Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин и, в частности, к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям. Цель изобретения - повышение эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях путем обеспечения бесступенчатого регулирования скорости хода и быстрое реверсирование. Гидрообъемный ходоуменьшитель содержит трехзвенный зубчатый дифференциальный механизм 1, одно звено 2 которого связано с двигателем 3, другое - с движителями 7 самоходной машины, а с третьим звеном 18 кинематически связана гидромашина 9, входная гидролиния 10 которой подключена одновременно к сливной магистрали гидросистемы привода вспомогательных устройств через обратный клапан и к одному из выводов гидравлического распределительного устройства, а выходная гидролиния 11 гидромашины подключена к входу дросселя 15, выход 16 которого соединен с гидробаком 17. Для обеспечения возможности бесступенчатого регулирования пониженных скоростей движения самоходной машины также и задним ходом в ходоуменьшителе предусмотрено, чтобы входная и выходная гидролинии гидромашины были соединены с входом дросселя через обратные клапаны с проводимостью в сторону дросселя, и, кроме того, устанавливается дополнительный двухпозиционный, двухлинейный гидрораспределитель, соединенный гидролиниями с гидробаком и выходной гидролинией гидромашины. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

+ а, () 6ДфР.ф

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К !7/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4489720/25-! I (22) 04.10.88

,(46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению «НАТИ», Таллиннское производственное объединение «ТАЛЛЭКС» им. 50-летия СССР и Производственное объединение «Минский тракторный завод им. В. И. Ленина» (72) В. М. Мастеровой, К. И. Городецкий, Ф. Г. Ворончихин, И. П. Ксеневич, Х.-Э. Э. Вейрок, Р. И. Сютисте, Х. А. Хунт, П, А. Стецко, О. К. Довнар и В, В, Дакимович (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 981027, кл. В 60 К l?/10, 1980. (54) ГИДРООБЪЕМНЫЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин и, в частности, к допол.нительным устройства м трансмиссий — ходоуменьшителям. Цель изобретения — повышение эффективности работы самоходной машины на пониженных. скоростях путем обеспечения бесступенчатого регулирования скорости хода и быстрое реверсирование.

ÄÄSUÄÄ 1579799 А1

Гидрообъемный ходоуменьшитель содержит трехзвенный зубчатый дифференциальный механизм 1, одно звено 2 которого связано с двигателем 3, другое — с движителями 7 самоходной машины, а с третьим звеном 18 кинематически связана гидромашина 9, входная гидролиния 10 которой подключена одновременно к сливной магистрали гидросистсмы привода вспомогательных устройств через обратный клапан и к одному из выводов гидравлического распределительного устройства, а выходная гидролиния 11 гидромашины подключена к входу дросселя 15, выход 16 которого соединен с гидробаком 17.

Для обеспечения возможности бесступенча того регул и рован и я пониженных скоростей движения самоходной машины также и задним ходом в ходоуменьшителе предусмотрено, чтобы входная и выходная гидролинии гидромашины были соединены с входом дросселя через обратные клапаны с проводимостью в сторону дросселя, и, кроме того, устанавливается дополнительный двухпозиционный, двухлинейный гидрораспределитель, соединенный гидролиниями с гидробаком и выходной гидролинией гидромашины. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.

1579799

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к дополнительным устройствам трансмиссии — ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.

Целью изобретения является повышение эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях путем обеспечения бесступенчатого регулирования скорости хода, а также быстрого реверсирования хода

На чертеже представлена гидрокинематическая схема гидрообъемного ходоуменьшителя самоходной машины.

Ходоуменьшитель состоит из зубчатого трехзвенного дифференциального механизма (ДМ) 1. Одно звено ДМ, например солнечная шестерня 2, связано с двигателем внутреннего сгорания 3, второе, например водило 4, связано через коробку передач (КГ1) 5 и задний мост 6 с движителями 7 машины, а с третьим звеном, например эпицпклической шестерней 8, кинематически через зубчатую передачу связана гидрома шина 9.

Входная 10 и выходная ll гидролинии гидромашины через обратные клапаны 12 и 13 соединены с входом 14 дросселя 15, выход 16 которого соединен с гидробаком 17.

Обратные клапаны 12 и 13 установлены в соответствующих гидролиниях с проводимостью в сторону входа дросселя Ходоуменьшитель снабжен дополнительными гидрораспределителем 18, соединенным с гидробаком 7 и выходной гидролинией 11. Гидрораспределитель 18 выполнен двухпозиционным и двухлинейным для отключения в позиции I выходной гидролинии 11 гидромашины 9 от гидробака 17 и связи в позиции 11 выходной гидролинии ll- с гидробаком 17.

Дополнительный гидрораспределитель 18 может быть выполнен ручного управления либо автоматического. При варианте автоматического управления гидрораспределитель 18 должен быть выполнен нормально закрытым и удерживаемым в позиции I с помощью пружины, подключение его в позицию

II осуществляется за счет связи полости 19 управления гидролинией 20 с входной гидролинией 10 гидромашины.

Ходоуменьшитель снабжен также гидрораспределителем 21, вход 23 которого соединен соответственно с входной и выходной гидролинией гидромашины через обратные клапаны 12 и 13 и одновременно соединен с входом 14 дросселя 15. Выход 22 гидрораспределителя соединен с гидробаком 17.

Рукоятка переключения гидрораспределителя 21 может быть блокирована с управлением главного сцепления 24 самоходной машины.

Самоходная машина оборудована гидросистемой привода вспомогательны х устройств (ГПВУ), включающей насос 25, приводимый от двигателя 3, с всасываюц;е t гидролинией 26, соединенной с гидробаком

17, напорной гидролинией 27, подведенной к гидравлическому распределительному устройству 28.

Гидравлическое распределительное устройство имеет несколько пар гидравлических выводов для подключения и запитки рабочей жидкости приводов вспомогательных устройств, например гидроцилиндра 29 подъема и опускания орудий, или управления передним отвалом и др. ГПВУ имеет постоянный слив — сливную магистраль 30, соединенную одновременно через фильтр 31 с гидробаком 17 и через обратный клапан 32 с входной гидролинией 10 гидромашины 9 ходоуменьшителя.

К одному из выводов ЗЗ гидравлического распределительного устройства 28, который является свободным, т. е. не задействованным на привод вспомогательных устройств, подключена входная гидролиния 10 гидромашины ходоуменьшителя. В случае, если от вывода 33 необходимо также запитызать привод вспомогательных устройств, например гидроцилиндр 29 управления передним отвалом, подключение к этому выводу входной гидролинии 10 выполняется посредством распределительного крана 34. Этот кран имеет две переключаемых позиции: I — вывод 33 соединен с гидрол" нией 35; 11 — вывод 33 соединен с гидролинией 10 и одновременно с гидролинией 35 через обратный клапан 36 с проводимостью в торону гидоо инин 10

Ходоуменьшитель работает следующим образом.

При необходимости движения самоходной машины на пониженных скоростях вперед прерывается подача масла под давлением от насоса 25 через выводы 33 к входной гидролинии 10. Это возможно осуществить либо прервав с помощью управления гидравлическим распределительным устройством

28 подачу масла к выводу 33 (в случае, если вывод 33 непосредственно соединен с гидролинией 10), либо (в случае установки между выводами 33 и гидролинией 10 распределительного крана 34) перекпочив его в позицию I. Для этого режима гидрораспределители 18 и 21 должны быть установлены в позицию I. Тогда вращение от двигателя 3 через главное сцепление 24 передается к солнечной шестерне 2 дифференциального меxaнизма 1 и далее к водилу 4 и связанному с ним входному валу коробки 5 передач.

Одновременно вращение передается к эпициклической шестерне 8, а от нее через зубчатую передачу — к гидромашине 9. Последняя, вращаясь, создает разрежение во входной гидролинии 10. При этом обратный клапан 32 открывается под давлением слива в гидролинии 30 и часть масла из сливной магистрали 30 поступает на всасывание гидромашины 9, которая ь этом случае работает

1579799

10

Формула изобретения

5 в режиме насоса. Далее масло подается к выходной гидролинии 11.

При наличии тягового усилия на самоходной машине на валу гидромашины 9 возникает крутящий момент, а в выходной гидролинии 11 возникает давление, под дейст-. вием которого обратный клапан 13 открывается, пропуская масло к дросселю 15. Проходя через дроссель, масло сливается обратно в гидробак 17. При регулировании водителем дросселя 15 от открытого положения до закрытого задается тем самым различный поток масла и частота вращения гидромашины 9 изменяется соответственно от максимального значения до полной остановки и, следовательно, скорость самоходной машины также изменяется соответственно от минимальной величины (остановки самоходной машины) до максимальной.

В первом режиме движения самоходной машины гидросистема привода вспомогательных устройств работает следующим образом.

Насос 25, вращаясь от двигателя 3, засасывает рабочую жидкость (масло) из гидробака 17 по высасывающей гидролинии 26 и подает ее по напорной гидролинии 27 к гидравлическому распределительному устройству 28. От этого устройства при его переключении водителем масло поступает на привод вспомогательных устройств через вывод 33 к гидроцилиндру 29, а постоянный слив масла осуществляется по сливной магистрали 30 через фильтр 31 в гидробак 17.

При необходимости движений самоходной машины на пониженных скоростях задним ходом восстанавливается подача масла от насоса 25 через выводы 33 устройства 28 к входной гидролинии 10.

Это возможно осуществить с помощью управления гидравлическим распределительным устройством 28, включив его в позицию, когда масло от насоса 25 подается к выводам 33.

Для случая непосредственного соединения гидролинии 10 к выводам 33 масло напрямую поступает к гндромашине 9. Если же устанавливается распределительный кран 34, то необходимо в позицию II его. включить, чтобы осуществлялась подача масла от насоса 25 через устройство 28— к выводам 33 гидролинии 10 и на вход гидромашины 9. При этом масло не может поступать к гидроцилиндру 29 благодаря наличию обратного клапана 36. В этом режиме (заднего хода) гидрораспределитель 21 должен находиться в позиции I, а гидрораспределитель 18 должен быть переключен в позицию П, соединяя выходную гидролинию 11 с баком 17. Это переключение осуществляется возможно вручную либо автоматически под воздействием передачи давления масла из гидролинии 10, далее по гидролинии 20 к полости 19 управления. Поток масла, поступаемый к гидромашине 9 по гидроли15

45 нии 10, заставляет ее разгоняться в ту же сторону, что и при движении машины вперед, но с большей частотой вращения. В этом случае гидромашина 9 работает в режиме гидромотора, а регулирование скорости заднего хода машины осуществляется также дросселем 15. При этом под действием давления масла в гидролинии 10 обратный клапан 12 открывается, а клапаны 12 и 13 закрываются..

1. Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, оборудованнои гидросистемой привода вспомогательных устройств с гидравлическим распределительным устройством, содержащий трехзвенный зубчатый дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем, другое — с движителями, а с третьим звеном кинематически связана гидромашина. постоянного рабочего объема, входная гидролиния которой подключена одновременно к сливной магистрали гидросистемы привода вспомогательных устройств через обратный клапан и к одному из выводов гидравлического распределительного устройства, а выходная гидролиния гидромашины подключена к входу дросселя, выход которого соединен с гидробаком, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях путем обеспечения бесступенчатого регулирования скорости хода, а также быстрого реверси р;:. а н ив: îäà. он снабжен дополнительным гидрораспределителем, вход которого соединен с выходной гидролинией гидромашины, а выход — — с гидробаком, причем гидрораспределитель выполнен двухпозиционным и двухлинейным для связи в одной позиции выходной гидролинии гидромашины с гидробаком и отключения выходной гидролинии гидромашины с гидробаком в другой, и двумя обратными клапанами, один из которых подключен к входной гидролинии гидромэши лы и к входу дросселя, а другой подключен к выходной гпдролинии гидромашины и к входу дроссс,.!H, причем оба обратных клава па подключень: проводимостью в сторону дросселя.

2. Ходоуменьшитель по и. 1, отличающийся тем, что, с цель1о dBTQMBTH÷åñêoãо переключения при на; "райке ходоуменьшителя на режим обрап ог1 хода самоходной машины, дополните..ьный гидрораспределитель выполнен нормально закрытым с полостью управления, снязани,.й гидролинией с входНоН гидролинией гидр.- млнн,чн.

%t

3. лодоум-;-:.:.,:-: ..:;:,::;,,;::. .,и: ающийся тем, что по,.к;:;:,;: . с:г зной;!! дролннин

Гидромашккы t; . "..!:. i:. .> выводов гидравлического р-=.:;: ::.,:::,:.и:н .го ус.i ройства гидросистемы пр ::. ..:.з ас1 !!oгатсльных уст1579799

5 ройств выполнено посредством распредели- с тельного крана.

4. Ходоуменьшитель по п. 1, отли а/ощийся тем, что, с целью обеспечения вклю. чения и выключения хода уменьшителя, он

6 набжен гидрораспределителем, двухпозиционным и двухлинейным, вход которого соединен с входом дросселя, а выход — с

"идробаком для связи в одной позиции входа дросселя с гидробаком и отключении в другой позиции входа дросселя от гидробака. (. оставитель А. Барыков

Реда кто р А. Ш а ндор Текред А. Кравчук Корректор О. Ципле

Заказ l985 Тираж 43l Подписное

В {ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ (.ССР

РНИ ! l 3035, Москва, )K — 35, Рву тиская паб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Г, l(l го од, ул. агарина, i0