Муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты. Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 1 с радиальными камерами 2, закрепленную на ведущем валу, и ведомую полумуфту в виде вала 4 с эксцентриками 5. В камерах 2 размещены грузы 7, соединенные тягами 8 с эксцентриками посредством подшипников 10. Эксцентрики выполнены подвижными в радиальном направлении, для чего вал имеет прямоугольное поперечное сечение. Эксцентрики имеют прямоугольные отверстия. Длина прямоугольных отверстий больше сопрягаемых сторон прямоугольного вала на величину, равную двум эксцентриситетам. При вращении корпуса 1 из-за силы трения между эксцентриками 5 и валом 4 радиальное перемещение эксцентриков 5 по валу 4 происходит после поворота корпуса 1 на угол, превышающий 90°. В результате вращающий момент в пределах одного оборота корпуса 1 будет передаваться на вал 4 на пути, превышающем 180° угла поворота корпуса 1, а момент, тормозящий вал 4 - на пути, меньшем 180°, что обеспечивает более быстрый разгон ведомой полумуфты. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А-А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4469003/25-27 (22) 01.08.88 (46) 07.08.90. Бюл. № 29 (72) М. Н. Хи 6 и булл и н, Ф. И. Мути н, А. С. Назарян и Е. В. Афанасьев (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1408133 кл F 16 D 43/14 1986 (54) МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты.

Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 1 с радиальными камерами 2, закрепленную на ведущем валу, и ведомую полумуфту в виде вала 4 с эксцентриками

5. В камерах 2 размещены грузы 7, сое„„Я0„„1583674 А ) (51)5 F 16 D 43/14 диненные тягами 8 с эксцентриками посредством подшипников 10. Эксцентрики выполнены подвижными в радиальном направлении, для чего вал имеет прямоугольное поперечное сечение. Эксцентрики имеют прямоугольные отверстия. Длина прямоугольных отверстий больше сопрягаемых сторон прямоугольного вала на величину, равную двум эксцентриситетам. При вращении корпуса I из-за силы трения между эксцентрйками 5 и валом 4 радиальное перемещение эксцентриков 5 по валу 4 происходит после поворота корпуса 1 на угол, превышающий 90 . В результате вращающий момент в пределах одного оборота корпуса

1 будет передаваться на вал 4 на пути, превышающем 180 угла поворота корпуса

1, а момент, тормозящий вал 4 — на пути, меньшем 180, что обеспечивает более быстрый разгон ведомой полумуфты. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1583674

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты.

На фиг. 1 показана муфта, продольное сечение; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — взаимное расположение эксцентриков на ведомом валу в рабочем режиме.

Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 1 с радиальными камерами

2, закрепленную на ведущем валу 3, и ведомую полумуфту в виде вала 4 с эксцентриками 5, соединенного с ведомым валом 6.

Внутри камер 2 подвижно размещены центробежные грузы 7, которые с помощью тяг 8 прикреплены к втулкам 9, установленным на эксцентриках 5 на подшипниках 10 скольжения. Втулки 9 могут вращаться на эксцентриках 5. Эксцентрики 5 выполнены подвижными на валу 4 в радиальном направлении, для чего вал 4 имеет прямоугольное поперечное сечение с размерами, позволяющими насаживать на него эксцентрики 5, которые имеют прямоугольные отверстия, причем длина отверстий больше смежных сторон прямоугольника вала 4 на величину двух эксцентриситетов е. Валы 4 и 6 установлены в подшипниках 11.

Поверхность камер 2, контактирующая с грузами 7, выполнена с антифрикционным покрытием. Грузы 7 в поперечном сечении имеют круглую форму, а камеры 2— прямоугольную.

Муфта может иметь три режима работы: холостой, когда ведущая полумуфта вращается, а ведомая находится в неподвижном состоянии; переходный, когда ведущая полумуфта вращается с частотой, большей частоты ведомой, но меньше рабочей; рабочий, когда ведущая и ведомая полумуфты вращаются с рабочей частотой, т. е. муфта находится в рабочем режиме.

В холостом режиме вращается корпус

1 с камерами 2 и грузами 7 в них, а ведомый вал 6 остается в неподвижном состоянии, так как центробежная сила грузов 7 недостаточна для проворачивания эксцентриков 5 вместе с валом 4. При этом грузы 7 с тягами 8 и втулками 9 вращаются на эксцентриках 5 вокруг их осей и одновременно совершают возвратно-поступательные движения в камерах 2. Вместе с грузами 7 возвратно-поступательные движения осуществляют и эксцентрики 5 на валу 4.

При дальнейшем повышении частоты вращения ведущей полумуфты центробежная сила грузов 7 возрастает, в результате чего они стараются повернуть эксцентрики 5 вокруг своих осей, передавая им крутящий момент. Крутящий момент эксцентрикам 5

45 передается двумя импульсами за один оборот груза 7. При верхнем крайнем положении груза 7 его ось совладает с осью и направлением эксцентриситета эксцентриков

5, поэтому крутящий момент в этом положении равен нулю. При движении груза по часовой стрелке ось груза 7 отклоняется от вертикальной оси, в результате чего появляется плечо, с которым груз 7 воздействует на эксцентрик 5. Когда груз 7 отклонится на 90 по часовой стрелке, крутящий момент становится максимальным, так как плечо равно эксцентриситету. При отклонении тяги 8 на угол, больший 90, появляется составляющая центробежной силы, направленная на перемещение эксцентрика.

При превышении ею силы трения покоя между валом и эксцентриком последний перемещается в другое крайнее положение. При этом момент на ведомом валу приобретает обратный знак. Однако при выборе соответствующего коэффициента трения и геометрических размеров эксцентриситета и тяги он действует на пути корпуса 1, меньшем 90 . После поворота груза на 180 цикл повторяется. В результате того, что вращающий момент действует на большем пути, чем момент тормозной, а также в результате действия постоянного момента трения между втулками 9 и эксцентриками 5, направленного в сторону вращения муфты, на ведомой полумуфте возникает результирующий момент вращения.

При достижении корпусом 1 рабочей частоты вращения центробежная сила грузов

7 увеличивается настолько, что система груз 7 — тяга 8 — втулка 9 — эксцентрик 5 становится неподвижной, в результате чего ведущий и ведомый валы вращаются синхронно.

Для отключения муфты достаточно снизить частоту вращения ведущей полумуфты до холостого режима.

Применение предложенного технического решения позволит уменьшить время разгона муфты до рабочей частоты, так как результирующий момент, передаваемый ведомой полумуфте, увеличивается за счет трения между эксцентриками и валом. Муфта может использоваться и как предохранительная.

1. Муфта, содержащая ведущую полумуфту с радиальными камерами, соосную с ней ведомую полумуфту, выполненную в виде вала с эксцентриками, центробежные грузы, размещенные в радиальных камерах, и тяги, установленные на эксцентриках с возможностью вращения и соединяющие последние с центробежными грузами, отличаюи!аяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты, эксцентрики установлены на валу с возмож1583674

Составитель М. Камкин

Редактор О. Юрковецкая Техред А. Кравчук Корректор С. Шевкун

Заказ 2242 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям прн ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 ностью перемещения в радиальном направлении.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что в месте установки эксцентриков вал выполнен прямоугольным в поперечном сечении, а на эксцентриках выполнены прямоугольные отверстия, большая сторона которых превышает большую сторону прямоугольника вала на величину, равную двум эксцентриситетам,