Тракторная сцепка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности, к тракторным сцепкам для составления широкозахватных агрегатов. Целью изобретения является улучшение эффективности в работе сцепки путем повышения ее устойчивости, уменьшения ширины коридора движения на поворотах в транспортном положении и упрощение конструкции. Тракторная сцепка содержит дышло 1 с буксирной проушиной 2 и поворотную в горизонтальной плоскости раму 3, опирающуюся на три самоустанавливающихся колеса 4, 5, 6 посредством вертикальных стоек 7, 8, 9 соответственно. Рама снабжена серьгами 10, 11 и 12 для агрегатирования прицепных машин. Крайние серьги 10, 12 установлены на стойки 7, 9 колес, а средняя серьга 11 установлена на штанге 16, прикрепленной верхним концом консольно к раме 3. Дышло 1 связано с брусом 31 рамы 3 посредством вертикального цилиндрического шарнира 17 с возможностью перемещения по брусу в горизонтальной плоскости. Причем шарнир 17 смещен от штанги 16 в сторону впереди расположенного колеса 4, находясь от него на удалении, не превышающем длину дышла. Поворот рамы 3 относительно дышла 1 осуществляется посредством гидроцилиндра 18. Дышло 1 снабжено горизонтальной направляющей с фиксатором, выполненной на верхней стороне поворотной рамы. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (У1) А 01 В 59 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4492248/30-15 (22) 01.08.88 (46) 23.05.90. Бюл. У 19 (72) П.В.Зеленый, В.Д.Пищало и В.В.Гетман (53) 631,3.072.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР у 751342, кл. А 01 В 59/04, 1979. (54) ТРАКТОРНАЯ СЦЕПКА (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторным сцепкам для составления широкозахватных агрегатов. Целью изобретения является улучшение эффективности в работе сцепки путем повышения ее устойчивости, уменьшения ширины коридора движения
„,SU„„565372 А 1
2 на поворотах в транспортном положении и упрощение конструкции. Тракторная сцепка содержит дьппло 1 с буксирной проушиной 2 и поворотную в горизонтальной плоскости раму 3, опирающуюся на три самоустанавливающихся колеса 4, 5, б посредством вертикальных стоек 7, 8, 9 соответственно. Рама снабжена серьгами 10, 11 и
12 для агрегатирования прицепных машин. Крайние серьги 10, 12 установлены на стойки 7, 9 колес, а средняя серьга 11 установлена на штанге 16, прикрепленной верхним концом консольно к раме 3. Дышло 1 связано с брусом 31 рамы 3 посредством вертикального цилиндрического шарнира 17 с
1565372 возможностью перемещения по брусу в горизонтальной плоскости. Причем шарнир 17 смещен от штанги 16 в сторону впереди расположенного колеса 4 на9
5 ходясь от него на удалении, не пре- вьппающем длину дышла. Поворот рамы
3 относительно дьппла 1 осуществляется посредством гидроцилиндра 18.
Дьппло 1 снабжено горизонтальной на" правляющей с фиксатором, выполненной на верхней стороне поворотной рамы, 2 s.ï. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к тракторным сцепкам для составления широкозахватных аг15 регатов.
Целью изобретения является повьппение эффективности в работе сцепки путем повьппения ее устойчивости, уменьшения ширины коридора движения на поворотах в транспортном положении и упрощение конструкций.
На фиг.1 дана пространственная схема тракторной сцепки; на фиг.2 и 3— схемы сцепки соответственно в рабочем и транспортном положениях рамы, вид сверху; на фиг.4 — крепление дышла к раме; на фиг.5 и 6 — конструкция переставного шарнира дьппла, вид 30 сверху и разрез соответственно; на фиг.7 — фрагмент сцепки с расширенным диапазоном поворота дышла; на фиг.8 — положения дьппла на повороте; на фиг.9 — схема расчета положения
35 шарнира дьппла; на фиг. 10 — устройство смещения шарнира.
Тракторная сцепка содержит дышло
1 с буксирной проушиной 2 и поворотную в ГоризонтяльнОи ПЛОскОсти раму 40
3, опирающуюся на три самоустанавливающихся колеса 4-6 посредством вертикальных стоек 7-9 соответственно. Рама снабжена серьгами 10-12 для агрегатирования прицепных машин 13—
15 соответственно. Крайние серьги
10 и 12 установлены на стойки 7 и 9 колес, а средняя серьга 11, равноудаленная от упомянутых и лежащая с ними в одной плоскости, установле50 на на отдельной штанге 16, также прикрепленной верхним концом консольно к раме 3. Таким образом, верти" кальная плоскость, в которой расположены все три прицепные серьги 10—
12, проходит через оси поворота колес 4 и 6 вокруг стоек 7 и 9. Третье колесо 5 смещено от этой плоскости на расстояние, не превышающее половины поперечного габарита прицепной машины.
Дьппло 1 связано с рамой 3 посредством вертикального цилиндрического шарнира 17, причем шарнир смещен от штанги 16, расположенной в поперечной плоскости симметрии рамы, в сторону впереди расположенного колеса 4, находясь от него на удалении, не превышающем длину дышла, определяемую из условий нормальной повод рачиваемости агрегата в рабочем положении рамы (фиг,2), но не ближе расстояния, необходимого для обеспечения минимальной длины агрегата в транспортном положении (фиг.3).
Поворот рамы относительно дышла может осуществляться посредством гидроцилиндра 18, шток которого шарнирно связан с дышлом в точке 19, смещенной относительно шарнира 17 поворотом рамы, а корпус — с поперечиной рамы 20 в точке 21, обеспечивающей его расположение к дышлу под некоторым острым углом (фиг.2).
Управляемый подвод рабочей жидкости к силовому цилиндру 18 осуществлен от гидросистемы 22 трактора через ее разъемные выводы 23. Гидросистема трактора включает насос 24 с предохранительным клапаном 25 и сливом 26, а также четырехпозиционный гидрораспределитель 27 с рукоятью 28 управления. В исходной позиции гидрораспределитель направляет рабочую жидкость от насоса 24 на слив, запирая полости силового цилиндра в двух соседних с указанной позициях, MGcло нагнетается в одну из полостей силового .цилиндра, а в крайней правой — обе полости силового цилиндра сообщаются со сливом 26 так же, как и насос 24 (фиг.1).
Для повышения надежности конструкции дышло снабжено горизонтальной направляющей 29, выполненной на верхней стороне поворотной рамы 3 (фиг.4), 1565 (72 что позволяет частично разгрузить цилиндрический шарнир 17. Направляющая снабжена фиксаторами положений дьппла в рабочем и транспортном положениях рамы, выполненными, например, в ви5 де переставных пальцев 30, под которые в направляющей имеется ряд отверстий. Наличие фиксаторов позволяет даже отказаться от применения си" лового цилиндра для относительного поворота и удержания рамы и дышла.
В этом случае поворот дьппла может осуществляться маневрированием трактора. 15
В целях регулировки шарнир 17, связывающий раму с дьпплом может быть установлен с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости, например, только для регулировки про- 20 дольного положения (фиг.4), только поперечного или того и другого одновременно (фиг.5). В соответствии с фиг.4 шарнир установлен на раме поседством охватывающей ее продольный 25 брус 31 каретки 32, фиксируемой в различных положениях переставными пальцами 33, под которые в брусе имеется ряд отверстий. В соответствии с фиг.5 регулирование поперечного 30 и продольного положений шарнира 17 достигается перестановкой его в отверстия, выполненные в горизонтальной площадке 34 рамы, укрепленной на ее продольном 31 и наклонном 35 брусьях.
Дышло 1 также может содержать отверстия для регулирования его длины при наладке сцепки. При выполнении в площадке 34 прорезей взамен отверстий регулирование положения шарнира может осуществляться затягиванием гайки 36, а дышла на оси — шплинтом
37.
На фиг.7 — конструктивное исполнение направляющей 29 дышла 1, обеспечивающей поворот в транспортном положении рамы в обе стороны относительно ее продольного бруса 31 для повышения устойчивости сцепки на повороте и уменьшения ширины коридора движения агрегата, при этом благодаря смещению трактора 38 к центру 39 поворота (фиг,8). Необходимое поперечное смещение е шарнира 17 относительно вертикальной плоскости расположения прицепных серьг в сторону бокового самоустанавливающегося колеса 5 определяется из условия обеспечения минимальной ширины агрегата в транспортном положении, которая не должна превышать поперечный габарит прицепной машины (фиг,9) . Для выполнения этого условия рама должна занимать строго продольное положение под действием приложенных к ней сил и моментов: крюкового усилия P „ трактора, силы сопротивления самопередвижению сцепки Рс и сил сопротивления машины буксировке Рм.
Из условия равновесия моментов упомянутых сил имеем
2 1 е(- — Р+ЗР)=а — -Р
3 с м 3
Откуда поперечное сечение шарнира
17, обеспечивающее строго ориентированное положение сцепки в направлении движения, аРс
2Рс + 9Рм где а — поперечное сечение третьего самоустанавливающегося колеса сцепки, определяемое из условия сохранения ее приемлемой устойчивости в транспортном положении, но не превышающее половины поперечного габарита машины.
Регулирование поперечного положения шарнира 17 может потребоваться в связи с заменой машины одного тяго|вого сопротивления на машины другого тягового сопротивления или по условиям движения. Оперативно такое регулирование позволяет производить крепление оси шарнира на гайке 40, винт 41 которой установлен на раме в поперечном положении и снабжен рукоятью 42 для вращения (фиг.10).
Устройство работает следующим образом.
При выполнении сельскохозяйственного технологического процесса ра ма 3 занимает относительно дьппла 1 положение, изображенное на фиг.2. В этом положении ее удерживает силовой цилиндр 18 или переставные фиксирующие пальцы 30 (Лиг.7), или то и другое одновременно (фиг.4). Указанное положение рамы позволяет прицепным машинам 13-15 располагаться на некоторой ширине, обеспечивая сплошную обработку почвы без огрехов и перекрытий в стыках полос, об- рабатываемых каждой машиной в отдельности.
1565372
По завершении технологической операции и в связи с необходимостью предстоящего передвижения по дорогам, раму 3 переводят в положение, изображенное на фиг.3. Такой перевод обеспечивается силовым цилиндром 18 прямо с рабочего места водителя трактора, причем на ходу, или самопроизвольно при освобождении дышла 10 от фиксирования пальцамй 30 (при втором варианте исполнения). Самопроиэвольйый поворот рамы в транспортное положение обеспечивается в процессе движения силами сопротивления дви- 15 жению машин и сцепки,.благодаря смещенному расположению шарнира 17 в направлении ее впереди расположенного колеса 4. Продольное положение рамы позволяет машинам располагаться 20 друг за другом в направлении движения, при этом поперечный габарит е агрегата не превышает аналогичный параметр отдельной машины, позволяя агрегату вписывать в полосу дриже- 25 ния дороги. В транспортном положении рама 3 может фиксироваться с дышлом путем запирания полостей силового цилиндра или переставными пальцами. Однако при необходимости повыше- 30 ния устойчивости сцепки против опрокидывания на повороте такое фиксирование не производят. Благодаря этому проушина 2 дышла смещается к центру поворота и сцепка приобретает в поперечной плоскости дополнительную точку опоры (фиг.8).
Помимо повышения устойчивости против опрокидывания смещенное расположение шарнира относительного поворо- 40 та рамы и дышла, позволяя выполнить дышло жестким по длине, исключает набегание сцепки и машин в транспортном положении на трактор при замедлении движения агрегата (торможении), 45
Основное же преимущество — существенное упрощение конструкции при прочих равных возможностях.
Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я
1. Тракторная сцепка, содержащая дышло с буксирной проушиной и поворотную в горизонтальной плоскости раму, опирающуюся на три самоустанавливающихся колеса и снабженную серьгами для агрегатирования прицепных машин, расположенными в одной вертикальной плоскости с двумя самоустанавлнвающимися колесами, причем дьш ло связано с рамой посредством вертикального цилиндрического шарнира, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности в работе сцепки путем повышения ее устойчивости, уменьшения ширины коридора движения на поворотах в транспортном положении и упрощения конструкции, вертикальный цилиндрический шарнир закреплен на брусе рамы со смещением в направлении впереди расположенного самоустанавливающегося колеса, лежащего в одной вертикальной плоскости с серьгами, находясь от него на удалении, не превышающем длину дышла.
2, Сцепка по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что вертикальный цилиндрический шарнир связан с рамой с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости с фиксацией промежуточных положений.
3. Сцепка по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, дышло снабжено горизонтальной направляющей, выполненной на поворотной раме,и снабжено фиксаторами в рабочем и транспортном положениях относительно направляющей, 15б5372
1565372
15Ь5372
1565372 з ñ
Составитель В.Дюкова
Редактор Л.Гратилло Техред Л,Сердюкова Корректор Т.Малец
Заказ 1173 Тираж 493 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, У..r. Гаi арина, 101