Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение долговечности зубчатого колеса путем выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении и по шлицам. Зубчатый венец колеса соединяется со ступицей посредством шлицевого соединения, на шлицах которого выполнены продольные прорези под углом 3-30° к оси шлица или прорези переменной ширины или глубины, или две пересекающиеся прорези. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ч)5 F 16 Н 55/17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
8- ::1ЫЗЖ
ПР
Е:
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4602993/25 — 28 (22) 09.11,88 (46) 30.05.90. Бюл. ¹ 20 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) И.В.Жук, А,А.Я кимович, В.Л. Басин юк и
А.С. Скороходов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1071047, кл. F 16 Н 55/14, 1982.
Авторское свидетельство СССР
¹ 781461, кл, F 16 Н 55/17, 1978.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах и механизмах, зубчатые колеса которых работают в условиях повышенных перекосов осей вращения.
Цель изобретения повышение долговечности зубчатого колеса путем выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении.
На фиг.1 изображено зубчатое колесо. общий вид; на фиг.2 — шлиц, у которого ось прорези выполнена под углом к оси шлица; на фиг.3 — шлиц, у которого по две пересекающиеся прорези; на фиг.4 — шлиц, у которого ширина и глубина прорези выполнена переменной; на фиг.5 — шлиц с цилиндрической прорезью; на фиг.б — шлиц с двумя цилиндрическими прорезями с пересекающимися осями, сечение.
Зубчатое колесо содержит венец 1 и ступицу 2, соединенные между собой посредством шлицев 3 и 4, выполненных на венце и ступице соответственно.., . Ж 1567836 А1 (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель изобретения — повышение долговечности зубчатого колеса путем
-выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении и по шлицам. Зубчатый венец колеса соединяется со ступицей посредством шлицевого соединения. на шлицах которого выполнены продольные прорези под углом 3 — 30 к оси шлица или
О прорези переменной ширины или глубины. или две пересекающиеся прорези.
3 з.п. ф — лы. 6 ил.
На шлицах 3 и 4 выполняются прорези
5 или 6, или 7, или 8. или 9, или 10.
Прорезь 5 выполнена под углом 3 — 30 о к оси шлица. Большие значения угла соответствуют большим значениям коэффициента концентрации нагрузки и большим значениям отношения h/1, где h — высота шлица; I — длина шлица.
Прорезь 6 выполнена с переменной шириной и глубиной, равномерно увеличивающимися от одного торца шлица к другому.
Такая конструкция шлицев обеспечивает самоустановку венца 1 и в реверсивных передачах.
Прорези 7 и 8 выполнены под углом 3—
30 к оси шлица и взаимно пересекающимися, Шлицытакой конструкции обеспечивают самоустановку венца 1, когда при реверсе нагрузка концентрируется у противоположного торца. Повышенной технологичностью обладают шлицы с цилиндрическИми отверстиями, оси которых либо параллельны оси
1567836 колеса (фиг.5), либо расположены под углом к нему — оси 11 и 12 на фиг.6.
При работе зубчатого колеса нагрузка концентрируется у одного иэ торцов зубьев 5 венца 1 и, соответственно, у од лого из торцов шлицев 3 и 4. Следовательно, более равномерное распределение нагрузки достигается обеспечением большей податливости одного или обоих торцов шлицев 3 или 10
4, у которых концентрируется нагрузка посредством выпал ения прорези 5 под углом
3 — 30 к оси шлица или посредством выполо нения прорезей взаимопересекающимися, или переменной ширины и глубины, При 15 этом важной особенностью конструкции является значительная площадь рабочих поверхностей шлица вследствие отсутствия выходящих на них прорезей, что позволяет использовать техническое решение в тяже- 20 лонагруженных передачах, а также передачах, работающих в условие< повышенного абразивного воздействия на рабочие поверхности.
Формула изобретения
1. Зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу, соединенные посредством шлицевого соединения, имеющего по выступам шлицев продольные прорези, о т л и ч à ющ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности зубчатого колеса путем выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении и по шлицам, Ррореэи выполнены под углом 3 — 30 к продольной о оси шлицев, 2, Колесо по п1, о т л и ч а ю ще ес я тем, что глубина прорези выполнена равномерно увеличивающейся от одного торца к другому.
3. Колесо по п,1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ширина прорези выполнена равномерно увеличивающейся от одного торца к другому.
4. Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности в реверсивной передаче, в каждом шлице выполнена дополнительная прорезь, идентичная первой и пересекающаяся с ней.
1567836
Составитель А.Першин
Редактор Л,Пчолинская Техред М,Моргентал Корректор М.Самборская
Заказ 1313 Тираж 491 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101