Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение долговечности зубчатого колеса путем выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении и по шлицам. Зубчатый венец колеса соединяется со ступицей посредством шлицевого соединения, на шлицах которого выполнены продольные прорези под углом 3-30° к оси шлица или прорези переменной ширины или глубины, или две пересекающиеся прорези. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ч)5 F 16 Н 55/17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

8- ::1ЫЗЖ

ПР

Е:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4602993/25 — 28 (22) 09.11,88 (46) 30.05.90. Бюл. ¹ 20 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) И.В.Жук, А,А.Я кимович, В.Л. Басин юк и

А.С. Скороходов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1071047, кл. F 16 Н 55/14, 1982.

Авторское свидетельство СССР

¹ 781461, кл, F 16 Н 55/17, 1978.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах и механизмах, зубчатые колеса которых работают в условиях повышенных перекосов осей вращения.

Цель изобретения повышение долговечности зубчатого колеса путем выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении.

На фиг.1 изображено зубчатое колесо. общий вид; на фиг.2 — шлиц, у которого ось прорези выполнена под углом к оси шлица; на фиг.3 — шлиц, у которого по две пересекающиеся прорези; на фиг.4 — шлиц, у которого ширина и глубина прорези выполнена переменной; на фиг.5 — шлиц с цилиндрической прорезью; на фиг.б — шлиц с двумя цилиндрическими прорезями с пересекающимися осями, сечение.

Зубчатое колесо содержит венец 1 и ступицу 2, соединенные между собой посредством шлицев 3 и 4, выполненных на венце и ступице соответственно.., . Ж 1567836 А1 (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель изобретения — повышение долговечности зубчатого колеса путем

-выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении и по шлицам. Зубчатый венец колеса соединяется со ступицей посредством шлицевого соединения. на шлицах которого выполнены продольные прорези под углом 3 — 30 к оси шлица или

О прорези переменной ширины или глубины. или две пересекающиеся прорези.

3 з.п. ф — лы. 6 ил.

На шлицах 3 и 4 выполняются прорези

5 или 6, или 7, или 8. или 9, или 10.

Прорезь 5 выполнена под углом 3 — 30 о к оси шлица. Большие значения угла соответствуют большим значениям коэффициента концентрации нагрузки и большим значениям отношения h/1, где h — высота шлица; I — длина шлица.

Прорезь 6 выполнена с переменной шириной и глубиной, равномерно увеличивающимися от одного торца шлица к другому.

Такая конструкция шлицев обеспечивает самоустановку венца 1 и в реверсивных передачах.

Прорези 7 и 8 выполнены под углом 3—

30 к оси шлица и взаимно пересекающимися, Шлицытакой конструкции обеспечивают самоустановку венца 1, когда при реверсе нагрузка концентрируется у противоположного торца. Повышенной технологичностью обладают шлицы с цилиндрическИми отверстиями, оси которых либо параллельны оси

1567836 колеса (фиг.5), либо расположены под углом к нему — оси 11 и 12 на фиг.6.

При работе зубчатого колеса нагрузка концентрируется у одного иэ торцов зубьев 5 венца 1 и, соответственно, у од лого из торцов шлицев 3 и 4. Следовательно, более равномерное распределение нагрузки достигается обеспечением большей податливости одного или обоих торцов шлицев 3 или 10

4, у которых концентрируется нагрузка посредством выпал ения прорези 5 под углом

3 — 30 к оси шлица или посредством выполо нения прорезей взаимопересекающимися, или переменной ширины и глубины, При 15 этом важной особенностью конструкции является значительная площадь рабочих поверхностей шлица вследствие отсутствия выходящих на них прорезей, что позволяет использовать техническое решение в тяже- 20 лонагруженных передачах, а также передачах, работающих в условие< повышенного абразивного воздействия на рабочие поверхности.

Формула изобретения

1. Зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу, соединенные посредством шлицевого соединения, имеющего по выступам шлицев продольные прорези, о т л и ч à ющ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности зубчатого колеса путем выравнивания распределения нагрузки в зубчатом зацеплении и по шлицам, Ррореэи выполнены под углом 3 — 30 к продольной о оси шлицев, 2, Колесо по п1, о т л и ч а ю ще ес я тем, что глубина прорези выполнена равномерно увеличивающейся от одного торца к другому.

3. Колесо по п,1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ширина прорези выполнена равномерно увеличивающейся от одного торца к другому.

4. Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности в реверсивной передаче, в каждом шлице выполнена дополнительная прорезь, идентичная первой и пересекающаяся с ней.

1567836

Составитель А.Першин

Редактор Л,Пчолинская Техред М,Моргентал Корректор М.Самборская

Заказ 1313 Тираж 491 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101