Электропневматический тормозной привод автопоезда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение безопасности движения путем улучшения устойчивости автопоезда при торможении и снижения нагрузок в сцепном устройстве. В электрическую часть 2 тормозного привода включены арифметический блок 34 и датчик тягового усилия 36, обеспечивающие регулирование интенсивности торможения тягача и прицепа посредством электромагнитных клапанов 17, 18, 19, 25, 26. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э В 60 Т 13/68

ГОСУДАРСТВЕН.АЛЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3893112/31-11 (22) 08.05.85 (46) 23.08.90. Бюл, hh 31 (71) Целиноградский инженерно-строительный институт (72) П.Б. Лукавский; Ф.Ф. Фатхулйн, В.Г. Сорокин и М.С. Шипунов (53) 629,113-59(088.8) (56) Унгер Э.В. и др. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ.—

М.: Транспорт, 1976, с. 269-272, рис. 165, 216.

„„5U „„1586941 А1 (54) ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД АВТОПОЕЗДА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель иэобретения— повышение безопасности движения путем улучшения устойчивости автопоезда при торможении и снижения нагрузок в сцепном устройстве, В электрическую часть 2 тормозного привода включены арифметический блок 34 и датчик тягового усилия 36, обеспечивающие регулирование интенсивности торможений тягача и прицепа посредством электромагнитных клапанов 17, 18, 19, 25, 26. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

1586941

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к тормозным системам автопоездов, Цель изобретения — .повышение безопасности движения путем улучшения устойчивости автопоезда при торможении и снижения нагрузок в сцепном устройстве, На чертеже изображена функциональная схема тормозного привода автопоезда.

Тормозной привод автопоезда состоит из пневмомеханической 1 и электрической

2 частей. Пневмомеханическая 1 часть содержит рабочую тормозную систему 3 тягача и тормозную систему 4 прицепа, Рабочая тормозная система 3 тягача содержит компрессор 5, регулятор 6 давления, рессивер 7 контура привода тормозных механизмов задних колес и контура аварийного растормаживания, рессивер 8 контура привода тормозных механизмов передних колес и контура аварийного растормаживания, рессивер 9 контура привода тормозных механизмов стояночной тормозной системы и контура привода тормозных механизмов прицепа, двухсекционный тормозной кран 10 управления тормозами, клапан 11 управления тормозами прицепа по двухпроводной схеме, клапан 12 ограничения давления, автоматический регулятор 13 тормозных сил, одинарный защитный клапан 14, клапан 15 управления тормозными механизмами прицепа по однопроводной схеме, кран 16 вспомогательной тормозной системы, пневмоэлектрический датчик 17 сигнала торможения, электромагнитные клапаны 18 и 19, тормозные камеры 20 колес передней оси и тормозные камеры 21 колес промежуточного и заднего мостов.

Тормозная система 4 прицепа содержит воздухораспределитель 22, рессивер 23 прицепа, автоматический регулятор 24 тормозных сил прицепа, электромагнитный переключающий клапан 25, электромагнитный перепускной клапан 26 и тормозные камеры 27.

Кроме того, пневмомеханическая часть

1 содержит элементы вспомогательной тормозной системы: пневмоцилиндр 28. связанный с рейкой топливного насоса, и пневмоцилиндры 29, связанные с рычагами заслонок дроссельного типа, установленных в выхлопных трубах глушителя, а также соединительные головки 30-32 и двухмагистральный клапан-ограничитель 33.

Электрическая часть 2 содержит арифметический блок 34, генератор 35 стабилизированной частоты, датчик 36 тягового усилия, блок 37 задержки времени срабатывания тормозной системы тягача по отноше5

55 нию к времени срабатывания тормозной системы прицепа.

Арифметический блок 34 содержит цифровой счетчик 38 импульсов сигналов датчика 36 тягового усилия 36 с дешифратором

39, подключенным к выходу счетчика 38, выход которого через пороговый элемент 40 соединен с информационным входом регистра 41, цифровой счетчик 42 импульсов сигналов генератора 35 стабилизированной частоты с дешифратором 43, подключенным к выходу счетчика 42, выход дешифратора

43 соединен с входом синхронизации регистра 41, входом устройства 44 сброса счетчиков в нулевое состояние, выход которого связан с входами асинхронного сброса на нуль обоих счетчиков 38 и 42, и входом формирователя 45 строб-импульса, выход которого подключен к одним из входов схем-совпадения 46 и 47, другие входы которых связаны между собой входом асинхронной установки в нуль регистра 41 и с переключателем 48, соединенным с педалью 4Ъ тормоза, который через включа-. тель 50 соединен с положительной клеммой источника питания, инверсный выход регистра 41 через усилитель 51 мощности соединен с управляющим электрическим входом перепускного электромагнитного клапана

26, воздействующего на пневмопривод тормозов прицепа, Датчик 36 тягового усилия состоит иэ магнитоупругого первичного преобразователя 52, генератора 53 импульсов и формирователя 54 импульсов.

Блок задержки времени срабатывания рабочей тормозной системы тягача по отношению к времени срабатывания тормозной системы прицепа содержит последовательно соединенные цифровой счетчик 55, дешифратор 56, пороговый элемент 57, выполненный в виде переключателя, с помощью которого задается время запаздывания срабатывания тормозной системы тягача, и усилитель 58 мощности и связан с управляющими электрическими входами электромагнитных клапанов 18 и 19 тягача, при этом вход цифрового счетчика 55 блока задержки времени соединен с выходом ключа 59, один вход которого соединен с выходом генератора 35 стабилизированной частоты, а другой — с переключателем 48, связанным с педалью 49 тормоза, а через усилитель 60 мощности с управляющим входом электромагнитного клапана 25 прицепа. Управляющий вход электромагнитного клапана 25 прицепа через пневмоэлектрический датчик 17 сигнала торможения, пневматически связанный с краном 16 вспомогательной т .рмозной системы, непосред1586941 дывания срабатывания тормозной системы .25

35

55 ственно связан с положительной клеммой источника питания, При движении автопоезда по горизонтальной дороге без торможения в сцепном устройстве действуют растягивающие усилия. Величина минимального допускаемого растягивающего усилия (величина уставки) при торможении в сцепном устройстве автопоезда задается пороговым элементом

40. Электромагнитные клапана 18 и 19 тормозной системы тягача находятся в обесточенном состоянии, причем в этом положении они могут в случае последующего воздействия водителем на тормозную педаль 49 и срабатывания тормозного крана

10 управления тормозами частично перепускать воздух в тормозные камеры тягача, обеспечивая при этом его торможение с эффективностью не ниже предписанной ГОСТом.

С помощью порогового элемента 57 блока 37 задержки времени срабатывания рабочей тормозной системы тягача предва.рительно задается величина времени запазтягача с полной эффективностью, что обеспечивает предотвращение складывания автопоезда в начальный период торможения путем опережающего срабатывания тормозной системы прицепа

В исходном состоянии (фиг. 1) переключатель 48 соединен с корпусом, а включатель 50 выключен и сигнал логического "0" запирает ключевые схемы 46 и 47 арифметического блока 34 и ключ 59 блока 37 задержки времени полного срабатывания тормозной системы тягача, а также устанавливает регистр 41 асинхронно в нуль. . При воздействии водителя на тормозную педаль 49 (момент времени) при включенном состоянии включателя 50 замыкается переключатель 48 и через усилитель 60 мощности запитывается электромагнитный клапан 25 прицепа, тем самым обеспечивая подтормаживание прицепа путем частичного перепуска воздуха из рессивера 23 через автоматический регулятор 24 тормозных сил в тормозные камеры 27 прицепа. B указанном случае двухсекционным тормозным краном 10 управления тормозами через полуоткрытые электромагнитные клапана 18 и 19 осуществляется также частичное подтормаживание тягача. При этом проходные сечения электромагнитных клапанов 18 и 19 тормозной системы тягача в полуоткрытом состоянии и электромагнитного клапана 25 тормозной системы прицепа в положении частичного перепуска воздуха предварительно подобраны так, что они обеспечивают большую эффективность

20 торможения прицепа. В связи с тем, что срабатывание электромагнитного клапана

25 прицепа осуществляется непосредственно при подаче электрического сигнала синхронно с замыканием переключателя 48, связанного с тормозной педалью 49, что приводит к подаче воздуха из рессивера 23 прицепа через электромагнитный клапан 25 и автоматический регулятор 24 тормозных сил в тормозные камеры 27 прицепа, в то время как воздух в тормозные камеры 20 и

21 тягача поступает из рессиверов 7 и 8 через двухсекционный тормозной кран 10, полуоткрытые электромагнитные клапана

18 и 19, клапан 12 ограничения давления и автоматический регулятор 13 тормозных сил, то это и приводит к опережающему срабатыванию тормозной системы прицепа (начало срабатывания тормозной системы прицепа происходит с опережением на заданную величину Лт по отношению к началу срабатывания тормозной системы тягача), Одновременно с рассмотренным при нажатой педали 49 тормоза дается разрежение на заполнение счетчиков 38 и 42 арифметического блока 34 через схемы 46 и 47 совпадения соответственно, а через ключ

59 — на заполнение счетчика 55 блока 37 задержки времени срабатывания тормозной системы тягача, который отсчитывает импульсы с генератора 35 стабилизированной частоты.

По истечении времени заданного с помощью порогового элемента 57 блока 37 задержки времени электрический сигнал через усилитель 58 мощности подается на управляющие входы электромагнитных клапанов 18 и 19 тормозной системы тягача, которые открываются полностью и пропускают через себя воздух из рессиверов тягача в тормозные камеры 20 и 21 в соответствии с положением педали 49 тормоза. Таким образом обеспечивается следящее действие работы тормозной системы при торможении с более высокой эффективностью.

Если при этом эффективность торможения тягача окажется больше эффективности торможения прицепа, то это может привести к набеганию прицепа на тягач (складыванию автопоезда). Для предотвращения этого явления тормозная система автопоезда оснащена датчиком 36 тягового усилия, установленного в сцепное устройство, генератором 35 стабилизированной частоты, арифметическим блоком 34 и перепускным клапаном 26, который по сигналу арифметического блока 34 перепускает дополнительное количество воздуха из рессивера 23 прицепа через автоматический регулятор 24

15869 11 тормозных сил в тормозные камеры 27 прицепа, увеличивая эффективность его торможения.

Арифметический блок 34 работает следующим образом.

Счетчик 38 заполняется импульсами сигналов с датчика 36 тягового усилия, сформированными формирователем 54, импульсы генератора 35 стабилизированной частоты заполняют счетчик 42, при полном заполнении которого с помощью дешифратора 43 выдается импульс на формирователь 45, который закрывает схемы 46 и 47, и на устройство 44, формиру ащее с некоторой задержкой по времени импульсы асинхронной установки счетчиков 38 и 42 в нулевое состояние, а также на вход синхронизации регистра 41, в котором записываетсА числа, соответствующее величине сигнала на его информационном входе, которое формируется с помощью счетчика 38 с дешифратором 39 и порогового элемента

40 величины минимально допускаемого растягива ощего усилия (величины устапки) в сцепном устройстве.

При уменьшении величины тягового усилия в сцепном устройстве автапаезда частота импульсов сигналов с датчика 36 тягоB0го Qсилия пp0паpöè0нальlIO уменьшается, однако пока его величина нс достигает значения уставки, заданной пороговым блоком 40 арифметического блока 34, счетчики 38 и 42 запалняк>тся в следующих друг за другом циклах измерения полноcThI0 и на аааих входах С и D регист :>ÿ 41 присутствует "1", а на его инверсном пыходе

"0", что соответствует закрытому положеHalo перепускного электромагнитного клапана 26 прицепа.

Как галька тяговое усилие в сцепном устройстве при своем уменьшении достигает значения уставки, заданной пороговым элементом 40, счетчик 38 в следу оьцих друг за другом циклах измерения не успевает заполняться до предела своей емкости и соответственно на входе Dрегис,тра 41 имеется "0, а на его инверсном выходе "1", что через усилитель 51 мощности приводит к подаче управляющего сигнала на вход перепускного электромагнитного . клапана 26 прицепа, который открывается и перепускает дополнительное количество воздуха чсрез автоматический регулятор 24 тормозных сил в тормозные камеры 27 прицепа, увеличивая таким образом эффективность его торможения, Как только величина тягового усилия в сцепнам устройстве становится больше величинoi уставки, заданной пороговым бло:.0I., 34, сигнал с

50 перепускного электромагнитного клапана

26 снимается, . В процессе следящего торможения автопоезда производится непрерывный контроль тягового усилия в сцепном устройстве и его регулирование с целью предотвращения складывания автопоезда.

cDормула изобретения

1. Электропневматический тормозной привод автапаезда, содержащий ресиверы, два из которых подключены через двухсекционный тормозной кран соответственно к переднему и заднему тормозным контурам тягача, а третий — к пита,ощей магистрали прицепа и через краны управления тормозами прицепа по однопровод" îé и двухпроводной схемам соответственна к соединительной и управляющей магистралям прицепа, воздухораспределитель прицепа, полости которого сообщены с указанными магистралями и с ресиверам прицепа, подключенным к тормозному контуру прицепа посредством ваздухарасп ределителя и электрсмагнитнаго перекл оча ощего клапана, электрическая цепь управления которого подкл очена к плюсовой клемме источника питания через пневмоэлектрический датчик, встроенный в пневматич ский ко ггур вспомогательной тормоз ioA системы тягача, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем улучшения устойчивости автопоез JB при торможении и снижения нагрузок в сцепном устройстве, оН снабжен регулирувмыми дросселями с электромагнитн ым уli равленисм, установленными в тормозных контурах тягача, электромагнитным nepenyскным клапаном, сообщающим ресивер прицепа с его тормозным контуром параллельно переключающему электромагнитному клапану, электронной системой управления электромагнитными клапанами и дросселями, включающеЙ в себя импульсный датчик тягового усилия в сцепном устройстве, генератор стабилизированной частоты, блок задержки, включатель и переключатель, связанный с тормозной педалью, и арифметический блок, к первому входу которого подключен генератор стабилизированной частоты, к в-;араму входу — выход датчика тягового усилия, к третьему входу — переключатель, а выход — к катушке электромагнитного переключающего клапана, переклк>чатель подключен также к входу датчика тягового усилия, к одному входу блока задержки, к другому входу которого подключен генератор стабилизированной частоты, а выход блока задержки соединен

1586941

Составитель С. Макаров.

Техред M.Моргентал Корректор И. Муска

Редактор М. Бланар

Заказ 2392 Тираж 417 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с катушками регулируемых дросселей, а катушка переключающего электромагнитного клапана подключена к плюсовой клемме источника питания последовательно через переключатель и включатель.

2. Привод по и. 1, отличающийся тем, что арифметический блок выполнен из двух счетчиков, двух дешифраторов, регистра, порогового элемента, устройства сброса счетчиков в нулевое состояние, формирователя строб-импульса и двух схем совпадения, причем первые входы схем совпадения подключены к выходу формирователя строб-импульса, вторыми обьединенными входами схем совпадения образован третий вход арифметического блока, второй вход которого образован третьим входом первой схемы совпадения, а первый вход арифметического блока образован третьим входом второй схемы совпадения, выход первой схемы совпадения подключен к входу первого счетчика, выход которого подключен к входу первого дешифратора, подключенного выходом через пороговый элемент к информационному входу регистра, выход

5 второй схемы совпадения подключен к второму счетчику, выход которого соединен с входом второго дешифратора, соединенного своим выходом с входами формирователя строб-импульса и устройства сброса и с вхо10 дом синхронизации регистра, вход асинхронн ой уста но вки на нул ь которого обьединен с третьим входом арифметического блока, а выход устройства сброса подкл, очен к входам асинхронного сброса на

15 нуль счетчиков, 3. Привод по и. 1, отличающийся тем, что блок задержки представляет собой последовательную цепочку из ключа, циф20 рового счетчика, дешифратора, порогового элемента и усилителя мощности.