Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в ремонтном производстве при восстановлении крупномодульных зубчатых колес. Целью изобретения является обеспечение возможности восстановления тонкостенных зубчатых колес. Способ предусматривает внедрение конических инденторов,имеющих угол конусности 8 . СР с 1 2 ,непосредственно в зубья со стороны обо их торцов на высоте внедрения h « (l,0-l,2)m с образованием на торцах отверстий диаметром d (0,7 - - 0,9)m и полостей, разделенных между собой перемычкой толщиной S
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (S1)S В 23 Р 6/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н Д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С ь
Ж сС
Сл:
Сл:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4677738/27 (22) 11.04.89 (46) 07.04.91. Бюл. У 13 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР (72) О.И.Кузьменков, Н.К.Кривенко, В.Л.Басинюк, С.H.Руденко, Н.Г.Янкевич, Н.С.Янкевич, Г.Б.Гудиевский и Т.П.Пряникова (53) 621 .797 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1Ф 1 299691, кл. В 21 Н 5/00, 1985. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в ремонтном производстве при восстановлении крупномодульИзобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть исп оль з ов ано в ремонтно м и роизводстве при восстановлении крупномодульных зубчатых колес.
Целью изобретения является обеспечение возможности восстановления тонкостенных зубчатых колес.
На фиг.1 показаны зуб шестерни с односторонним износом и направления деформаций материала от внедрения индентора; на фиг.2 — геометрические характеристики восстанавливаемого зуба; на фиг.3 — зуб колеса после его восстановления, разрез.
Способ осуществляется следующим образом.
2 ных зубчатых колес. Целью изобретения является обеспечение возможности восстановления тонкостенных зубчатых колес. Способ предусматривает внедрение конических инденторов,имеюо о щих угол конусности 8 ((,Р а 12,непосредственно в зубья со стороны обо" их торцов на высоте внедрения h(1, 0-1, 2)ш с образованием на торцах отверстий диаметром d = (0,7— — 0,9)ш и полостей, разделенных меж- ду собой перемычкой толщиной S = (0,1-0,2)В, где  — длина зуба.
Способ позволяет не только восстанавливать профиль зубьев крупномодульных тонкостенных зубчатых колес, но и на 15-20% повышает их долговеч ность. 3 ил., 2 табл.
После нагрева зубчатого колеса производят перемещение в закрытом штампе части его материала в зону восстановления посредством внедрения в венец конических инденторов и последующего их извлечения из полученных отверстий. Внедрение конических инденторов осуществляют непосредственно в зубья со стороны обоих тор" цов на диаметре dz, расположенном на расстоянии h от диаметра d0(фиг.2), с образованием на торцах зубьев отверстий d с углом конусности (1" (фиг.3).
Оптимальные размеры выдавливаемого отверстия выбираются из условия обеспечения требуемого приращения
1639933 для компенсации износа по боковым сторонам зубьев (фиг ° 1) и обеспечения требуемой податливости. При этом полученные полости не должны снижать прочность зубьев.
Для исследования напряженного состояния в галтелях разработана модель зуба, основанная на методе. конечных элементов. Расчет выполнен в плоскос- 10 ти опасного сечения при действии изгибающего момента. При этом диаметр
d отверстия варьировался в пределах (0,2-0,9)m, а расстояние h от окружности впадин до центра отверстия выбиралось в пределах (Π— 1,65)m.Óñтановлено, что при расстоянии h = (1-1,2)m наблюдается снижение напряжений в галтельных переходах, т,е. в опасном сечении зуба, на 2 — 14X.
Таким образом, отверстие диаметром менее 0,9m не вызывает повышения напряжений в опасном сечении. Кроме того, при правильном выборе места. внедРения отверстия наблюдается перераспределение напряжений в опасном сечении в сторону уменьшения, т.е ° является деконцентратором. При диаметре d менее 0,7ш на зубьях появляются черноты из-за недостаточного объема выдавливаемого металла.
Экспериментально установлено,что при увеличении угла конусности / более 1 2 на восстановленных зубьях после обработки остаются черноты, т.е. количество вытесненного металла недостаточио для компенсации износа, 7
При уменьшении угла конусности / менее 3 улучшается самоустановка вЕнца, т,е. положительный эффект от повышения податливости прослеживается весьма слабо и резко снижается долговечность инденторов.
Увеличение толщины перемычки $ > 0,2 В (фиг.3) значительно снижает 45 податливость восстановленного колеса, и появляются черноты на зубьях.При уменьшении толщины перемычки Я (0,1В значительно возрастает усилие обработки.
Виды дефектов после механической обработки приведены в табл,1.
Зависимость долговечности зуба от параметров индентора представлена в табл.?.
Таким образом, конические инденторы выполняют с диаметрами d = (0,7о о
-0,9)m и углами конусности 8 egc12
Инденторы внедряются в тело зуба так,, чтобы их оси размещались в плоскости симметрии восстанавливаемых зубьев на расстоянии h (1-1,2)m. Внедрение инденторов осуществляется соосно с образованием перемычки. S (0,1 — 0,2)В.
Пример. Восстановление шестерни редуктора очистного комбайна
1 К 101 (деталь — шес терня
1К 101.01.292, m = 12 мм, Z = 26, В = 1 00 мм, материал — сталь 20Х2Н4А) осуществляется в следующей последовательности.
Отжиг изношенного венца. Нагрев венца с помощью индуктора ТВЧ до температуры 1000 — 1050 С, раздача зубьев в штампе с образованием полостей с параметрами: диаметр отверстия на торце d = 9,6 мм; глубина отверстия h = 43 мм, угол конусности- Cg = о
) 2 . Протяжка зуба на станке для получения требуемого профиля зубьев.
Химико-термическая обработка зубчатого венца, перед цементацией отверстия в зубьях закрывают пробками.
Предлагаемый способ позволяет не только восстанавливать изношенный в результате эксплуатации профиль зубьев крупномодульных тонкостенных зубчатых колес, но и на 15-20 повысить их долговечность.
Формула изобретения
Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес, включающий нагрев зубчатого колеса и перемеще— ние инденторами в закрытом калибре части его материала в зону восстановления, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности восстановления зубчатых колес с тонкостенным ободом, внедрение конических инденторов осуществляют в торцы зубьев в зоне делительной окружности вдоль оси зубьев с образованием в них полостей, разделенных между собой перемычкой минимальной толщины с соблюдением следующих соотношений параметров„
Й = (0,7 — 0,9)m, h = (1 — 1,2)m, 8 (с <12, s = (0,1-0,2)В, где d — диаметр индентора;
m — модуль зацепления;
h — высота внедрения инденторов;
CP — угол конусности инденторов;
s — размер перемычки;
 — длина зуба.
1639933
Таблица1
Виды дефектов после механической обработки
Диаметр индентора
Х 1
Угол конусности о
О, 7m 0,8m О, 9ш 1,0m
0,6m
Отдельные черноты на зубьях
То же
Отдельные черноты
Отдельные черноты
О тд ел ьные черноты
Отдельные черно".гы
9
Нет
Нет
Нет
Нет
Чернот а практически вдоль всей поверхности
То же!
tt !!
1.1
12
Черноты
Черноты
Черно ты
Т а блица 2
Долговечность
Диаметр индентора
Угол
Колесо циклов до разрушения, "х 10
Ф конусо ности, верстия !!
2,6
2,21
2,43
3
2
4
2
4
2
4
8
8
12
12
12
12
Без от0,7m
0,8m
0,9m
1,0m
0,7ш
0,8m
0,9m
1,0m
0,7ш
0,8m
0,9ш
1,0m
2 49 Разрушение
2,37 по отверстию
2,69
1,83
2,46 Разрушение по
2, 39 отверстию
3,2
1,8
3,3 Разрушение по
2,79 отверстию
3,41
2,3
2,25
1639933
Фиг. 2
Составитель А.Синельников
Редактор О.Юрковецкая Техред C.öù.уиова Корректор C- вверни
Заказ 986 Тираж 478 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101