Шарнирно сочлененное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, а именно к шарнирносочлененным тракторам. Цель изобретения - повышение устойчивости и тяговых качеств транспортного средства. Шарнирносочлененное транспортное средство выполнено с гидроцилиндрами 16, 17, 20 и 21 наклона колес, гидравлически соединенных через управляемые гидрораспределители 22, 23, 30 и 31 и через управляемые разобщительные краны 40 и 43 с насосом 38 и гидробаком. При складывании секций происходит автоматический наклон управляемых колес в требуемую сторону. 3 ил.

СааЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИН

А1

Д1) В 60 К 17/10

Фиг. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4641013/31-11 (22) 24.01. 89 ;:(46) 15.12.90, Бюл. К - 46 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.П.Зарецкий, А.И.Рахлей, Н.В.Богдан и А.З.Павлович (53) 629. 113.014.5(088.8) (56) Современные конструкции автогрейдеров. Обзорная информация. M.:

ЦДИИТЭстроймаш, 1978, с. 51-62..(54) ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОК СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к трактор„„SU,„ы ззи

2 ному н сельскохозяйственному машиностроению, а именно к шарнирно сочлененным тракторам. Цель изобретенияповь:! ение устойчивости и тяговых . кач:- ств транспортного средства. Шарнирно сочлененное транспортное средство выполнено с гидроцилиндрами 16, 17, 20 и 21 наклона колес, гидравлическн соединенных через управляемые гидэораспределители 22, 23, 30 и 31 и через управляемые разобщительные краны 40 и 43 с насосом 38 и гидробаком, При складывании секций происходит автоматический наклон управляемых колес в требуемую сторону. 3 ил.

1613371

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению, а конкретно к шарнирно сочлененным тракторам.

Цель изобретения — повышение устойчивости и тяговых качеств транспортного средства на повороте.

На фиг, 1 показана гицромеханическая схема транспортного средства; на 10 фиг. 2 — сечение по задним колесам транспортнбго средства без их наклона; на фиг. 3 — то же, что на фиг. 2, но при наклоне колес.

Транспортное средство включает пе- 15 реднюю 1 и заднюю 2 полурамы, соеди. íåííûå между собой вертикальным шар ниром З..Полурамы 1 и 2 снабжены приводом поворота одна относительно другой вокруг вертикального шарнира 3 от 20 рулевого управления (не показано).

Передние 4 и 5 и задние 6 и 7 ведущие колеса установлены на ступицах 8, 9, 10 и 11 соответственно посредством подшипников, Колеса 4-7 25 посредством карданов связаны с валами дифференциалов 12 и 13, представляющих собой механизм свободного хода. Ступицы 8 и 9 колес 4 и 5 установлены на передней полураме 1 посредством продольных шарниров 14 и

15 и снабжены приводом поворота в виде гидроцилиндров 16 и 17 двустороннего действия. Ступицы 10 и 11 колес 6 и 7 установлены на задней

35 полураме 2 посредством продольных шарниров 18 и 1 9 и снабжены приводом поворота от гидроцилиндров 20 и 21 двустороннего действия. Рабочие полости гидроцилиндров 16 и 17 подключены 0 соответственно к трехпозиционным гидрораспределителям 22 и 23, корпуса 24 и 25 которых установлены по разные стороны от вертикального шарнира 3 на передней полураме 1 с возможностью перемещения в продольном направлении.

Причем корпус 24 гидрораспределителя

22 посредством гибкой тяги-толкателя

26 связан со ступицей 8„ а корпус 25 гидрораспределителя 23 посредством тяги-толкателя 27 связан со ступицей 9. Золотники 28 и 29 гидрораспределителей 22 и 23 посредством тяг

"вязаны с задней полурамой 2, Рабочие полости гидроцилиндров 20 и 2 1 под <лючены соответственно к трехпозиционным гидрораспределителям 30 и 31, корпуса 32 и 33 которых установлены по разные стороны от вертикального шарнира 3 на нацией полураме 2 с возможностью перемещения в продольном направлении. Причем корпус 32 гидрораспределителя 30 посредством гибкой тяги-толкателя 34 связан со ступицей

10,. а корпус 33 гидрораснределителя

31 посредством тяги-толкателя 35 связан со ступицей 11. Золотники 36 и 37 гидрораспределителей 30 и 31 посредством тяг связаны с передней полурамой, Трехпозиционные гидрораспределители 22 и 30 левого борта подключены к источнику 38 давления и сливу 39 через установленный на передней полураме 1 слева от вертикального шарнира 3 разобщительный кран

40, орган 41 управления которым, например, через пружину 42 связан с задней полурамой 2. Трехпозиционные гидрораспределители 23 и 31 правого борта подключены к источнику 38 дав- . ления и сливу 39 через установленный на передней полураме 1 справа от вертикального шарнира 3 разобщительный кран 43, орган управления 44 которым через пружину 45 связан с задней полурамой. Источник 38 давления снабжен предохранительным клапаном 46.

Транспортное средство работает следующим образом, При прямолинейном движении полурамы 1 и 2 находятся в среднем положении, удерживая золотники 28, 29, 36 и 37 гидрораспределителей 22,23, 30 и 31 в средней позиции. Краны 40 и

43 при этом обеспечивают подключение гидрораспределителей 22, 23, 30 и 31 к источнику 38 давления и сливу 39.

При таком положении полурам 1 и 2 гидроцилиндры 16,17, 20 и 21 удерживают ступицы 8-11 с колесами 4-7 в положении, параллельном продольновертикальной плоскости симметрии каждой полурамы. Дифференциалы 12 и 13 через карданные валы подводят крутящий момент к колесам (фиг. 1 и 2).

Для движения по криволинейной травктории (т.е. повороты, например, влево) от рулевого управления посредством привода полурамы 1 и 2 складываются одна относительно другой так, . что колеса левого борта сближаются.

Одновременно с этим золотники 28 и 36 начнут вдвигаться в корпусе 24 и 32 гидрораспределителей 22 и 30, подключая бесштоковые полости гидроцилиндров 16 и 20 к источнику 38 давления и штоковые на слив 39.

В это же время разобщительный кран

43 отключит гидрораспределители 23 и

31 от источника 38 давления и слива

39. Под действием давления рабочей жидкости штоки гидроцилиндров 1.6 и 20 начнут выдвигаться, наклоняя ступицы

8 и 10 с колесами 4 и 6 относительно полурам к центру поворота и перемещая посредством тяг-толкателей 26 и 34

:.корпуса 24 и 32 гидрораспределителай вслед за золотниками 28 и 36. При определенном положении колес 4 .и б, соответствующем заданному угловому положению полурам 1 и 2, золотники 28 и 36 окажутся в среднем положении и запрут рабочие плоскости гидроцилиндров 16 и 20, обеспечивая удержание колес левого борта в наклонном относительно полурам положении. Колеса правого борта в этом случае останутся в положении, параллельном продольно-вертикальным плоскостям симметрии полурам. В результате полурамы получают крен к центру поворота, что компенсирует потерю запаса поперечной устойчивости от действия сил инерции (фиг. 3). Кроме того, в результате уменьшения радиуса качения колес левого борта частота вращения колес левого и правого бортов не изменится и дифференциалы 12 и 13, представляющие собой механизмы свободного хода, не отключат передачу крутящего момента на колеса правого борта, обеспечивая хорошую проходимость трактора и устойчивость движения.

При дальнейшем увеличении угла складывания полурам описанный процесс повторяется, обеспечивая увеличение наклона колес.

При уменьшении угла складывания полурам золотники 28 и 36 начинают выдвигаться из корпусов 24 и 32 гидрораспределителей 22 и 30, подключая бесштоковые полости гидроцилиндров 16 и 20 на слив 39 и штоковые к источнику 38 давления. Штоки гидроци, линдров начинают вдвигаться, уменьшая наклон колес и перемещая корпуса

24 и 32 вслед за золотниками 28 и Зб.

При положении полурам, соответствующем прямолинейному движению, колеса левого борта займут положение, параллельное продольно-вертикальным плоскостям симметрии. При таком положении полурам кран 43 подключит к источнику 38 давления и сливу 39 и

13371 б гидрораспределители 23 и 31 право! п борта.

При повороте трактора вправо и>.лурамы 1 и 2 начнут складываTh SI уже в сторону сближения колес правого борта. При этом разобщнтельный кран 40

4Ф отключит от источника 38 давления и слива 39 гидрораспределнтели 22 и 30

10 левого борта, а гидрсрасп.>сделители

23 и 31 обеспечат наклон колес 5 и 7 право го борта, пропорциональный углу складывания полурам, что достигается выбором необход>иых соотношений меж15 ду перемешениями золотников и корпусов гидрораспределителей и точек соединения тяг-толкателей со ступицами относительно шарниров 14, 15, 18 и 19.

Формула изобретения

Шарнирно сочлененное транспортное средство, содержащее переднкю и заднл:о полурамы, сочлененные между собой вертикальным шарниром, механизм складывания полурам, со едпне нный с рулевьи управлением транспортного средства, и .. идравлическн соединенный с их системой управления механизм наклона колес передней полурамы, включающий гидроцилинцры дв y cTC роннего действия, кинематиче KII связанные одними своими концами с передней полурамой, à другими — со ступицами с<,ответствующих колес, установленных с возможностью наклона колес относительно шарниров, оси поворота ко "oрых расположены параллельно продольной оси передней полурамы, 40 отличающеесятемчтос

1 Э целью повышения устойчивости движения и тяговых качеств транспортного средства на повороте, оно снабжено механизмом HdxJона колес задней полурамы, выполненным аналогично механизму наклона колес передней полурамы, гидравлически соединенным с системой управления, а обе системы управления наклоном колес выполнены в ;:ще четырех трехпозиционных четырехлинейных гндрораспределителей, корпуса двух из ко-.орых установлены на передней полураме с возможностью перемещечия в продольном направлении и кинематически связаны со ступицами соответствующих колес передней полурамы, а их золотники кинематически связаны с задней полурамой, а корпуса двух других установлены на задней

1613371

Составитель В.Ионова

Редактор М. Келемеш Техред N.Äèäûê

Корректор. А. Осауленко

Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3861

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 полураме с возможностью перемещения в продольном направлении и кинематически связаны со ступицами соответствующих колес задней полурамы, а их золотники кинематически связаны с передней

Полурамой, каждый из гидрораспределителей своими рабочими гидролиниями соединен с полостями соответствующих

l гидроцилиндров двустороннего действия, а напорные и сливные гидролинии гидрораспределителей каждого борта соединены соответственно между собой, с насосом и с гидробаком через .раэобщительные краны, выполненные с возможностью управления от угла складывания полурам транспортного средства.