Двухсторонняя коническая опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам. Цель изобретения - повышение несущей и демпфирующей способностей. Двухсторонняя коническая опора скольжения содержит корпус, конические шины, установленные на валу и зафиксированные гайкой через дистанционную втулку. На корпусе опоры выполнен кольцевой паз и отверстие. На рабочей поверхности корпуса опоры выполнены каналы для подвода жидкости и профильные секторы. Несущие поверхности выполнены с профилем в виде косого геликоида. Во время работы в клиновых зазорах развивается гидродинамическое давление, способствующее повышению несущей и демпфирующей способностей опоры. 3 ил.
СО1ОЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4 А1 (19) (111 (St)S Р 16 С 17/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4492333/25-27 (22) 10.08.88 (46) 15.10.90. Бюл. 1(- 38 (71) Научно-исследовательский и конструкторский институт роторных и центробежных компрессоров (72) Г.С.Баткис и А.М.Галеев (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент. США Р 3232680, кл. 308-9, 1966. (54) Двухстогонняя коническля опогл
СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам, Цель изобретения — повышение несущей
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин — подшипникам, и может быть использовано в высокоскоростных центро. бежных компрессорах, турбинах, насосах.
Целью изобретения является повышение несущей и демпфирующей способностей высокоскоростной двухсторонней конической опоры скольжения.
На фиг. 1 изображена предлагаемая двухсторонняя коническая опора скольжения, изометрия; на фиг . 2 - тб же, вид в плане; на фиг. 3 — профиль отдельного сектора, выполненный по косому геликоиду.
Двухсторонняя коническая опора скольжения содержит корпус 1, конические шипы 2 и 3, расположенные на валу 4 и зафиксированные гайкой 5
2 и демпфирующей способностей. Двухсторонняя коническая опора скольжения содержит корпус, конические шины, установленные на валу и зафиксированные гайкой через дистанционную втулку. На корпусе опоры выполнен кольцевой паз и отверстие. На рабочей по— верхности корпуса опоры выполнены каналы для подвода жидкости и профильные секторы. Несущие поверхности выполнены с профилем в виде косого геликоида. Во время работы в клиновых за з орах развивается гидродинамическое давление, способствующее повышению несущей и демпфирующей способностей опоры. 3 ил.
1 через дистанционную втулку 6 (см. фиг. 2). На корпусе 1 подшипника выполнены кольцевой паз 7 и отверстия 8.
На конических рабочих поверхностях
9 корпуса 1 опоры выполнены каналы
10 для подвода жидкости и профильные участки 11. Между корпусом 1 опоры и дистанционной втулкой 6 расположена кольцевая полость 12, профильные участки секторов выполняют по косому геликоиду.
Зазор ф между шипами 2 и 3 и корпусом 1 опоры обеспечивается изменением длины дистанционной втулки 6.
Двухсторонняя коническая опора скольжения работает следующим образом.
Жидкость под давлением поступает в кольцевой паз 7 и через отверстия
8 подается в кольцевую полость 12, 1599594 иэ которой затем поступает в каналы
10. При вращении ротора по направле нию, указанному стрелкой н» фиг. 1, шипы 2 и 3 захватывают прилипшую к ним жидкость H подают ее в клиновые
5 зазоры. Развиваемое при этом гидродинамическое давление на рабочей поверхности корпуса 1 создает тонкий слой смазки, препятствующий контакту шипа 2 и корпуса подшипника. С нерабочей стороны жидкость выдавливается (вытягивается) в зависимости от направления колебаний ротора, способствуя их гашению. 15
Максимальной несущей способностью обладает опора с профилем секторов, представленным на фиг. 3. Здесь профиль сектора изменяется в обоих направлениях, а вблизи выходной кромки 2р и наружного радиуса сектора имеются
tl 11 запирающие участки. В этом случае с внутренней грани и передней кромки сектора подается на смазку максимальное количество свежей (ненагретой) 25 жидкости, При фиксированнии направления осевой силы в одну рабочую сторону подшипника его нерабочая сторона может быть выполнена беэ каналов и клиновых З0 скосов.
В случае переменного направления действия осевой силы каналы 10 и профильные участки 11 выполняются на обеих поверхностях корпуса 1 опоры, обеспечивая тем самым создание гидролинамического давления на любой из сторон.
Данная конструкция подшипника поэ" волит не только обеспечить высокую несущую способность, но и будет способствовать гашению колебаний высокоФ скоростных роторов. Последнее особенно важно при создании компрессоров высокого давления, в которых традиционные опopные и упорные подшипники скольжения не обладают достаточной демпфирующей способностью, для гашения колебаний роторов, создаваемых газовым потоком. формулаиэобретения
Двухсторонняя коническая опора скольжения, содержащая корпус с коническими рабочими поверхностями, раз.деленными каналами подвода жидкости ,на секторы с профилированными несущими поверхностями, и конические шипы, установленные на валу, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения несущей и демпфирующей способностей, профиль несущей поверхности каждого сектора выполнен по косому геликоиду.
15995У4
Составитель Т.Хромова
Техред Л.Сердюкова Корректор g.щародщ
Редактор М,Бандура
Заказ 3131
Тираж 534
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101