Автопоезд для перевозки длинномерных грузов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Цель изобретения - повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при повороте. Автопоезд содержит тягач 1, соединенный первым дышлом 2 с первым прицепом-роспуском 3, к которому вторым дышлом 4 присоединен второй прицеп-роспуск 5. На тягаче и прицепных звеньях размещены коники. Автопоезд за счет того, что ось поворота коника 6 тягача 1 в горизонтальной плоскости соосна с осью поворота дышла 2 в той же плоскости относительно тягача 1, а также за счет того, что расстояния от оси балансиров прицепа-роспуска 3 до оси балансиров тягача 1 и до оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 равны между собой, позволяет обеспечить движение колес прицепа-роспуска 3 по оптимальной траектории, в результате чего снижаются износ шин и сопротивление движению автопоезда при повороте. 4 з.п.ф-лы, 12 ил.

СО}ОЭ СОВЕТСКИХ

ЮИ

РЕСПУБЛИК (!9} (}!) р}) В 60 Р 3/40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4482162/23-11; 4482152/23-11;

4482154/23-11 (22) 12.09.88 (46) 30.07.90. Бюл. N 28 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (72) В.П.Немцов и В.Л.Фирсов (53) 629.113.014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1143629, кл. В 60 Р 3/40, 1984. (54) АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОИЕРНЫХ ГРУЗОВ (57) Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам.

Цель изобретения — повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при поворо- . те. Автопоезд содержит тягач 1, соединенный первым дьпплом 2 с первым прицепом-роспуском 3, к которому вторым дышлом 4 присоединен второй прицеп-роспуск 5. На тягаче и прицепных звеньях размешены коники. Автопоезд за счет того, что ось поворота коника 6 тягача 1 в горизонтальной плоскости соосна с осью поворота дышла 2 в той же плоскости относительно тягача i, а также за счет того, что расстояние от оси балансиров прицепаросп -ска 3 до оси балансиров тягача 1 и до оси балансиров прицепа-роспуска. равны между собой, позволяет обеспечить движение колес прицепа-роспуска

3 по оптимальной траектории, в результате чего снижается износ шин и сопротивление движению автопоезда при повороте. 3 з.п. ф-лы. 12 ил.

1581621

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам.

Цель изобретения — повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при повороте.

На фиг.1 изображен автопоезд, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху (груз и.коники прицепных звеньев не показаны); на фиг.3 — соединение первого дьппла с тягачом по п.2 формулы; на фиг.4 — соединение первого дышла с 15 первым прицепным звеном, вид сбоку (тросовые растяжки не показаны) по п.п.2 и 3 формулы; на фиг.5 — соединение второго дышла с первым прицепным звеном; на фиг.б — соединение второго дьшша с вторым прицепным звеном; на фиг.7 — соединение первого дышла с тягачом по п.п. 3 и 4 формулы; на фиг.8 — соединение первого дышла с первым прицепным звеном по п.4 формулы; на фиг.9 — фиксатор поворота первого дьппла; на фнг. 10— схема криволинейного движения антопоезда на повороте по п.2 формулы; на фиг.11 — то же, по п.3 формулы . 3О на фиг.12 — то же, по п.4 формулы.

Автопоезд содержит тягач 1 и соединенное с ним посредством первого дьппла 2 первое прицепное звено, например двухосный прицеп Роспуск 3, 35 к которому посредством второго дышла

4 присоединено второе прицепное звено, например двухосный прицеп-роспуск

5. На тягаче 1, первом прицепе-роспуске 3 и втором прицепе-роспуске 5 уста- 4О новлены соответственно коники б, 7 и

8. При этом коники 6 и 8 установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно соответственно тягача 1 и второго прицепа- 45 роспуска 5.

Второе дышло 4 (по п.2 формулы) шарнирно закреплено своими концами между первым прицепом-роспуском 3 и вторым прицепом-роспуском 5. При этом шарнир, соединяющий второе дышло 4 с первым прицепом-роспуском 3, обеспечивает относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плос55 костях и состоит, например, из тяги

9 и шкворней 10 и 11, а шарнир, соединяющий второе дышло 4 с вторым

Ь прицепом-роспуском 5, обеспечивает относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Vàðíèðíîå соединение при этом может быть выполнено, например, при помощи шкворня 12.

Первое дьплло 2 подсоединено к тягачу 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом оси поворота в горизонтальной плоскости относительно тягача коника б и первого дьшша 2 соосны и отстоят друг от друга на расстоянии а. Такое соединение можно осуществить, например, присоединив конец дышла 2 через шкворень 13 к конику б тягача 1. В свою очередь, коник 6 связан с тягачом 1 при помощи шкворня 14.

Таким образом, коник 6 и первое дышло 2 поворачиваются в горизонтальной плоскости относительно тягача вокруг шкворня 14 и их оси поворота соосны, а в вертикальной плоскости первое дышло 2 поворачивается отно.— сительно тягача вокруг шкворня 13.

Второй конец первого дышла 2 подсоединен к первому прицепу-роспуску

3 неподвижно, что может быть осуществлено путем присоединения первого дышпа 2 к первому прицепу-роспуску

3 при помощи шкворня 15 и дополнительной фиксации указанных звеньев от взаимного поворота в. горизонтальной плоскости растяжками 16.

Для управления вторым прицепомроспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск

5 соединены перекрестными тросовыми растяжками 17, которые свободно пропущены посредством, например, обводных блоков 18 через раму первого прицепа-роспуска 3. Последний установлен таким образом, что расстояния L от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и до оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 равны между собой.

Коники 6 — 8 по п.3 формулы установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, а первое дышло 2 вязано с тягачом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, иэ тяговой рамки 22 н шкворней 23 и 24. Второй конец дышла 2 связан с первым прицепом-роспуском 3

1581621 шарнирно посредством, например, шкворня 15. Указанный шарнир обеспечивает относительный поворот звеньев,, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Второе дышло 4 связано с первым прицепом-роспуском 3 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертиt0 кальной плоскостях, который состоит, например, из тяги 9 и шкворней 10 и 11. Второе дышло 4 зафиксировано от поворота в горизонтальной плоскости относительно первого дышла-pocnyct5 ка З.Второй конец дышла 4 связан с вторым прицепом-роспуском 5 шарнирно, посредством, например, шкворня 12, Укаэанньп шарнир обеспечивает относительньп поворот звеньев, по крайней мере, н горизонтальной плоскости. Управление вторым прицепом-роспуском 5 происходит указанным образом.

По п,4 формулы коник 7 установлен неподвижно на раме первого прицепароспуска 3, а первое дышло 2 связа-. но с тягячом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, ло крайней мере, н горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, из тяговой рамки ?2 и шкворней 23 и

?4. Второй конец дышла 2 связан с рамой первого прицепя-роспуска 3 шарниром, обелечивяюшим относительный поворот этих звеньев, ло крайней мерЕ, в горизонтальной плоскости. Такое соединение может быть вьп1олнено при помощи, например, шкворня 15 .

Второе дышло 4 связано с первым лри- 40 цепом-роспуском 3 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по,крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Второй конец дышла 4 связан с рамой второго прицепа-роспуска 5 шарниром, обеслечиваюцим относительный поворот этих звеньев, ла крайней мере, в горизонтальной плоскости.

На раме первого прицепа-роспуска

3 установлен фиксатор поворота первого дышла 2 относительно первого прицепа-роспуска 3, который включает, например, петли 25, закрепленные иа раме прицепа-роспуска 3, ось 26 55 с закрепленными на ней ограничителями 27, которая устанонлена в петли 25 с воэможностью вращения, имея два фиксированных положения, обеспечинающих вертикальное и горизонтальное положение ограничителей 27.

Для управления вторым прицепомроспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск

5 соединены перекрестными тросовыми растяжками, которые свободно пропущены посредством обводных блоков через раму первого прицепа-роспуска 3..

Автопоезд работает следующим образом.

Перед началом погрузки леса (устройстно по п.2 формулы) водитель устанавливает автопоезд таким образом, чтобы продольные оси симметрии тягача н прицепов-роспусков находились в одной вертикальной плоскссти.

Лес грузится. на автопоезд двумя пачками, причем первая укладывается комлями вперед, а вторая — комлями назад с образованием единого пакета (возможны и другие варианты формирования единого пакета). Пакет леса, уложенный в три коника, образует единую жесткую систему. Поэтому при движении явтопоездя центры всех трех коников находятся в одной вертикальной плоскости.

Для того, чтобы колеса автопоеэдя лри повороте двигались без бокового проскальзывания, необходимо, чтобы оси вращения всех колес (в случае двухосной тележки — оси балансиров) пересекались в одной точке Оцентре поворота. Выполнение этого условия для осп балансиров второго прицепа-роспуска 5 осуществляется путем воздействия на него тросовых растяжек l7 крестообразной сцепки, в результате чего колеса прицепа-роспуска

5 движутся по следу задних колес тя-гача, я продолжение оси балансиров

2t проходит через центр поворота— точку 0 (иг.10). Оптимальная траектория движения колес первого прицепароспуска 3 обеспечивается в том случае, если продолжение оси балансиров 19 также проходит через центр поворота — точку О. Для этого (фиг. 10) необходимо выполнить два условия: волервых, расположить прицеп-роспуск 3 таким. образом, чтобы расстояния Ь от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 прицепа-роспуска 5 были равны между собой и, во-вторых, обеспечить соосность продольных осей первсго прицепа-роспуска 3 и пачки леса.

Выполнение первого условия обеспечивается подбором длин первого дьппла 2

158162 и второго дышла 4, а второе условие— путем фиксации рамы прицепа-роспуска

3 от поворота относительно пачки леса.посредством дышла 2, которое одним концом жестко связано с рамой прицепа-роспуска 3, а другим — с коником 6 тагача 1. Последний, в свою очередь, связан с пачкой леса.

Ф

При криволинейном движении тягач 110 поворачивается относительно коника 6 и усилием, передаваемым через тросовые растяжки 17, поворачивает раму второго прицепа-роспуска 5 относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача (фиг.10). Во время своего криволинейного движения тягач 1 поворачивает в горизонтальной плоскости подсоединенное к его конику 6 первое дышло 2. Поскольку второй конец дышла 2 жестко подсоединен к раме первого прицепа-роспуска 3„ то происходит пОИОрОт В горизонтальнОй 25 плоскости и прицепа-роспуска 3, причем вследствие связи коника 6 с пачкой леса обеспечивается постоянная соосность продольной оси прицепароспуска 3 с продольной осью груза, что в совокупности с расположением оси балансиров 19 первого прицепароспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает. оптимальную тра1 .екторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. При негрузовом пробеге управление звеньями автопоезда осуществляется так же, как и при дви-40 жении с грузом.

Автопоезд (фиг.11) работает следующим образом.

Перед началом погрузки леса водитель устанавливает автопоезд таким 45 образом, чтобы продольные оси симметрии тягача и прицепов-роспусков находились в одной вертикальной плоскости. Лес грузится на автопоезд двумя пачками, причем первая укладывается комлями вперед, а вторая — комлями назад с образованием единого па-, кета (возможны и другие варианты формирования единого пакета). Пакет леса, уложенный в три коника, образует единую жесткую систему. Поэто55 му при движении автопоезда центры всех трех коников находят я в одной вертикальной плоскости.

1 8

Для того, чтобы колеса автопоез-, да при повороте двигались без бокового проскальзывания, необходимо, чтчбы оси вращения всех колес (в случае двухосной тележки — оси балансиров) пересекались в одной точке— центре поворота. Выполнение этого условия для оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 осушествляется путем воздействия на него тросовых растяжек 17 крестообразной сцепки, в ре.зультате чего колеса прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача, а продолжение: оси балансиров

1 проходит через центр поворота— точку 0(фиг.11). Оптимальная траектория движения колес первого прицепароспуска 3 обеспечивается в том случае, если продолжение оси балансиров

19 также проходит через центр поворота — точку О.

При криволинейном движении тягач

1 поворачивается относительно коника 6 и усилием, передаваемым через ,тросовые растяжки 17, поворачивает раму второго прицепа-роспуска 5 относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепароспуска 5 движутся по следу задних колес тягача. Во время своего криво- . линейного движения второй прицеп-роспуск 5 воздействует на шарнирно подсоединенный к нвму конец второго дышла 4, поворачивая его в горизонтальной плоскости. Поскольку второй Ко нец дышла 4 подсоединен к первому прицепу-роспуску 3 беэ возможности их относительного поворота в горизонтальной плоскости, усилие воздействия второго прицепа-роспуска 5 на дышло

4 передается последним через растяжки 16 на первый прицеп-роспуск 3 и поворачивает его в горизонтальной плоскости, сохраняя. постоянную соосность продольной оси первого при- цепа-роспуска 3 с продольной осью груза, что в совокупности с расположением оси балансиров 19.первого прицепа-роспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную траекторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. Первое дышло 2, поворачиваясь относительно шкворня

12, не препятствует повороту первого прицепа-роспуска 3. При негрузовом пробеге управление звеньями ав9 158 топоезда осуществляется так же, как и при движении с грузом.

Работа автопоезда (фиг.12) сводится к следующему.

При криволинейном движении тягач

1 поворачивается относительно коника

6, через тросовые растяжки поворачивает раму второго прицепа-роспуска относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача 1. Последний и второй прицеп-роспуск 5 в процессе движения на повороте поворачивает пачку леса, которая через коник 7 поворачивает первый прицеп-роспуск 3, обеспечивая за счет жесткого крепления коника 7 к раме первого прицепароспуска 3 постоянную соосность продольной оси симметрии прицепа-роспуска 3 с продольной осью симметрии груза, что в совокупности с расположением оси балансиров первого прицепароспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров тягача 1 и оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную траекторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. Первое дьшшо 2, поворачиваясь относительно шкворня 15, не препятствует повороту первого прицела-роспуска 3. При негрузовом пробеге автопоеэда управление первым прицепомроспуском 3 осуществляется от тягача через дышло 2, которое посредством ограничителей 27 фиксатора поворота жестко соединяется с рамой первого прицепа-роспуска 3. Управление вторым прицепом-роспуском 5 осуществляется перекрестными тросовыми растяжками 17. до р мул а и э о б р е т е ни я

1. Автопоезд для перевозки длинномерных грузов, содержащий тягач, кинематически связанный посредством первого дышла с первым прицепным звеном, кинематически связанным вторым дышлом со вторым прицепным звеном, крестовую сцепку, установленную для связи тягача с вторым прицепным звеном, и коники, установленные на тягаче и прицепных звеньях с возмож1621

10 ностью свободного поворота коников на осях, закрепленных на тягаче и втором прицепном звене в горизонтальной

5 плоскости, причем тягач и прицепные звенья выполнены с ходовыми тележками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоеэдэ при повороте, продольная ось симметрии колес первого прицепного звена расположена в продольной плоскости автопоеэда, проходящей через оси поворота коников тягача и второго прицепного звена, а расстояния от осси ходовых тележек тягача и второго прицепного звена до оси ходовой тележки первого прицепного звена равны между собой.

2р 2. Автопоезд по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что первое дышло одним концом шарнирно связано с конпком тягача, а другим жестко соединено с рамой первого прицепного

25 звена, второе дьшшо обоими концами шарнирно связано с первым и вторым прицепными звеньями, а коник первого прицепного звена установлен на нем с воэможностью поворота в горизон3дт |ьнойплоскосиотносигельно его рамы.

3. Автопоезд по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что первое дышло обоими концами шарнирно связано с тягачом и с первым прицепным звеном, 35 а второе дышло одним своим концом жестко связано в горизонтальной плоскости с первым прицепным звеном и шарнирно с вторым прицепным звеном, а коник первого прицепного звена установлен на нем с возможностью поворота в горизонтальной. плоскости его рамы.

Автопоезд по и.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что первое и

45 второе дышла шарнйрно связаны соответственно с тягачом и первым звеном и с первым и вторым прицепными звеньями, а коник первого прицепного звена установлен на его раме неподвижно.

5. Автопоезд по п.п. 1 и 4, о т— л и ч а ю шийся тем, что он снабжен фиксатором поворота первого дышла относительно рамы первого звена.

fZ

Ф08. 3

Фиг. 7

Фаг.4

158 !62 !

f7 6

fur. 3

)581 621

1581621

Составитель В Л1Ьнова

Редактор И. Касарда Техред А. Кравчук Корсек ор Т.Халед

Заказ 2061

Тираж 464

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101