Поршень для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F О? F 3/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCKOMY СВИ4Е ЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4342926/06 (22) 15. 12.87 (46) 15.02.91. Вюл. (71) Харьковский политехнический HHститут им. В.И. Ленина (72) A.Ô. Иеховцов, Ф,И. Абрамчук, A.М, Левтеров и В.А. Пылев (53) 621,432(088.8) (56) Заявка ФРГ Р 3404284, кл, F 02 F 3/12, опублик. 1985, I (54) ПОРИЕНЬ ДЛЯ ЛВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению. Цель изобретения — повышение долговечности поршня путем
„„SU„„1627744 A 1 уменьшения амплитуды высокочастотных термических напряжений в районе кромки камеры сгорания. Поршень 1 для двигателя внутреннего сгорания содержит поверхностное покрытие 2 кромки 3 камеры 4 сгорания, выполненное из высокотеплопроводного материала таким образом, что ось 5 симметрии поперечного сечения поверхностного покрытия 2 кромки 3 совпадает с биссектрисой угла 0,, образованного верхним торцом 6 поршня 1 и KoHvcHoA поверхностью 7 камеры 4 сгорания, При этом поверхностное покрытие 2 сопряжено с телом поршня по радиусу R, 1 з.п„ф-лы, 1 ил.
1627744
6Q
R=r+
1
sin g/2
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршням.с камерой сгорания в них и острой кромкой, образованной горловиной камеры.
Цель изобретения — увеличение долговечности поршня путем уменьшения амплитуды высокочастотных термических напряжений в районе кромки ка- 10 меры сгорания.
На чертеже представлен поршень, содержащий камеру сгорания, острая кромка которой выполнена в виде поверхностного слоя из высокотеплопроводного материала, общий вид.
Поршень 1 для двигателя внутреннего сгорания содержит поверхностное покрытие 2 кромки 3 камеры 4 сгорания, выполненное из высокотеплопроводного материала таким образом, что ось 5 симметрии поперечного сечения поверхностного покрытия 2 кромки 3 совпадает с биссектрисой угла o( образованного верхним торцом 6 порш- 25 ня 1 и конусной поверхностью 7 камеры 4 сгорания. При этом поверхностное покрытие ? сопряжено с телом поршня
1 по радиусу R, выполненного в соответствии с соотношением где r — радиус кромки камеры сгорания, и;
Л вЂ” диаметр поршня, м;
Π— угол, образованный верхним 4п торцом поршня и конусной поверхностью камеры сгорания °
Во время работы двигателя внутреннего сгорания тепловой поток от рабо- 45 чего тела воспринимается верхним торцом 6 поршня 1 и конусной поверхностью 7 камеры 4 сгорания. В результате этого кромка 3 поршня 1 испытывает нагрузку от высокочастотной
50 составляющей температуры, вызывающей
1циклические термонагружения, и низкчастотной, вызывающей окружные термические напряжения. Вследствие. того, что кромка 3 выполнена из высокотеп55 лопроводного материала, амплитуда высокочастотной составляющей колебания температуры на поверхности кромки
3 уменьшается по сравнению с амплитудой колебания температуры на кромке
3 в случае ее выполнения из основного материала поршня 1 в соответствии с соотношением
Ь к где 9„, Сп, п, С к, к — соответственно тенлопроводность, теплоемкость и плотность основного материала поршня 1 и материала поверхнос1ного покрытия 2 кромки 3.
При этом вследствие того, что ось
5 симметрии поперечного сечения поверхностного покрытия 2 совпадает с биссектрисой угла (6, образованно« го верхним торцом 6 поршня 1 и конусной поверхностью 7 камеры 4 сгорания, прогрев поверхностного слоя является равномерным. При этом окружные термические напряжения, возникающие в поверхностном покрытии 2, будут минимальньаки, чему способствует и высокая теплопроводность материала этого слоя.
Вследствие того, что сопряжение поверхностного покрытия 2 с основным материалом поршня 1 выполнено по радиусу R, на большем протяжении наиболее нагруженной части поршня 1 происходит воздействие теплового потока от рабочего тела двигателя с уменьшенной амплитудой колебания температуры, что повышает долговечность поршня. Так как поверхность теплоотвода поверхностного покрытия
2 значительно превышает поверхность его теплоподвода, то наибольшая тепловая нагрузка, воспринимаемая поршнем 1, направлена вдоль биссектрисы углао6 . Однако, вследствие того, что радиус сопряжения R поверхностного слоя и основного материала поршня 1 определен из соотношения (1), размер
Х поверхностного слоя вдоль биссектрисы достаточен для уменьшения величины амплитуды колебания температуры, воспринимаемой поршнем в этом направлении, в 10-30 раз, что практически исключает ее влияние на процесс разрушения„
Формула изобретения 20 R=r+
1 1
sing /2, м;
1. Поршень для двигателя внутреннего сгорания из алюминиевого сплава, содержащий камеру сгорания с конусной острой кромкой и раэмешенным на кромке поверхностным покрытием из высокотеплопроводного материала, нанесенного методом плазменного напыления, отличающийся тем, где r — радиус кромки камеры сгорания, м;
1) — диаметр поршня, м;
a(, — угол, образованный верхним торцом поршня и конусной поверхностью камеры сгорания.
Составитель М. Бондарев
Редактор И. Касарда Техред И.Дидык Корректор М. Кучерявая
Заказ 326 Тирак 350 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн I KHT СССР
113035, Иосква, й-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ушгород, ул. Гагарина,101
5 16277
При использовании в качестве материала поверхностного покрытия 2, например меДи, амплитуда высокочастотной составляющей температуры на поверхности кромки 3 уменьшается в
1,67 раза, а снижение величины амплитуды колебания температуры в
10-30 раз для большинства двигателей лежит в пределах колебания размера
Х 3-3,5 мм. Радиус сопряшения R кромки 3 с основным материалом поршня 1 при этом равен 2,5-4 ° 5 мм. Изготовление кромки 3 таких размеров конструктивно выполнимО при достаточной надежности сцепления меди с алюминиевым сплавом тела поршня 1 методом плазменного напыления.
44 6 что, с целью увеличения долговечности путем уменьшения амплитуды высокочастотных термических напржкений в районе кромки камеры сгорания, поверхностное покрытие выполнено так, что ось симметрии его поперечного сечения совпадает с биссектрисой угла, образованного верхним торцом поршня и конусной поверхностью камеры сгорания, а с телом поршня сопря кение поверхностного слоя выполнено по радиусу.
2. Поршень по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что радиус R coI пржкения поверхностного покрытия с телом поршня определен иэ соотношения
0,3
«(3500 — 13 10 D)