Турбодетандер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в газовой промышленности. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности путем улучшения смазки подшипников. Это достигается тем, что в радиальный подшипник 11 масло подается из напорной магистрали 2 масляной системы через серповидную проточку, выполненную в верхней части стакана, и сквозные радиальные пазы, равномерно выполненные в прижимном диске, а к упорному подшипнику 12 масло поступает из напорной магистрали 2 по каналу через кольцевую ванну, образованную в стакане буртом на прижимном диске. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 25 В 11 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

М .""ть.

Е Ь. : с.

Q

Л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4438785/23-06 (22) 10.06.88 (46) 30.06.90. Бюл. № 24 (71) Всесоюзное научно-производственное объединение турбохолодильной, газоперекачиваюшей и газотурбинной техники «Союзтурбогаз» (72) Н. М. Безбородов, В. Г. Карнаухов, М. Л. Осовский и В. А. Рождественский (53) 621.575 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 511486, кл. F 25 В 11/00, 1975.

SU 1575025 А 1 (54) ТУРБОДЕТАНДЕР (57) Изобретение может быть использовано в газовой промышленности, Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности путем улучшения смазки подшипников. Это достигается тем, что в радиальный подшипник масло подается из напорной магистрали 2 масляной системы через серповидную проточку, выполненную в верхней части стакана, и сквозные радиальные пазы, равномерно выполненные в прижимном диске, а к упорному подшипнику масло поступает из напорной магистрали 2 по каналу через кольцевую ванну, образованную в стакане буртом на прижимном диске. 3 ил

1575025

Изобретение относится к холодильной технике, а точнее к турбодетандерным агрегатам в установках подготовки природного газа.

Цель.о изобретения является повышение эксплуатационной надежности путем улучшения смазки подшипников.

На фиг. 1 представлен турбодетандер., общий вид; на фиг. 2 — узел на фиг. 1; на фиг. 3 — узел II на фиг. 1.

Турбодетандер содержит корпус 1. В корпусе с напорной магистралью 2 масляной ,системы корпусные детали образуют масляный картер 3, расположенный внутри газового картера 4, в котором полости 5 и 6 высокого и низкого давления соединены дре- !5 нажными каналами 7. Ротор 8 турбодетандера с консольными колесами турбины 9 и компрессора 10 опирается на две опоры: радиально-осевую 11 со стороны полости 5 и радиальную 2 со стороны полости 6.

Радиально-осевая опора 11 включает радиальный роликовый подшипник 13, закрепленный в стакане 14 прижимным диском

15 и стопорным кольцом 16, и радиальноупорный шариковый подшипник 17. Для подвода смазки к радиальному подшипнику 13 25 в верхней части стакана 14 выполнена серповидная проточка 18, соединенная каналом 19 с напорной магистралью 2 масляной системы, и на прижимном диске 15 со стороны подшипника 1 3. BbilioJI H iihl радиальные скьозные пазы 20, сообшенные с серповидной проточкой 18. Для подвода смазки к радиально-упорному подшипнику 17 на роторе 8 перед подшипником 17 со стороны полости высокого давления 5 установлена коническая втулка 2!, прижатая большим осноганием к подшипнику 17, и а стакане 14 над втулкой выполнен сообщенный с напорной магистралью 2 масляной системы канал 22 подвода смазки к втулке. Радиальная опора 12 включает радиальный роликовый подшипник 23, закрепленный в стакане 24 при- 4g жимным диском 25 и стопорным кольцом 26.

Для подвода смазки к подшипнику 23 в прихкимно л диске 25 вымол НрН кольцевой бурт 27, образуюший по внешнему периметру подшипника 23 кольцевую ванну 28, 45 нижняя часть которой сообщена каналом 29 в стакане 24 с напорной магистралью 2 масляной системы. В местах перехода ротора 8 из масляного картера 3 в газовый картер 4 установлены винтовые масляные уплотнения с маслосгонной резьбой 30, снабженные расположенными со стороны газовых полостей сепарируюШими устройствами, состояшими из установленных .à роторе 8 конических дисков 31 и размещенных в корпусе втулок 32 с ребордой 33, образующей с диском 31 кольцевую щель.

Турбодетандер работает следующим образомм.

Неочишенный газ поступает в турбинное колесо 9, где снижается =-ro давление и температура. После турбины газ поступает в очистные сооружения, в которых он очишается от жидких и механических примесей. Из очистных сооружений газ поступает в компрессорное колесо 10, а из него— в магистральный газопровод. Консольное расположение на роторе 8 турбинного и компрессорного колес 9 и 10 приводит к тому, что в газовом картере 4 полости 5 и 6 имеют разное давление, так как давление газа при проходе через очистные сооружения снижается. Под действием перепада давления в полостях 5 и 6, неочищенный газ продувается через масляный картер по уплотнениям 30. Сепарируюшее устройство, установленное перед уплотнением 30, со стороны газовой полости предотвращает попадание в масляный картер 3 жидкости и механических примесей, содержашихся B неочищенном газе. При прохождении неочиц енного газа через кольцевую шель между ребордoH 33 aT H 32 ri коническим диском 31 содержашиеся в нем жидкие и твердые частички отбрасываются центробежной силой в газовый картер 4 и через систему суфлирования картера 4 попадают в проточную часть компрессора. В радиальноосевой опоре 11 масло из выполнечной в корпусе 1 напорной магистрали 2 подается по каналу 19 в стакане 14 в серповидную проточку 18, откуда по пазам 20 в прижимном диске 15 стекает сверху в виде пленки по торцу подшипника 13. Масло к подшипнику 17 подводят из масляной магистрали 2 по каналам 22 на стенку стакана 14, откуда оно капает на коническую втулку 21. растекается по ней и образовавшаяся масляная пленка под действием центробежных сил и потока газа. продуваемо-,о через картер 3, стекает с втулки 21 на торец подшипника 17. В радиальной опоре 12 масло к подшипнику 23 подают из магистрали 2 по каналу 29 в кольцевую ванну 28, образованную в ст" êàíå 24 буртом 27 на прижимном диске 25, который прижат к стакану 24 кольцом 26. Подаваемое снизу в ванну 28 масло восполняет унос масла роликовым подшипником 23 и вымывает из нее продукты износа и примеси, занесенные газом, продуваемым через картер 3.

Формула изобретения

Турбодетандер, содержащий корпус с напорной магистралью масляной системы и масляным картером, размещенным внутри газового картера с полостями высокого и низкого да ьления, сообщенными дрена жными каналами, ротор с консольно расположенными колесами турбины и компрессора, размешенный в масляном картере на опорах с осевым и радиальным подшипниками со своими стаканами и при.KH vlHhIMa дисками > уплотнения, размешенные на роторе м жду

1575025 газовым и масляным картерами, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем улучшения смазки подшипников, ротор дополнительно снабжен конической втулкой, размещенной с6 стороны полости высокого давления между осевым и радиальным подшипниками. в верхней части стакана радиального подшипника выполнены канал, расположенный над втулкой, и со стороны полости высокого давления — серповидная проточка, сообщенные с напорной магистралью масляной системы, в прижимном диске со стороны радиального подшипника выполнены расположенные равномерно по окружности сквозные редиальные пазы, а в прижимном диске радиального подшипника со стороны полости низкого давления выполнен кольцеБ вой бурт с образованием по внешнему периметру подшипника кольцевой ванны, сообщенной посредством канала, выполненного в стакане, с напорной магистралью масляной системы, при этом уплотнения со стороны

10 газовых полостей снабжены сепарирующими устройствами, которые выполнены в виде установленного на роторе конического диска и размещенной в корпусе втулки с ребордой с образованием между ними кольцевой щели.

1575025

Составитель А. Федотов

Редактор M. Бандура Техред A. Кравчук Корректор И. Муска

Заказ 1777 Тираж 450 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Ра> нская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101