Муфта сцепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для соединения валов при достижении ведущим валом заданной частоты вращения. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем улучшения демпфирующих свойств, упрощение конструкции и обеспечение возможности выключения муфты на больших скоростях вращения ведущего вала. На ступице ведущей полумуфты (ВП) 3 установлена винтовая крыльчатка 6 и упругий обод (УО) 7. На ступице ведомой полумуфты 4 установлена упругая тороидальна я оболочка (ТО) 9, образующая заполненную воздухом полость 10. УО 7 охватывает ТО 9. При вращении ВП 3 из полости корпуса 1, выполненного в виде стакана, крыльчаткой 6 отсасывается воздух. Замкнутая ТО 9 расширяется и контактирует с УО 7. Муфта включается . При снижении скорости вращения ВП 3 или при открытии управляемого клапана 12 давление в полости корпуса 1 увеличивается , объем ТО 9 уменьшается и муфта выключается. УО 7 и ТО 9 демпфируют колебания и гасят вибрации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. /2 со с Os fe 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1б40474 А1 (я)ю F 16 0 43/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР г./

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 467?539/27 (22) 11.04.89 (46) 07.04,91. Бюл. М 13 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт .(72) Б.П.Спруогис, А.Ю.Шатас, M.À.Áîãäÿâèчюс и Ю.И.Юревич (53) 621-825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 503063, кл. F 16 D 25/02, 1974.

Авторское свидетельство СССР

N 1451373, кл. F 16 D 43/14, 1987. (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для соединения валов при достижении ведущим валом заданной частоты вращения. Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем улучшения демпфирующих свойств, упрощение конструкции и обеспечение возможности выключения муфты на больших скоростях вращения ведущего вала. На ступице ведущей полумуфты (ВП) 3 установлена винтовая крыльчатка 6 и упругий обод (УО) 7. На ступице ведомой полумуфты 4 установлена упругая тороидальная оболочка (ТО) 9, образующая заполненную воздухом полость 10. УО 7 охватывает ТО 9. При вращении ВП 3 из полости корпуса 1, выполненного в виде стакана, крыльчаткой 6 отсасывается воздух. Замкнутая ТО 9 расширяется и контактирует с УО 7. Муфта включается. При снижении скорости вращения

ВП 3 или при открытии управляемого клапана 12 давление в полости корпуса 1 увеличивается, объем TO 9 уменьшается и муфта выключается. УО 7 и ТО 9 демпфируют колебания и гасят вибрации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1640474

Фиг. 2

Составитель В.Скрыбник

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор О.Ципле

Редактор Н.Тупица

Заказ 1010 Тираж 421 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано в различных механизмах, приборах и устройствах для соединения валов при достижении ведущим валом определенной частоты вращения.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем улучшения демпфирующих свойств и упрощения конструкции, а также расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности выключения муфты при вращающемся на любой частоте ведущем валу.

На фиг. 1 изображена муфта сцепления, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1.

В неподвижном корпусе, выполненном в виде стакана 1 с отверстием 2, установлены ступицы ведущей 3 и ведомой 4 полумуфт. Ступица ведущей полумуфты 3 выполнена с фланцем 5 и на ней установлена винтовая крыльчатка 6. Обод 7 выполнен в виде упругого фрикционного элемента и закреплен нэ фланце 5, На фланце 8 ступицы ведомой полумуфты 4 установлена упругая замкнутая тороидальная оболочка 9, полость 10 которой заполнена воздухом. На дне 11 стакана 1 установлен управляемый клапан 12. Обод 7 охватывает упругую оболочку 9.

Муфта сцепления работает следующим образом, При отсутствии вращения ведущей полумуфты 3 между внутренней поверхностью обода 7 и внешней поверхностью упругой тороидальной оболочки 9 имеется зазор.

При вращении ведущей полумуфты 3 винтовая крыл ьчатка 6 отсасывает воздух из внутренней полости корпуса.

Таким образом, перепад давления в полости корпуса и полости 10 увеличивается, что приводит к увеличению объема упругой оболочки 9, а следовательно, к уменьшению зазора между оболочкой 9 и ободом 7. При достижении заданной скорости вращения ведущей полумуфты 3 разрежение в полости

5 корпуса становится достаточным для обеспечения контактирования упругой торовой оболочки 9 и обода 7, Муфта включена. При уменьшении оборотов крыльчатки 6 разрежение уменьшается и контакт между упру10 гой оболочкой 9 и ободом 7 прерывается, Разрежение в полости корпуса можно снизить, открыв клапан 12. При этом муфта выключается независимо от частоты вращения ведущей полумуфты 3.

15 Формула изобретения

1. Муфта сцепления, содержащая ведущую полумуфту в виде ступицы с винтовой крыльчэткой и фланцем, ведомую полумуфту в виде ступицы с фланцем, обод и взаи20 модействующую с ним упругую оболочку, заполненную воздухом, а также стакан, охватывающий крыльчатку, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем улучшения демпфи25 рующих свойств и упрощения конструкции, обод выполнен в виде упругого фрикционного элемента и закреплен на фланце ведущей полумуфты, упругая оболочка выполнена в виде замкнутой тороидальной оболочки

30 и закреплена нэ фланце ведомой полумуфты, при этом ступицы ведущей и ведомой полумуфт с ободом и упругой оболочкой размещены внутри стакана между крыльчаткой и дном стакана, а крыльчатка смонтирована

35 с возможностью отсасывания воздуха из полости стакана.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что,с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена установ40 ленным на дне стакана управляемым клапаном, при этом стакан установлен неподвижно.