Упругое зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение надежности упругого зубчатого колеса. Цель достигается за счет улучшения его упругих свойств. Балки 3, являющиеся связывающими венец 2 со ступицей 1 упругими элементами, размещены вдоль образующих конической поверхности , а их длина L выбрана из соотношения L j 2Elren8/R, где Е - модуль упругости материала балки; / - момент инерции ее поперечного сечения; п - число балок; г - радиус большего основания конуса; / - радиус делительной окружности венца; 6 - заданная окружная податливость венца относительно ступицы. В конструкции может быть использован вибродемпфирующий материал 4. При работе колеса динамические нагрузки зацепления демпфируются прогибом балок 3. Заданная податливость венца 2 относительно ступицы 1 обеспечена неограниченными габаритами венца 2, выбором длины L балок 3 по предложенному соотношению. 1 з. п. ф-лы, 3 ил. SS /
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1618965 А 1 (51)5 F 16 Н 55 17, 55/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4663128/28 (22) 25.01.89 (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, А. А. Якимович и А. М. Гоман (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1357641, кл. F 16 Н 55/14, 55/17, 1986.
Авторское свидетельство СССР № 1104332, кл. F 16 Н 55/17, 55/14, 1983. (54) УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к виброактивным зубчатым передачам.
Цель изобретения — повышение надежности упругого зубчатого колеса. Цель достигается за счет улучшения его упругих свойств.
Балки 3, являющиеся связывающими венец 2 со ступицей 1 упругими элементами, размещены вдоль образующих конической поверхности, а их длина 1 выбрана из соот-(Сй7 Ю7 . упругости материала балки; (— момент инерции ее поперечного сечения; и — число балок; r — радиус большего основания конуса; R — радиус делительной окружности венца; 6 — заданная окружная податливость венца относительно ступицы. В конструкции может быть использован вибродемпфирующий материал 4. При работе колеса динамические нагрузки зацепления демпфируются прогибом балок 3. Заданная податливость венца 2 относительно ступицы 1 обеспечена неограниченными габаритами венца 2, выбором длины (балок 3 по предложенному соотношению. з. п. ф-лы, 3 ил.
lб18965
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в виброактивных зубчатых передачах.
Целью изобретения является повышение надежности упругого зубчатого колеса за счет улучшения его упругих свойств.
На фиг. 1 изображено упругое зубчатое колесо; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1.
Упругое зубчатое колесо содержит ступицу 1, венец 2 и соединяющие их упругие элементы в виде закрепленных на них своими концами и равномерно размещенных по окружности колеса балок 3 для восприятия изгибающих нагрузок. Балки 3 размешены вдоль образующих соосной с колесом усеченной конической поверхности с меньшим и большим основаниями конуса соответственно на ступице 1 и венце 2, а длина балок 3 L выбрана из соотношения где Е— модуль упругости материала балки 3; момент инерции поперечного сечения балки 3; число балок 3; радиус большего основания конуса; радиус делительной окруж ности венца 2; заданная окружная податливость венца 2 относительно ступицы l . ив
r—
Колесо может быть снабжено размещенным в полости конуса вибродемпфируюшим материалом 4. При креплении ступицы 1 к валу 5 материал 4 размещается между балками 3 и поверхностью вала 5 (фиг. 1). Крепление ступицы 1 к валу 5 выполнено в виде размещенного в параллельной оси ступицы 1 прорези болта б, что допускает регулировку осевого положения колеса относительно вала 5.
Формула изобретения
1. Упругое зубчатое колесо, содержащее ступицу, венец и соединяющие их упругие элементы в виде закрепленных на них своими концами и равномерно размещенных по окружности колеса балок для восприятия изгибающих нагрузок, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности
25 за счет улучшения упругих свойств, балки размещены вдоль образующих соосной с колесом усеченной конической поверхности с меньшим и большим основаниями конуса соответственно на ступице и венце, а длина
L балок выбрана из соотношения
30 з 12Elr п6
Яй где Š— модуль упругости материала балки;
1 — момент инерции поперечного сечения балки;
n — число балок;
r — радиус большего основания конуса;
Я вЂ” радиус делительной окружности венца;
6 — заданная окружная податливость венца относительно ступицы.
2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено размещенным в полости конуса вибродемпфирующим материалом.
Колесо работает следующим образом.
Возникающие в зацеплении колеса с ответным (не показано) динамические нагрузки демпфируются упругим изгибом ба5 лок 3. Независимо от величины диаметра венца 2 его заданная окружная податливость обеспечивается неограниченным выбором длины L балок 3 (по предлагаемому соотношению) . Балки 3 обеспечивают подат„0 ливость венца 2 не только в окружном, но и в радиальном и осевом направлениях.
Материал 4 усиливает вибродемпфирующие свойства колеса. Регулировка осевого положения колеса на валу 5 (венец 2 конический) позволяет выбирать зазоры в зацеплении в
15 процессе эксплуатации колеса.
1618965
Составитель В. Сергеев
Редактор Н. Рогулич Техред А. Кравчук Корректор С. Шевкун
Заказ 33 Тираж 385 Г1одписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101