Упругое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям упругих колесных рельсовых транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности. Упругое колесо рельсового транспортного средства содержит установленный на общей оси 1 колесной пары подшипниковый узел 2, ступицу 3 с шайбами 9, 17, обод 4 и кольцевой амортизатор 5, размещенный в замкнутой полости , образованной внутренними торцовыми поверхностями шайб 9, 17, фланца 8, внутренней радиальной поверхностью 6 обода и наружной радиальной поверхностью 7 ступицы. Амортизатор выполнен из трех кольцевых упругих частей разной жесткости , две из них - большей жесткости контактируют с внутренней радиальной поверхностью обода и внутренними торцовыми поверхностями фланца и шайб 9, 17 ступицы . Одна из шайб 9 выполнена подвижной в осевом направлении, а упругая часть меньшей жесткости установлена без зазоров между упругими частями большей жесткости и с зазором относительно внутренней радиальной поверхности обода с возможностью взаимодействия с ней. I ил. Ј (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 В 9 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д ВТОРСМОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4440549/11 (22) 14.06.88 (46) 23.01.91. Бюл. № 3 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро института геотехнической механики АН УССР (72) Е. Е. Новиков, Ф. Б. Черкасский, А. Н. Выскребец, Е. И. Шац, Ю. П. Ненадкевич и В. К. Каратаевский (53) 625.2.012 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1418072, кл. В 60 В 9/12, 1985. (54) УПРУГОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям упругих колесных рельсовых транспортных средств. Цель изобретения — повышение эффективности. Упругое колесо рельсового транспортного средства содержит установленный на общей оси 1 колесной пары

„„Я0„„1622171 А 1

2 подшипниковый узел 2, ступицу 3 с шайбами 9, 17, обод 4 и кольцевой амортизатор 5, размещенный в замкнутой полости, образованной внутренними торцовыми поверхностями шайб 9, 17, фланца 8, внутренней радиальной поверхностью 6 обода и наружной радиальной поверхностью 7 ступицы. Амортизатор выполнен из трех кольцевых упругих частей разной жесткости, две из них — большей жесткости контактируют с внутренней радиальной поверхностью обода и внутренними торцовыми поверхностями фланца и шайб 9, 17 ступицы. Одна из шайб 9 выполнена подвижной в осевом направлении, а упругая часть меньшей жесткости установлена без зазоров между упругими частями большей жесткости и с зазором относительно внутренней радиальной поверхности обода с возможностью взаимодействия с ней. 1 ил.

1622171

Формула изобретения

40

Соста вител ь С. Рома нов

Редактор В. Бугренкона Техред А. Кравчук Корректор Н. Ревская

Заказ 77 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям упругих колес рельсовых транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффективности.

На чертеже показано упругое колесо, поперечное сечение.

Упругое колесо содержит, установленный на общей оси 1 колесной пары подшипниковый узел 2, ступицу 3, обод 4, кольцевой амортизатор 5, размещенный между внутренней радиальной поверхностью 6 обода 4 и наружной радиальной поверхностью 7 ступицьl 3.

Ступица 3 снабжена фланцем 8 и шайбой 9. Шайба 9 выполнена подвижной в осевом направлении. Между внутренними торцовыми поверхностями 10 и 11 фланца 8 и шайбы 9 и радиальными поверхностями 6 и 7 ступицы 3 и обода 4, образующими совместно замкнутую полость, размещен амортизатор 5. Амортизатор выполнен из трех кольцевых упругих частей разной жесткости, две крайние 12 из которых большей жесткости контактируют с внутренней радиальной поверхностью 6 обода 4 и внутренними торцовыми поверхностями 10 и 11 фланцев ступицы, а средняя часть 13 меньшей жесткости установлена без зазоров между частями 12 большей жесткости и с зазором 14 относительно внутренней радиальной поверхности 6 обода 4 с возможностью взаимодействия с ней.

При этом части 12 и 13 контактируют между собой боковыми поверхностями 15.

Для осевой фиксации амортизатора 5 совместно со ступицей 3 и подшипниковым узлом 2 относительно обода 4 колеса служат кольцевой упор 16 совместно с шайбой 17.

При действии на колесо в вертикальном или продольном направлении внешней динамической нагрузки, возникающей при прохождении колесной пары каких-либо неровностей пути или при встрече с препятствием, обод 4, смещаясь относительно ступицы 3, сжимает кольцевые крайние части 2 большей жесткости. Так как кольцевые части 12 и 13 находятся в замкнутой полости и контактируют боковыми поверхностями 15, то деформация крайних частей 12 может происходить только в плоскости, перпендикулярной приложению нагрузки.

Это приводит, в свою очередь, к деформации средней части 13 меньшей жесткости в направлении, параллельном приложению нагрузки, и в результате она оказывается в предварительно напряженном состоянии, что увеличивает амортизирующие свойства.

Деформация средней части 13 происходит до тех пор, пока не выбирается гарантированный зазор 14, после чего все три кольцевые части будут работать на сжатие с эквивалентной жесткостью. После прекращения действия внешней динамической нагрузки обод 4 под действием сил упругости крайних частей 12 большей жесткости возвращается в исходное положение.

Упругое колесо, содержащее ступицу и обод с кольцевыми выступами соответственно на внешней поверхности и внутренней поверхности и установленную с возможностью взаимодействия со ступицей шайбу, и размещенный между ободом, ступицей и кольцевым выступом и шайбой кольцевой упругий элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, обод выполнен с кольцевым упором на его внутренней поверхности для взаимодействия с внешней торцовой поверхностью шайбы, которая установлена на наружной поверхности ступицы с возможностью осевого перемещения, кольцевой выступ обода установлен с возможностью взаимодействия одной из своих торцовых поверхностей с внешней торцовой поверхностью ступицы, причем упругий элемент выполнен из трех кольцевых частей, средняя из которых имеет большую жесткость, чем крайние, и установлена с зазором относительно внутренней поверхности обода.