соединение полукатушек (фиг. 8,9) в .две параллельные группы с обходом тока вокруг оси якоря в противоположные стороны полностью решает эту проблему в части главных полюсов, обеспечивая при этом простоту конструкции и надежность межкатушечных соединений и их крепления. На фиг. 10 показана модификация соединения наружных витков шайб, при которой свободные концы 22 наружных витков шайб соединяют друг с другом непосредственно, т.е. отводы образованы удлинением витка.

Предложенный способ изготовления катушки полюса упрощает технологию

Формула изобретения

Способ изготовления катушки полюса электрической машины, при котором наматывают плашмя витки каждой шайбы катушки, соединяют наружные витки шайб друг с другом, скрепляют выводы с внутренними витками шайб и соединяIoT концы Выводов с приданием Выводам формы замкнутой рамки, охватывающей катушку, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления катушки и повыщения

20 надежности, выводы формуют П-образной формы, скрепление выводов с внутренЬ ними витками шайб ведут перед наматыванием так, что один из выводов скрепляют с концом бухты, а каждый

2$ последующий — с концом отрезка шины, после наматывания первой шайбы конец бухты скрепляют со свободным концом отрезка шины и наматывают следующую шайбу.

1555767 (PUBS.8

О г1

Составитель И.Белая

Редактор В,Данко Техред М.Ходанич Корректор И.Муска

Заказ 558 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101