Устройство для натяжения гусеницы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к механизмам натяжения гусеничной цепи быстроходных транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности регулирования натяжения гусеницы. Устройство состоит из направляющего колеса 1, установленного на кривошипе 2, и связанных с ним механизма натяжения и привода натяжения. Механизм натяжения выполнен в виде винта 6 и гайки, установленной подвижно на рычаге, связанном с кривошипом 2. Привод натяжения выполнен в подвижном корпусе и предсталяет собой установленные в нем и связанные последовательно электродвигатель 10 и волновую зубчатую передачу 12, выходной ват которой связан с винтом 6 посредством шлицев . 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
77 ф
Фа2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4433288/11 (22) 25.04.88 (46) 15.01.91. Бюл. № 2 (71) Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) В. П. Писарев (SU) и С. Д. Ста нче в (BG) (53) 629.11.012.57:621.85.058.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 380516, кл. В 62 D 55/30, 1970.. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ
ГУСЕНИЦЫ (57) Изобретение относится к механизмам натяжения гусеничной цепи быстроходных
„„SU„„1620360 А 1 (51)5 В 62 D 55/30
2 транспортных средств. Цель изобретения— повышение точности регулирования натяжения гусеницы. Устройство состоит из направляющего колеса 1, установленного на кривошипе 2, и связанных с ним механизма натяжения и привода натяжения. Механизм натяжения выполнен в виде винта 6 и гайки, установленной подвижно на рычаге, связанном с кривошипом 2. Привод натяжения выполнен в подвижном корпусе и предсталяет собой установленные в нем и связанные последовательно электродвигатель 10 и волновую зубчатую передачу 12, выходной вал которой связан с винтом 6 посредством шлицев. 2 ил.
С::
Cb
Ю
Ю (Р
СЬ
1620360
10
25
Формула изобретения
Изобретение относится к механизмам натяжения гусеничной цепи быстроходных транспортных средств.
Цель изобретения — повышение точности регулирования натяжения гусеницы, позволяющее повысить КПД гусеничного движителя, проходимость машины, а также уменьшить вероятность сброса гусеницы.
На фиг. 1 изображено устройство натяжения гусеницы, общи"; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Устройство натяжения гусеницы состоит из механизма натяжения и привода натяжения направляющего колеса и состоит из направляющего колеса 1, установленного на кривошипе 2 посредством подшипников 3 качения, который установлен в корпусе 4 транспортного средства посредством подшип— ников 5 скольжения. Кривошип 2 связан с винтом 6 механизма натяжения посредством рычага 7, установленного на шлицах на кривошипе 2 и связанного с винтом 6 подвижно установленной в нем гайкой 8. Привод натяжения состоит из составного подвижного корпуса 9 с установленным в нем электродвигателем 10, на валу которого установлен генератор 11 волновой зубчатой передачи 12 посредством которого через гибкий подшипник 13 передается крутящий момент на ведомое гибкое зубчатое колесо 14, связанное болтами с ведомым валом 15, который установлен в корпусе 9 привода на подшипники
16 качения и связан с винтом 6 посредством шлицев. Между винтом 6 и корпусом 9 привода установлен упорный подшипник 17, воспринимающий усилие в приводе, действующее вдоль оси винта 6 при натяжении гусеницы. Составной подвижной корпус 9 установлен с возможностью перемещения относительно корпуса машины 4. Подвижность вдоль оси винта 6 обеспечивается шлицевым соединением между корпусом 9 и вкладышем 18, а подвижность при угловых перемещениях корпуса 9 относительно корпуса машины 4 обеспечивается цилиндрическим профилем вкладыша 18 и корпуса машины 4 в сечении А — А вдоль винта 6 (фиг. 2) .
Между корпусом 9 и вкладышем 18 установлена тарельчатая пружина 19, деформирующаяся при реализации натяжения гусеницы.
Привод натяжения включает датчик 20 линейных перемещений привода и датчик 21 угла поворота кривошипа. Для ручной регулировки механизма натяжения на валу электродвигателя имеется хвостовик 22.
Механизм работает следующим образом.
При подаче энергии к электродвигателю 10 начинает вращаться генератор 11, вследствие чего крутящий момент передается через гибкое зубчатое колесо 14 на вал 15 и затем на винт 6, рычаг 7 и кривошип 2 с установленным на нем направляющим колесом 1, в результате чего направляющее колесо 1 перемещается относительно корпуса машины 4 и натяжение гусеницы изменяется.
Так как корус 9 привода натяжения установлен подвижно вдоль оси винта 6, то при наличии натяжения гусеницы между корпусом 9 привода и вкладышем 18 возникает продольное усилие, измеряемое датчиком 20 (датчик 20 может быть выполнен на основе индукционного датчика линейных перемещений, измеряющего относительные перемещения между корпусом 9 привода и вкладышем 18). Так как между корпусом 9 привода и вкладышем 18 установлена тарельчатая пружина 19, то в зависимости от ее жесткости, определенной деформации пружины 19, измеряемой датчиком 20, будет соответствовать определенное усилие. Вследствие изменения конфигурации системы на участке от направляющего колеса 1 до корпуса 9 привода из-за наличия рычажных связей между натяжением гусеницы и усилием, измеряемым датчиком 20, нет линейной зависимости.
Поэтому, чтобы устанавливать необходимую величину натяжения гусеницы в зависимости от режимов движения по сигналу от датчика 20, его показания корректируются в зависимости от показаний датчика 21 угла поворота кривошипа, учитывающих изменение конфигурации системы.
В зависимости от показаний датчиков 20 и 21 на электродвигатель подается сигнал для регулировки натяжения гусеницы.
Необходимое натяжение гусеницы задается в зависимости от режимов движения.
При повороте задаются натяжением гусеницы большим, чем при прямолинейном движении, чтобы исключить проскоки гусениц на ведущем колесе и уменьшить вероятность сброса гусениц. Это же самое делается при преодолении высоких единичных препятствий.
При движении же в благоприятных условиях эти натяжения необходимо уменьшить, что повышает КПД и долговечность гусениц.
Устройство для натяжения гусениц, содержащее направляющее колесо, установленное в корпусе транспортного средства на кривошипе, механизм натяжения, выполненный в виде винта и шарнирно связанный с рычагом, соединенным с осью кривошипа направляющего колеса, ходовой гайки, и привод натяжения направляющего колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения точности регулирования натяжения гусеницы, привод натяжения представляет собой составной подвижный корпус, связанный с корпусом транспортного средства посредством тарельчатой пружины и вкладыша с цилиндрическим профилем с воэможностью их относительного осевого и углового перемещения, расположенного внутри подвижного корпуса электродвигателя, связанного с волновой зубчатой передачей, выходной вал которой соединен с указанным винтом механизма натяжения посредством шлицев, 1620360
Составитель В. Зенченко
Редактор А. Долинич Техред А. Кравчук Корректор Л. Бескид
Заказ 42l4 Тираж ЗЗЭ, Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01 при этом между подвижным корпусом и корпусом транспортного средства установлен датчик линейных перемещений, в корпусе транспортного средства установлен датчик
7
8 угловых перемещений указанного кривошипа относительно данного корпуса, включенные в цепь управления привода натяжения направляющего колеса.