Упругоцентробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок. Цель - повышение надежности в пусковой период А Ю и демпфирующей способности. Полумуфты связаны с упругими концентрично расположенными кольцами (К) 5 - 7. К 5 жестко соединено с хвостовиками обеих полумуфт, а К 6 и 7 жестко соединены с хвостовиками ведомой полумуфты и с возможностью перемещения в окружном направлении с хвостовиками ведущей полумуфты. На кольцах установлены центробежные грузы 10. При приложении крутящего момента к ведущей полумуфте на ведомую полумуфту момент передается последовательно сначала К 5, затем при взаимодействии хвостовиков 2 с упорами 8 и 9 - Кб и К7. Такое взаимодействие повышает надежность в пусковом режиме . Упоры 8 и 9 могут быть установлены с возможностью регулировочного перемещения относительно колец. 2 з.п. ф-лы, 3 ил О VI vj Ю Qk/t1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 0 43/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4688460/27 (22) 05.05.89 (46) 07,05.91, БюлМ17 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Б.П.Спруогис, А.Ю.Шатас,.Ю.И.Юревич и М,А.Богдявичюс (53).621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 372389, кл. F 16 0 43/14, 1971. (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок. Цель— повышение надежности в пусковой период
„„Я „„1б47172 А1 и демпфирующей способности. Полумуфты связаны с упругими концентрично расположенными кольцами (К) 5 — 7. K 5 жестко соединено с хвостовиками обеих полумуфт, а К 6 и 7 жестко соединены с хвостовиками ведомой полумуфты и с возможностью перемещения в окружном направлении с хвостовиками ведущей полумуфты. На кольцах установлены центробежные грузы 10. При приложении крутящего момента к ведущей полумуфте на ведомую полумуфту момент передается последовательно сначала К 5, затем при взаимодействии хвостовиков 2 с упорами 8 и 9 — К6 и К7. Такое взаимодействие повышает надежность s пусковом режиме. Упоры 8 и 9 могут быть установлены с возможностью регулировочного перемещения относительно колец. 2 3.п. ф-лы, 3 ил.
1647172
19 3) — 1,9/азиз Г!1
76 10з
0,9 д
0,,0372 A
-Л
У =фт = — -а, 2
Изобретение относится к машиностроению, в частности к упруго-динамическим муфтам, и может быть использовано для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также 5 демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.
Цель изобретения — повышение надежности в пусковой период и демпфирующей способности. 10
На фиг.1 дана муфта в разрезе. общий вид, разрез; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — график переходного режима.
Упругоцентробежная муфта состоит из ведущей полумуфты 1 в виде ступицы с ди- 15 аметрально противоположно направленными хвостовиками 2 и ведомой полумуфты 3 в виде ступицы с диаметрально противоположно направленными хвостовиками 4. Упругие соединительные элементы выполйе- 20 ны в виде колец 5 " 7, расположенных концентрично и жестко установленных в прорезях хвостовиков 4 ведомой полумуфты 3.
Упругое кольцо 5 с наименьшим радиусом жестко установлено в прорезях хвостовиков 25
2ведущей полумуфты 1, а кольца 6 и 7 с большим радиусом в хвостовиках 2 ведущей полумуфты 1 установлены с возможностью перемещения в окружном направлении. На кольцах 6 и 7 установлены несущие упоры 8 30 с упругими накладками 9.
На всех упругих кольцах 5 — 7 установлены центробежные грузы 10..При отсутствии крутящего момента на ведущей пояумуфте 1 и момента сопротивления на ведо- 35 мой полумуфте 3 упругие кольца 5 - -7 находятся в ненагруженном состоянии и угол а между общей осью хвостовиков 2 и 4 равен
90О.
При приложении крутящего момента к 40 ведущей полумуфте 1 и при наличии момента сопротивления на ведомой полумуфте 3 р» Е д, (i -ри -" З,99 где,и — момент сопротивления в определенный момент времени; в — масса одного центробежного груза; й)- угловая скорость; и — радиус соответственного кольце;
Е- — модуль упругости материала кольца; - момент инерции сечения кольца, Тогда р можно считать как упругоцентробежная муфта работает следующим образом.
Крутящий момент от ведущей полумуфты 1через хвостовики 2 передается на кольцо 5, которое начинает деформироваться.
Угол а уменьшается и хвостовики 2 ведущей полумуфты 1 приближаются к несущим упорам 8 на кольце 6. При увеличении деформации кольца 5 угол а продолжает уменьшаться и хвостовики 2 упираются в несущие упоры 8 на кольце 6, 8 этом случае крутящий момент от ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 3 передается через два упругих кольца 5 и 6. При продолжении нарастания крутящего момента кольца 5 и 6 продолжают деформироваться и хвостови- ки 2 ведущей полумуфты приближаются к несущим упорам 8 и упираются в них. Теперь крутящий моментот ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 3 передается через три-упругих кольца 5 — 7.
При установившемся режиме работы или после окончания переходного процесса (фиг.3) угол а начинает увеличиваться за счет упругой деформации упругих колец и центробежных сил от центробежных грузов
10 и распределенных масс самих упругих колец 5 — 7. 8 установившемся режиме кру-, тящий момент передается только через одно упругое кольцо 5.
Расположение несущих упор 8 на упругих кольцах 6 и 7 определяется полной коор- динатой у, зависящей от упругой деформациир упругих колец при данном моменте сопротивления.
Нв фиг,3 показан график переходного процесса; где,и я — рабочий момент сопротивления;,и „ — переходный момент сопротивления;,и,„, — максимальный момент сопротивления.
Деформацию каждого упругого кольца можно рассчитать по формуле где j 1 - полная координата расположения несущего упора на упругом соединительном злементе 6;
1647172 где 2 — полная координата расположения несущего упора на упругом соединительном элементе 7.
При расчете jb момент сопротивления в данный момент
/41 =,и 0 - Р р
Составитель Т. Орлова
Редактор Л,Гратилло Техред М.Моргентал . Корректор M.Ïoæo
Заказ 1385 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101
В зависимости от рабочего момента сопротивления,и > и максимального момента сопротивлениями „,, а также зависимости от радиуса и формы сечения упругих колец и заданной податливости возможны разные варианты расположения несущих упоров на упругих кольцах.
При установившемся режиме работы упругоцентробежная муфта обладает хорошими демпфирующими способностями и свойствами самонастройки, так как наблюдается возникновение гироскопического центробежного эффекта самонастройки муфты.
Формула изобретения.
1. Унругоцентробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с диаметрально противоположно направленными хвостовиками, соединенные упругими концентрично расположенными и жестко закрепленными на хвостовиках ведомой полу5 муфты кольцами, внутреннее из которых жестко закреплено на хвостовиках и ведущей полумуфты, а также установленные на кольцах центробежные грузы, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надеж10 ности в пусковой период и демпфирующей способности. она снабжена упорами, установленными на всех, за исключением внутреннего, кольцах, хвостовики ведущей полумуфты связаны с упомянутыми кольцами
15 с возможностью перемещения в окружном направлений и взаимодействия с упорами.
2, Муфта по и 1, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей. упоры установлены
20 на кольцах с возможностью регулировочного перемещения относительно них.
3. Муфта поп.1, отличающаяся тем, что она снабжена упругими накладками, за. крепленными на обращенных к хвостови25 кам ведущей полумуфты торцах упоров.