Колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колодочных тормозных устройствах подъемно-транспортных машин. Цель изобретения - повышение надежности при реверсивном торможении путем упрощения кинематической схемы. На жестко закрепленной в корпусе 1 оси 2 свободно установлена ступица (С) 3 с фрикционным кольцом 4. На С 3 установлена шестерня 5, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором 6, закрепленным на валу 7, конец которой выполнен в виде кулачка 8. Тормозные колодки 11 и 12 установлены внутри тормозного шкива 15. При торможении С 3 перемещается на оси 2 и взаимодействует с торцовой поверхностью тормознога шкива 15. Через шестерню 5, зубчатый сектор 6 и его вал 7 она поворачивает кулачок 8, разжимая тормозные колодки 11 и 12. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 D 51/00, 63/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1...
Е (21) 4674180/27 (22) 02.02.89 (46) 07.04.91. 6юл. ¹ 13 (71) Кутаисский политехнический институт им. Н.И.Мусхелишвили (72) М.Г.Чиковани и Т.Ц.Чиковани (53) 62.592 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1362874, кл. F 16 D 51/00, 1986. (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и.может быть использовано в колодочных тормозных устройствах подъемно-транспортных машин. Цель изобретения — повышение надежности при реверсивном тормо„„5U„, 1640477 А1 жении путем упрощения кинемэтической схемы. На жестко закрепленной в корпусе 1 оси 2 свободно установлена ступица (С) 3 с фрикционным кольцом 4, На С 3 установлена шестерня 5, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором 6, закрепленным на валу
7, конец которой выполнен в виде кулачка 8.
Тормозные колодки 11 и 12 установлены внутри тормозного шкива 15. При торможении С 3 перемещается на оси 2 и взаимодействует с торцовой поверхностью 14 тормознога. шкива 15. Через шестерню 5, зубчатый сектор 6 и его вал 7 она поворачивает кулачок 8, разжимая тормозные колодки 11 и 12.
2 ил.
1640477
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колодочных тормозных устройствах подьемнотранспортных машин.
Цель изобретения — повышение надежности при реверсивном торможении путем упрощения кинематической схемы.
На фиг. 1 изображен тормоз, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Колодочный тормоз состоит из корпуса
1 и жестко связанной с ним оси 2, на которой свободно посажена ступица 3 с фрикционным кольцом 4 и шестерней 5, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором 6, закрепленным на валу 7. Конец вала 7 выполнен в виде кулачка 8, расположенного между упорами 9 и 10 тормозных колодок 11 и 12. Ступица 3 благодаря приводному рычагу 13 через фрикционное кольцо 4 контактирует с торцом 14 тормозного шкива 15, Тормозные колодки 11 и 12 снабжены фрикционными накладками 16 и 17 и пружиной,1 8.
Тормоз работает следующим образом.
При замыкании тормоза усилием от приводного рычага 13 ступица 3 перемещается в сторону тормозного шкива 15, прижимая фрикционное кольцо 4 к торцу 14 шкива
15. При этом на поверхности трения возникают силы трения, создающие момент, вследствие которого ступица 3 получает угловое перемещение.
Благодаря зубчатой передаче, содержащей шестерню 5 и зубчатый сектор 6, угловое перемещение получает вал 7 зубчатого сектора 6 с кулачком 8. Кулачок 8 взаимодействует с упорами 9 и 10 тормозных колодок 11 и 12, прижимая их к тормозному шкиву 15.
Усилие и рижатия п ропорционально величине вращающего момента, возникающего между фрикционным кольцом 4 и торцом
14 тормозного шкива 15.
Таким образом, при срабатывании тормоза достигается самоусиление, при этом
5 величина замыкающего усилия определяется геометрией фрикционного кольца 4 и усилием приводного рычага 13 и не зависит от износа фрикционных накладок 16 и 17 тормозных колодок 11 и 12.
10 Торможение осуществляется в реверсивном движении тормозного шкива 15, так . как при любом направлении вращения вала
7 кулачок 8 взаимодействует с упорами 9 и
10 тормозных колодок 11 и 12, прижимая их
15 к тормозному шкиву 15.
Размыкание тормоза осуществляется приводным рычагом 13 и пружиной 18.
Формула изобретения
Колодочный тормоз, содержащий кор20 пус, тормозной шкив, приводной рычаг, жестко связанную с корпусом ось, взаимодействующее с торцовой поверхностью тормозного шкива фрикционное кольцо со ступицей, свободно установленной на оси с
25. возможностью взаимодействия с приводным рычагом, тормозные колодки с фрикционными накладками и упорами на концах и разжимной элемент, установленный между упорами тормозных колодок и кинематиче30 ски связанный посредством передаточного механизма и ступицы фрикционного кольца с приводным рычагом, отличающийся тем, что, с целью поышения надежности при реверсивном торможении путем упрощения
35 кинематической схемы, передаточный механизм выполнен в виде зубчатого сектора с жестко связанным с ним валом и находящейся в зацеплении с зубчатым сектором шестерни, соединенной со ступицей фрик40 ционного кольца, причем разжимной элемент выполнен в виде поворотного кулачка и установлен на упомянутом валу.
1640477
А-А
Составитель А.Безуглый
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор О.Ципле
Редактор Н.Тупица
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1010 Тираж 418 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5