Колебательная система
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к гасителям колебаний приводных валов транспортных средств. Целью изобретения является повышение эффективности работы за счет введения в систему фрикционного элемента, вследствие чего возникающие в нем силы сухого трения рассеивают энергию колебаний на всех частотах вращейня -вала. На резонансных частотах колебания вала 1 подавляются системой инерционный элемент 2 - упругий элемент 3. Снижение амплитуды колебаний при всех других частотах достигается с помощью фрикционного элемента 4,слои слоистой трубки которого смещаются один относительно другого. Смещение происходит и в паре фрикционный элемент 4 - поверхность приводного вала 1. При смещении слоев слоистой трубки (винтов ленты), а также сжатых хомутами 10 лепестков 5 один относительно другого и относительно поверхности вала 1 между ними возникают силы трения, повышающие эффективность демпфирования, поскольку часть энергии колеблющегося приводного вала дополнительно преобразуется в тепловую энергию 1 з.п. ф-лы, 9 ил. (Ј (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЩМЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 Р 16 F 15 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБР НИ
Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ \ у
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4652080/28 (22) 20.02.89 (46) 15.01.91. Бюл. № 2 (71) Запорожский автомобильный завод
«Коммунар» и Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) В. А. Савельев, С. Н. Иванов, А. Л. Ковачич, А. В. Пох и В. И. Шолох (53) 62.567 (088.8) (56) Патент США № 4223565, кл. F 16 F 5/10, 74/574, 1980. (54) КОЛЕБАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям колебаний приводных валов транспортных средств.
Целью изобретения является повышение эффективности работы за счет введения в систему фрикционного элемента, вследствие чего возникающие в нем силы сухого трения
„„Я0„„1620725 А 1
2 рассеивают энергию колебаний на всех частотах вращения вала. На резонансных частотах колебания вала 1 подавляются системой инерционный элемент 2 — упругии элемент 3. Снижение амплитуды колебаний при всех других частотах достигается с помощью фрикционного элемента 4, слои слоистой трубки которого смещаются один относительно другого. Смещение происходит и в паре фрикционный элемент 4 — поверхность приводного вала 1. При смещении слоев слоистой трубки (винтов ленты), а также сжатых хомутами 10 лепестков 5 один относительно другого и относительно поверхности вала 1 между ними возникают силы трения, повышающие эффективность демпфирования, поскольку часть энергии колеблющегося приводного вала дополнительно преобразуется в тепловую энергию. з.п. ф-лы, 9 ил.
1620725
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям колебаний приводных валов транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности работы за счет введения в систему фрикционного элемента, вследствие чего возникающие в нем силы сухого трения рассеивают энергию колебаний на всех частотах вращения вала.
На фиг. 1 изображена колебательная система, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение à — Г на фиг. 1; на фиг. 6— приводной вал с кольцевыми элементами, общий вид; на фиг. 7 — сечение Д вЂ” Д на фиг. 6; на фиг. 8 — вариант исполнения фрикционного элемента; на фиг. 9 — вид Е на фиг. 8.
Колебательная система содержит коаксиально установленные приводной вал 1, кольцеобразный инерционный элемент 2 и упругий элемент 3, расположенный между ними.
Фрикционный элемент 4, выполненный в виде слоистой трубки, коаксиально установлен между упругим элементом 3 и валом 1.
Слоистая трубка может быть образована цилиндрами, надетыми один на другой, либо выполнена из навитой на вал 1 ленты с витками, контактирующими между собой.
Слоистая трубка с торцов имеет расположенные вдоль вала 1 и прилегающие к нему лепестки 5 с гофрами 6, огибающими кольцевые выступы 7, выполненные на валу
1. По крайней мере в одном из выступов 7 выполнен паз 8, в котором располагается часть 9 лепестка 5. Лепестк1 прижаты к валу хомутом 10, который может быть выполнен из пары соединенных одна с другой скоб, расположенных между выступами 7.
С помошью гофр 6, выступов 7 и хомутов 10 осуществляется фиксация слоистой трубки на валу 1 в продольном направлении. Паз 8, в котором располагается часть 9 лепестка 5, предотвращает проворачивание ленты при навивке на вал с натяжением, обеспечивающим контакт между ее витками. Для удобства сборки системы упругий элемент 3 и инерционный элемент
2 могут быть выполнены разъемными, например, из двух половин, соединенных между собой винтами 11. С внутренней стороны упругого элемента могут быть расположены металлические полукольца 12, которые, а также инерционный элемент 2, соединены с соответствующими половинами упругого элемента 3 посредством вулканизации.
Колебательная система работает следующим образом.
Резкое увеличение прогибов приводного вала 1 при вращении с частотой его собственных колебаний эффективно подавляется системой инерционный элемент 2 — упругии элемент 3. Снижение амплитуды колебаний при всех других частотах достигается с помощью фрикционного элемента 4, слои слоистой трубки которого смещаются друг относительно друга. Смещение происходит и в паре фрикционный элемент 4 — поверхность приводного вала 1.
При смещении слоев слоистой трубки (витков ленты), а также сжатых хомутами
10 лепестков 5 друг относительно друга и относительно поверхности вала 1 между ними возникают силы трения, повышающие эффективность демпфирования, поскольку часть энергии колеблющегося приводного вала дополнительно преобразуется в тепловую э не р ги ю.
Таким образом, колебания приводного вала 1 эффективно подавляются не только на частоте настройки колебательной системы, но и на всех других частотах.
20
Формула изобретения
1. Колебательная система, содержащая коаксиально расположенные приводной вал, кольцеобразный инерционный элемент и упругий элемент, расположенный между ними, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, она снабжена фрикционным элементом в виде слоистой трубки, коаксиально установленной между упругим элементом и приводным валом:
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что слоистая трубка. выполнена из навитой на приводной вал ленты с витками, контактирующими между собой.
3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на валу выполнены кольцевые
40 выступы, а слоистая трубка с торцов имеет расположенные вдоль вала и прилегающие к нему лепестки с гофрами, огибающими выступы.
4. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на валу выполнены кольцевые
45 выступы, по крайней мере в одном из которых изготовлен паз, слоистая трубка с торцов имеет расположенные вдоль вала и прилегающие к нему лепестки с гофрами, огибающими выступы, а часть лепестка расположена в пазу.
5. Система по пп. 3 и 4, отличающаяся тем, что она снабжена по крайней мере одним хомутом, расположенным между выступами и прижимающим слоистую трубку к валу.
l620725
Йы
Д-Д
Й г 7
IE
due. 8
Составитель М. Кочарян
Редактор И. Касарда Техред А. Кравчук Корректор Н. Король
Заказ 4232 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101