Система автоматического переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического переключения передач в коробках. Цель изобретения - повышение надежности . Система, содержащая датчик 1 скорости , задающее устройство 5, 35 37 О IT аналого-дискретный преобразователь 2 с двумя выходами 8 и 9, шаговый гидрораспределитель 10 с полостями 12 и 13 управления , снабжена двумя плунжерами 16 и 17 и клапаном 22 управления с двумя полостями 29 и 30, соединенными через элементы 33 и 34 ИЛИ с гидрораспределителем 10. Выходы 8 и 9 аналого-дискретного преобразователя 2 посредством клапана 22 управления имеют возможность попеременного соединения с торцовыми полостями 18 и 19 плунжеров 16 и 17. Каждый плунжер выполнен в виде двухпозиционного восьмилинейного золотника, посредством которого выходы аналого-дискретного преобразователя 2 соединяются с торцовыми полостями 12 и 13 шагового гидрораспределителя 10 с помощью гидролиний 14 и 15 При движении транспортного средства, в случае необСЛ С О 4 Сл Ю Ы it 25 Фиг

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

7 (21) 4684409/11 (22) 27.04,89 (46) 23.04.91; Бюл, М 15 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) С. А. Рынкевич и Е. В. Кузнецов (53) 629.113(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 634980, кл. В 60 К 41/06, 1978. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕKilO×ÅHÈß ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического переключения передач в коробках, Цель изобретения — повышение надежности, Система, содержащая датчик 1 скорости, задающее устройство 5, „,. Ж„„1643213 А1 аналого-дискретный преобразователь 2 с двумя выходами 8 и 9, шаговый гидрораспределитель 10 с полостями 12 и 13 управления. снабжена двумя плунжерами 16 и 17 и клапаном 22 управления с двумя полостями 29 и 30, соединенными через элементы

ЗЗ и 34 ИЛИ с гидрораспределителем 10.

Выходы 8 и 9 аналого-дискретного преобразователя 2 посредством клапана 22 управления имеют воэможность попеременного соединения с торцовыми полостями 18 и 19 плунжеров 16 и 17. Каждый плунжер выполнен в виде двухпоэиционного восьмилинейного золотника, посредством которого выходы аналого-дискретного преобразователя 2 соединяются с торцовыми полостями

12 и 13 шагового гидрораспределителя 10 с помощью гидролиний 14 и 15. При движении транспортного средства, в случае необ1643213

30

45 ходимости переключения передач, золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 смещается в сторону.,соединяя выход 8 или 9 с напорной линией 7, которая посредством клапана 22 управления. подключается к торцовой полости одного из плунжеров.

Плунжер перемещается вверх, соединяя выход аналого-дискретного преобразователя с соответствующей торцовой полостью шагового гидрораспределителя, Последний смеИзобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического управления переключением передач, Цель изобретения — повышение надеж ности.

На фиг, 1 представлена схема системы автоматического переключения передач транспортного средства; на фиг. 2 — положения плунжеров при разгоне транспортного средства; на фиг. 3 — тоже, после включения передачи.

Система автоматического переключения передач (фиг. 1) состоит из центробежного датчика 1 скорости, аналого-дискретного преобразователя 2, золотник 3 которого одним торцом кинематически связан с датчиком 1 скорости, а другим торцом соединен посредством пружины 4 с задающим устройством 5, выполненным в гвиде рычага, связанного с педалью 6 акселератора, Датчик 1,скорости, аналого-дискретный преобразователь 2 и задающее устройство 5 формируют информационный сигнал о необходимости переключения передачи, который в виде постоянного. уровня давления от источника

7 питания поступает на один из выходов 8 или 9 аналого-дискретного преобразователя 2. Исполнительный механизм системы представлен в виде шагового гидрораспределителя 10, управляющего фрикционными муфтами коробки 11 передач, Гидрораспределитель 10 имеет полости 12 и 13 управления, которые посредством гидролиний 14 и

15 соответственно связаны с подпружиненными плунжерами 16 и 17, каждый из которых выполнен в виде восьмилинейного золотника. Полости 18 и 19 управления плунжерами посредством гидролиний 20 и

21 сообщены с клапаном 22 управления, а через него гидролиниями 23 и 24 соответственно с выходами 8 и 9 аналого-дискретного преобразователя 2. В среднем положении золотника 3 аналого-дискретного преобращается на один шаг, автоматически переключая передачу. После этого нагрузка на двигатель изменяется, золотник 3 аналогодискретного преобразователя 2 воэвращается в среднее положение. Плунжер возвращается в нижнюю позицию, а клапан управления перемещается в другую крайнюю позицию, в результате чего система готова к отработке нового сигнала управления. 3 ил. зователя 2 выходы 8 и 9 соединены со сливными линиями 25 и 26. Выходы 8 и 9 также сообщены посредством гидролиний 27 и 28 с плунжерами 17 и 16 соответственно, Клапан 22 имеет полости 29 и 30 управления, каждая иэ которых посредством гидролинии

31 или 32, логического элемента ИЛИ 33 либо 34 соединена с линиями гидрораспределителя 10. Положение гидрораспределителя, соответствующее включенной передаче, фиксируется фиксатором 35. В фиксированном положении гидрорасп ределитель 10 соединяет один из фрикционов с напорной линией 36, а остальные — со сливом 37 или 38.

Система автоматического переключения передач транспортного средства работает следующим образом.

При движении транспортного средства датчик 1 скорости (фиг. 1) вырабатывает информационный сигнал в виде перемещения золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2, пропорциональный угловой скорости в выходного вала двигателя либо

25 турбинного колеса гидротрансформатора (в, зависимости от типа трансмиссии). Задающее устройство 5 определяет степень загрузки двигателя у, являющейся второй информационной переменной. При таком сочетании этих информационных сигналов когда золотник 3 находится в равновесии около своего среднего положения, транспортное средство работает в оптимальной зоне.

35 Рассмотрим работу системы при переключении на высшую передачу.

При снижении нагрузки на двигатель либо при разгоне происходит увеличение угловой скорости в. В результате золотник

3 аналого-дискретного преобразователя 2 перемещается влево и соединяет напорную линию 7 с выходом 8, который посредством гидролинии 23, клапана 22, канала 20 сообщен с торцовой полостью 18 плунжера 17, Последний перемещается в верхнюю пози1643213

55 цию (фиг. 2). При этом плунжер 16 остается в нижней позиции, поскольку его торцовая полость 19 гидролиниями 21, 24 и 9 сообщена со сливом 26. В результате такого сочетания положений плунжеров выход .8 аналого-дискретного преобразователя посредством гидролинии 27, через плунжеры

17 и 16, гидролинию 14 соединяется с полостью 12 управления гидрораспределителем

10. Противоположная полость 13 гидрораспределителя 10 при этом гидролинией 15 через плунжеры 17 и 16, гидролинию 28 и выход 9 сообщена со сливом 26.

Золотник гидрораспределителя 10 переместится влево на один шаг, при котором

его поясок упрется в тело плунжера 17, а положение зафиксируется фиксатором 35.

В результате напорная линия 36 соединится с соответствующей фрикцианной муфтой коробки передач, которая включает высшую передачу, После включения высшей передачи нагрузка на двигатель увеличивается, угловая скорость выходного вала уменьшается, в результате чего под действием усилия пружины 4 золотник 3 аналого-дискретнога преобразователя 2 возвращается в среднюю позицию, соответствующую оптимальной загрузке двигателя, Кроме того, напорная линия 36 подключается через элемент ЗЗ ИЛИ и гидралинию

31 к полости 29 клапана 22 управления, полость 30 которого при этом посредством гидролинии 32, элемент 34 ИЛИ связана со сливом 37 или 38. В результате золотник клапана 22 перемещается в крайнюю правую позицию, что соответствует новому сочетанию положений плунжеров 16 и 17 па отношению к проточкам и пояскам гидрораспределителя 10 (фиг. 3). Торцовая полость 18 плунжера 17 гидролиниями 20 и 24 (фиг. 1) сообщается со сливом 26, при этом под действием пружины плунжер 17 возвращается в нижнюю позицию.

Система готова к отработке нового сигнала управления. Если продолжается разгон транспортного средства. то после перемещения золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2 влево напорная линия 7 через выход 8, гидролинию 23, клапан

22, находящийся в крайней правой позиции, и гидролинию 21 подключается к полости 19 плунжера 16, который перемещается в верхнюю позицию (фиг. 3). Далее процесс работы шагового распределителя протекает аналогично описанному.

При увеличении нагрузки на двигатель, когда возникает необходимость в переключении на низшую передачу, золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 смещается вправо, в результате чего напор5

40 ная линия 7 подключается к выходу 9, а выход 8 при этом сообщен са сливными линиями 25. В зависимости о положения клапана 22 управления выход 9 соединяется с торцовой полостью одного иэ ппунжерав 16 или 17, и после перемещения вверх одного из них выход 9 через гидролинии 28 и 15 связывается с полостью 13 шагового распределителя tO, который включает низшую передачу.

Формула изобретения

Система автоматического переключения передач транспортного средства, содержащая установленный на валу двигателя датчик скорости, кинематически связанный с одним торцом золотника аналого-дискретнога преобразователя, имеющего два выхода, задающее устройства, кинематически связанное через рычаг и пружину с другим торцом упомянутого золотника, шагавый гидрораспределитель с проточками и с торцовыми полостями управления, источник давления, гидравлически соединенный через аналого-дискретный преобразователь и гидрораспределитель с фрикцианными муфтами коробки передач, гидролинии и слив, отличающаяся тем, чта, с целью повышения надежности, ана снабжена двуMR двухпозицианными плунжерами с торцовыми полостями управления и с восьмилинейными подпружиненными золотниками, выполненными с возможностью взаимодействия с проточками гидрараспределителя, двумя элементами ИЛИ и двухпозицианным клапаном управления с двумя торцовыми полостями, каждая иэ которых соединена гидралиниями через соответствующий элемент ИЛИ с гидрораспределителем, причем в первой позиции клапана управления первый выход аналого-дискретного преобразователя связан гидралинией через клапан управления с торцовой полостью первого плунжера, второй выход аналого-дискретнага преобразователя — с торцовой полостью второго плунжера, во второй позиции клапана управления первый выход аналого-дискретного преобразователя связан гидролинией через клапан управления с торцовой полостью второго плунжера, второй ега выход — с торцовой полостью первого плунжера, при зтам первая и вторая линии каждого плунжера соединены между собой и связаны гидралинией с соответствующим выходом аналагодискретнога преобразователя, третья и четвертая линия каждого плунжера соединены между собой и связаны гидролинией с соответствующей торцовой полостью гид1643213 рораспределителя, пятая линия первого плунжера соединена с шестой линией второго, шестая линия первого — с пятой линией второго, при этом седьмая линия первого плунжера соединена с восьмой линией второго плунжера, а восьмая линия первого плунжера — с седьмой линией второго, причем во второй позиции первого плунжера и в первой позиции второго плунжера третья линия первого плунжера соединена с его пятой линией и через шестую линию второго плунжера — с его второй линией, при этом вторая линия первого плун5 жера соединена с его седьмой линией и через восьмую линию второго плунжера — с его четвертой линией, причем в первой позиции обоих плунжеров упомянутые линии заперты.