Способ ускоренных испытаний подшипникового узла турбокомпрессора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытаниям машин и может быть использовано при стендовых ускоренных испытаниях турбокомпрессора. Способ позволяет упростить процесс испытания и снизить его трудоемкость. Существо способа заключается в том, что при испытании в сопряжении вал ротора-подшипник обеспечивают режим полужидкостного трения путем увеличения радиальной нагрузки, испытывают узел в режиме полужидкостного трения до предельного состояния, причем при испытании регулируют угловую скорость вала ротора и давление в системе смазки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 щ)5 С 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ У С8ИДЕТЕПЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4363320/25-06 (22) 13.01.88 (46) 30.06.90. Бюл. 11 24 (71) Украинский филиал Государственного научно-исследовательского института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) И,В.Анилович, В.А.Стефанович, Л.С.Квашина, А.В,Толпыкин и А.M.Øìàòêo (53) 621.436,001.4 (088 ° 8) (56) Савельев Т.М, и др. Опыт доводки и производства турбокомпрессоров автомобильных дизелей. М.: Машиностроение. 1985, с. 94.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к испытаниям турбомашин, и может быть использовано при стендовых испытаниях турбокомпрессоров (ТК ), Цель изобретения — упрощение про цесса испытания и снижение его трудоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что при испытании подшипникового узла турбокомпрессора в сопряжении вал ротора — подшипник устанавливают режим полужидкостного трения путем увеличения радиальной нагрузки на подшипник, одновременно регулируя дисбаланс вала ротора, его угловую скорость и давление в системе смазки, и испытывают подшипниковый узел в установившемся режиме.

2 (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА (57) Изобретение относится к испытаниям машин и может быть использовано при стендовых ускоренных испытаниях турбокомпрессора. Способ позволяет упростить процесс испытания и снизить

его трудоемкость, Существо способа заключается в том, что при испытании в сопряжении вал ротора — подшипник обеспечивают режим полужидкостного трения путем увеличения радиальной нагрузки, испытывают узел в режиме полужидкостного трения до предельного состояния, причем при испытании регулируют угловую скорость нала ротора и давление в системе смазки.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом, Перед началом испытаний на колеса турбины и компрессора навешивают грузики для создания дисбаланса ротора.

Эта операция является "грубой" регулировкой в ходе определения искомого рейма полужидкостного трения. Затем включают стенд и медленно повышают обороты. "Точной" регулировкой явля- . ется плавное изменение скорости вращения ротора и давления масла. Таким образом устанавливается режим полужид:- Ж костного трения, когда толщина масляного клина равна критическому значению, В процессе поиска режима полужидкостного трения контролируют вибрации корпуса турбокомпрессора или непосредственно зазоры в сопря1575082

Составитель В,Горбунов

Редактор М.Товтин Техред г1.Ходанич Корректор Э.Лончакова

Заказ 1780 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г;ужгород, ул. Гагарина, 101 жеиии вал ротора — подшипник для ( гоГо, чтобы определить момент дости— жеНия режима полужидкостного трения, Для достижения искомого режима на меньших оборотах вала ротора снижа5 ют давление в системе смазки (последнее обстоятельство имеет смысл с точки зрения уменьшения энергозатрат пр испытаниях и более высокой ста-. би ьности процесса испытания). Об ус ановлении режима свидетельствует увеличение вибраций корпуса турбоко прессора, а также уменьшение зазора: в сопряжении вал ротора — подшип- i5 ни к до заранее определенной величины.

После определения параметров режима полужидкостного трения турбокомпрессор испытывают в установившемся режиме до достижения предельного сос- 2

20 тояния, По достижении предельного состояния турбокомпрессор разбирают и выполняют микрометраж основных деталей с последующим определением их износов.25

После этого дают оценку износостой— кости сопряжений.

Следует отметить, что при фиксированном значении дисбаланса (например

5,5 гсм) и достижении режима полужндкостного трения значение угловой скорости и давления масла для каждого испытываемого турбокомпрессора может разниться и характеризует зазоры в сопряжениях (т.е. является харак терис тикой качества подшипниково го узла турбок омпрес со pa ).

Способ ускоренных испытаний не требует применения абразивного порошка и может быть реализован на.любой установке для испытания турбокомпрессоров без ее доработки, Кроме того, изменяя направленность дисбаланса вала ротора (создавая момент от дисбаланса), можно изменять скорость изнашивания сопряжения подшипниксредний корпус, т,е ° управлять процессом испытания.

Формула изобретения

Способ ускоренных испытаний подшипникового узла турбокомпрессора путем доведения его до предельного состояния с последующим измерением величины износа рабочих поверхностей сопряжений, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса испытания и снижения его трудоемкости, в сопряжении вал ротора — подшипник обеспечивают режим полужидкостного трения путем увеличения радиальной нагрузки на подшипник, причем перед началом испытания устанавливают требуемый дисбаланс вала ротора и испытывают подшипниковый узел в режиме полужидкостноro трения до предельного состояния, регулируя при испытании угловую скорость вала ротора и давление в системе смазки,