Судно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования его парусного вооружения. Цель изобретения - повышение эффективности эксплуатации судна путем улучшения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации. Судно содержит корпус 1 с поворотно расположенными с возможностью вращения относительно вертикальных осей мачтами и фиксирующими приводами 7 вращения, электрически связанными с автоматической системой управления (АСУ). Мачты установлены шарнирно с возможностью их отклонения от вертикали на угол до 30° и снабжены фиксирующим приводом 6 отклонения, электрически связанным с АСУ, причем паруса снабжены концевыми шайбами 3. Судно имеет кабель-буксир с подводным буксируемым устройством и датчики нагрузки, электрически связанные с АСУ. Каждая шайба 3 является составной из двух частей в виде секций с приводом 9 для изменения площади шайбы 3, Судно имеет носовой парус с изменяемым углом атаки посредством работы АСУ. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
colIèÀëèñ1è÷åñêèõ
РЕСПУБЛИК (я) В 63 Н 9/00
ГОСУДАРСТВЕ ННЫИ КОМИТЕТ
i IO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4435546/11 (22) 31.07.88 (46) 07.02.91. Бюл. М 5 (71) Центральный научно-исследовательский институт им.акад.А.Н.Крылова, Институт океанологии АН СССР (SU) и Акционерное общество "Холлминг" (FI) (72) А.В, Пономарев, В.Н. Трещевский, А.А. Русецкий, М.Д.Дмитроченко, В.И.Юшин (SU), Сало Ристо, Ринтала Тиммо, Тамми Пекка(01), Б.Г.Мордвинов, Ю.Ю.Житковский, А.А.Новиков, В.Л.Лебедев, В.В,Шайдоров и Б.Н.Захаров (SU) (53) 629.12.014.002,54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1039809, кл. В 63 Н9/00,,1981. (54) СУДНО (57) Изобретение относится к судостроению и касается конструирования его парусного вооружения, Цель изобретения — повышение
„,5U „„1625779 А1 эффективности эксплуатации судна путем улучшения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации. Судно содержит корпус 1 с поворотно расположенными с возможностью вращения относительно вертикальных осей мачтами и фиксирующими приводами 7 вращения, электрически связанными с автоматической системой управления (АСУ). Мачты установлены шарнирно с возможностью их отклонения от вертикали на угол до 30 и снабжены фиксирующим приводом 6 отклонения, электрически связанным с
АСУ, причем паруса снабжены концевыми шайбами 3. Судно имеет кабель-буксир с подводным буксируемым устройством и датчики нагрузки, электрически связанные с АСУ, Каждая шайба 3 является составной иэ двух частей в виде секций с приводом 9 для изменения площади шайбы 3, Судно имеет носовой парус с изменяемым углом атаки посредством работы АСУ. 3 з,п. ф-лы, 8 ил.
1625779
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования его наружного вооружения, Цель изобретения — повышение эффективности эксплуатации судна путем повышения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации.
На фиг,1 показано судно,; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, при курсе фордевинд; на фиг.4 — то же, при курсе бакштаг; на фиг,5 — то же, при курсе бейдвинд; на фиг.б — то же, при курсе галвинд; на фиг.7 — то же, при курсе бакштаг и вертикальном положении парусов; на фиг.8 — блоксхема автоматической системы управления (АСУ) наружным вооружением.
Корпус 1 судна содержит парусное вооружение, имеющее паруса 2, например, в виде жестких разрядных крыльев с концевыми шайбами 3. Мачты имеют горизонтальнуюю 4 и вертикальную 5 оси вращения с фиксирующими приводами 6 и 7, Концевые шайбы 3 имеют дополнительные части или секции 8 с приводом 9 изменения площадей шайб 3. Судно имеет подводное буксируемое устройство 10 с кабель-буксиром и носовой парус 11 с изменяемым углом атаки посредством автоматической системы управления. Судно содержит руль 12 с рулевой машиной 13.
В автоматическую систему управления входят: ЭВМ 14, автоматическая метеостанция 15, навигационный комплекс 16, датчики 17 нагрузок и привод 18 лебедок. В нее входят также приводы 6 и 7.
Судно эксплуатируется следующим образом.
На основании данных, поступающих в бортовую ЭВМ от автоматизированной метеостанции 15, навигационного комплекса
16 и при опущенном буксируемом устройстве 10 от датчиков 17 нагрузок, автоматическая система выдает управляющие команды на рулевую машину 13, поворачивающую руль 12 на необходимый угол, фиксирующие приводы 7, устанавливающие и фиксирующие парус под оптимальным углом атаки к набегающему потоку на фиксирующие приводы 6, устанавливающие мачты с парусами
2 под оптимальными углами к вертикали, обеспечивающими максимальные значения тяговых характеристик, Носовой парус 11, установленный при помощи АСУ и механизма установки угла атаки (не показан) под свой оптимальный угол, компенсирует аэродинамический момент, возникающий при изменении курсового угла судна по отношению к ветру. Отсутствие аэродинамической тени вследствие наклонного расположения побортно установленных парусов 2 приводит
50 к значительному увеличению суммарных тяговых характеристик и обеспечивает одновременное их изменение. При этом даже случайное мгновенное изменение направления ветра приводит к появлению значительно меньших дополнительных разворачивающих судно моментов, обусловленных изменением тяговых характеристик парусов.
Буксируемое устройство 10 существенно влияет на внешние нагрузки и может быть использовано в качестве дополнительной системы управления судном.
Тяговые характеристики парусов 2 в значительной мере зависят от формы и площади концевых шайб 3. Их отсутствие, э также малая площадьснижаютэффективность парусного вооружения, что особенно характерно для предлагаемого технического решения, а следовательно, и эффективность эксплуатации судна. Однако побортная установка парусов 2 налагает жесткие ограничения на форму и размеры концевых шайб
3. Установка дополнительных секций 8, имеющих воэможность перемещения хотя бы относительно одной, повышает эффективность парусного вооружения.
При отклонении паруса 2 от вертикали на угол больше 30 происходит заметное снижение тяги, увеличение угла между продольными осями парусов 2 более 30 не приводит к увеличению суммарной тяги парусного движителя, Максимальная тяга парусного вооружения, например, при курсе бакштаг достигается при угле между парусами приблизительно 20, При движении на острых курсах, в штормовых условиях, штилевой погоде или стоянке в порту паруса 2 могут быть убраны или (в случае жесткого паруса 2) уложены на палубу (фиг,2).
При использовании многосекционного крыла-паруса 2 повышается эффективность эксплуатации судна, работает его экономичность, улучшаются ходовые качества (по предварительным расчетам судно водоизмещением 7000 т с парусным вооружением площадью 160 м имеет скорость 5-6 уэ, что
2 равносильно, в случае парусно-моторного варианта, снижению расхода топлива на
20-30 ).
Формула изобретения
1. Судно, содержащее корпус с побортно расположенными с возможностью вращения относительно вертикальных осей мачтами с парусами и приводами вращения, электрически связанными с автоматической системой управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности
1625779
Фцг1
Фиг. Р Фиг. Е Фиг. 7 эксплуатации судна путем улучшения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации, мачты установлены шарнирно с возможностью их отклонения от вертикали на угол до 30 и снаб-жены приводом отклонения, электрически связанным с автоматической системой управления, а паруса снабжены концевыми шайбами.
2, Судно по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено кабель-буксиром для подводного буксируемого устройства и датчиками нагрузки, электрически связанными с автоматической системой управления.
3, Суднопопп1 и2,отличающеес я тем, что каждая концевая шайба вы5 полнена составной из двух частей с возможностью их взаимного перемещения посредством привода и изменения площади этой шайбы.
4.Суднопопп1 — Э,отл ич а ю щее10 с я тем, что оно снабжено носовым парусом с изменяемым углом атаки посредством автоматической системы управления.
1625779
Составитель В. Бернадский
Техред М,Моргентал Корректор M. Самборская
Редактор А. Шандор
Произнодсгвенно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 255 Тираж 284 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5