Способ реверсирования турбинной установки и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, к реверсивным турбинным установкам. Цель - повышение плавности реверсирования и повышение долговечности устройства для реверсирования - достигается за счет обеспечения изменения знака вращающего момента на ведомом валу установки без перерыва его вращения и за счет уменьшения механических потерь при реверсе. Ведомый вал 9 связан двумя ветвями кинематической цепи с роторами 1, 2 раздельно включаемых турбин 3, 4 с противоположным рабочим направлением вращения. В одной из ветвей цепи установлена управляемая муфта 16 для замыкания этой ветви и электродвигатель 17. На переднем ходу вал 9 вращается от ротора 1 включенной турбины 3. Муфта 16, турбина 4 и электродвигатель 17 при этом выключены. При реверсировании включают вначале электродвигатель 17, обеспечивая однонаправленное и синхронное вращение ротора 2 с ротором 1. Далее включают муфту 16, замыкая ветвь цепи для привода вала 9 от ротора 2, и производят переключение трубин 3, 4. Электродвигатель 17 при этом может быть либо отключен, либо реверсирован. Момент от турбины 4, обратный по знаку направлению вращения вала 9 на переднем ходу, обеспечивает плавный реверс вала 9 на задний ход. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1 А1 (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО 1130БРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П НТ СССР (21) 4624962/25-28 (22) 22.12.88 (46) 30.11.90. Бюл. Р - 44 (72) А.А.Кохан, С.М.Коготков и В.П.Плаксина (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 80162, кл. F 01 D 1/30, F 01 D 1/24, 1948. (54) СПОСОБ РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТУРБИННОЙ

УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУШЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, к реверсивным турбинным установкам. Цель — повьппение плавности реверсирования и долговечности устройства для реверсирования— достигается за счет обеспечения изменения знака вращающего момента на ведомом валу установки без перерыва

его вращения и уменьшения механических потерь при реверсе. Ведомый вал 9 связан двумя ветвями кинемати(51)5 Г 01 D 1/30, F 16 Н 3/14

2 ческой цепи с роторами 1 и 2 раздельно включаемых- гурбин 3 и 4 с противоположным рабочим направлением вращения. В одной из ветвей цепи установлены управляемая муфта 16 для замыкания этой ветви и электродвигатель

17. На переднем ходу вал 9 вращается от ротора 1 включенной турбины 3.

Муфта 16, турбина 4 и электродвигатель 17 при этом выключены. При реверсировании включают вначале электродвигатель 17, обеспечивая однонаправленное и синхронное вращение ротора 2 с ротором 1. Далее включают муфту 16, замыкая ветвь цепи для привода вала 9 от ротора 2, и производят переключение турбин 3 и 4. Электродвигатель 17 при этом может быть либо отключен, либо реверсирован.

Момент от турбины 4, обратный по зна-ку направленйю вращения вала 9 на переднем ходу, обеспечивает плавный реверс вала 9 на задний ход.

2 с.п.ф-лы, 1 ил.

1610061

Изобретение относится к машино. строению, а именно к реверсивным турбинным установкам.

Целью изобретения является повы5 шение плавности реверсирования и долговечности устройства для реверсирования за счет обеспечения изменения знака вращающего момента на ведомом валу установки без перерыва его вращения и уменьшения механических по° ° терь при реверсе.

На чертеже изображена схема турбинной установки.

Установка содержит два раздельно включаемых в работу ведущих роторов 1 и 2 с противоположным рабочим направлением вращения. Роторы 1 и 2 являются роторами паровых турбин 3 и

4, соединенных трубопроводами с парогенератором 5. Для включения турбин (подачи в них пара) служат клапаны

6 и 7. Отработавший пар отводится в конденсатор 8.

Роторы 1 и 2 служат для привода кинематически соединяемого с ними ведомого нала 9, на котором может быть установлен, например, гребной винт 10 судна. Устройство для реверсирования турбинной установки содержит соединяю-3О щую роторы 1 и 2 и ведомый вал 9 кинематическую цепь соответственно из двух ветвей. Одна из них образована зубчатой передачей из колес 11 и 12 и редуктором 13, а другая — зубчатой пе— редачей из колес 14 и 12 и редуктором 13.

Колесо 14 установлено на жестко соединенном с ротором 2 валу 15 с возможностью относительного вращения. В 40 этой ветви установлена также управляемая муфта 16 для замыкания ветви путем жесткого соединения колеса 14 с валом 15. К валу 15 жестко присоединен электродвигатель 17 для обеспече- 45 ния однонаправленного и синхронного вращения ротора 2 с ротором 1 при упомянутом замыкании ветви. Электродвигатель имеет блоки 18 и 19 регулирования и преобразования и может быть реверсивным.

Способ реверсирования турбинной установки при помощи устройства для его осуществления реализуется следующим образом.

На переднем ходу вал 9 приводится . во вращение ротором 1 через ветвь кинематической цепи из зубчатых колес 11 и

12 и редуктора 13. При этом колесо

14 свободно вращается на неподвижном валу 15 (муфта 16 отключена). Пар подается в турбину 3 из парогенератора

5 через открытый клапан 6. Клапан 7 закрыт, и турбина 4 не работает. Для реверсирования враг, ения вала 9 (включения заднего хода), включают электродвигатель 17 и раскручивают вал 15 и ротор 2 до однонаправленного и хронного вращения с ротором 1. Это дает возможность практически без механических потерь на трение включить муфту 16, замкнуть ветвь кинематической цепи из зубчатых колес 14 и 12 и редуктора 13. Далее отключают электродвигатель 17 и переключением клапанов

6 и 7 включают в РаботУ турбину 4. отключают турбину 3. Плавность реверсирования обеспечивается изменением знака вращающего момента в ветви из колес 14 и 12, редуктора 13 и вала 9 без остановки вращения последнего.

Изменение знака момента обеспечивается включением в работу турбины 4.

Момент, обратный по знаку направлению вращения вала 9 на переднем ходу, обеспечивает плавный реверс вала 9 на задний ход.

При необходимости реверсивный электродвигатель 17 может быть подключен к валу 15 для его подкрутки в новом направлении вращения. Ротор

1, связанный с валом 9 ветвью из колес 11 и 12 и редуктора 13, на заднем ходу вращается вхолостую.

Формула изобретения

1. Способ реверсирования турбинной установки, содержащей два раздельно включаемых в работу ведущих ротора с противоположным рабочим на-. правлением вращения и кинематически соединяемый с ними ведомый вал, заключающийся в отключении первого ротора, затормаживании вращения ведомого вала, кинематическом пересоединении роторов с ним и включении второго ротора, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения плавности реверсирования, кинематическое пересоединение роторов производят перед отключением первого ротора путем принудительной раскрутки второго ротора до однонаправленного и синхронного вращения с первым. и кинематического подсоединения второго ротора к ведомому валу парал1610061 Составитель В.Сергеев

Техред Л. Оли шык

Корректор Л.Патай

Редактор A.Ëåæíèíà

Заказ 3718

Тираж 427

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101 лельно с первым, а затормаживание вращения ведомого вала производят одновременно с включением второго ротора.

2, Устройство для реверсирования турбинной установки, содержащее соединяющую два раздельно включаемых в работу ведущих ротора и ведомый вал установки кинематическую цепь соответственно из двух ветвей и установлеиную в одной из ветвей цепи управ6 ляемую муфту для замыкания этой ветви, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности за счет уменьшения механических потерь на реверсирование, устройство снабжено установленным в ветви цепи с управляемой муфтой электродвигателем для обеспечения однонаправленного и синхронного вращения соответствующего ротора с другим при замыкании ветви.