Схема электростартерного запуска двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение надежности. Схема содержит электрический стартер 1, аккумуляторные батареи 2 и 3, коммутирующие устройства 4 и 5, блок 6 управления, пороговое устройство 7, элемент ИЛИ 8. Коммутирующее устройство 4 выполнено в виде отключающего реле 9 с контактом 10 и переключающего реле 11 с контактами 12 и 13. Блок 6 управления выполнен в виде программно-временного устройства. По сигналу блока 6 управления срабатывает реле 9 и разъединяет положительные полюса аккумуляторных батарей 2 и 3, после чего стартер 1 подключается к аккумуляторной батарее 3. Через некоторое время сигнал с реле 9 снимается и питание на стартер 1 поступает от параллельно соединенных аккумуляторных батарей 2 и 3. При раскрутке стартера 1 и возрастании напряжения на нем включается пороговое устройство 7 и срабатывают реле 9 и 11. Аккумуляторные батареи 2 и 3 переключаются с параллельного соединения на последовательное. Уменьшение просадки напряжения на аккумуляторной батарее 2 вначале запуска позволяет снизить вероятность отключения потребителей электроэнергии, питающихся от этой батареи. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) п1)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1343092 (21) 4724254/06 (22) 31.07.89 (46) 30.07.91, Бюл. М 28 (72) А,А. Швед, Н,П. Чумаков, Е.И. Рымонов, Э.Б. Вавилонский и А.Г. Богомолкин (53) 621.43-573(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1343092, кл. F 02 N 11/08, 1986, (54) СХЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания.
Целью изобретения является повышение надежности. Схема содержит электрический стартер 1, аккумуляторные батареи 2 и
3, коммутирующие устройства 4 и 5, блок 6
1666800 управления, пороговое устройство 7, элемент ИЛИ 8. Коммутирующее устройство 4 выполнено в виде отключающего реле 9 с контактом 10 и переключающего реле 11 с контактами 12 и 13, Блок 6 управления выполнен в виде программно-временного уст >ойства, По сигналу блока 6 управления срабатывает реле 9 и разъеди яет поло>кигельные полюса аккумуляторных батарей 2
3, после чего стартер 1 подключается к ккумуляторной батарее 3. Через некоторое ремя сигнал с реле 9 снимается и питание
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания, и, является усовершенствованием устройства по авт, св, N. 1343092.
Цель изобретения — повышение надеж-! ности схемы. . На фиг, 1 представлена схема электро,стартерного запуска; на фиг. 2 - графики изменения напряжений на выходах элементов, входящих в состав схемы, и на положительных полюсах аккумуляторных батарей.
Схема содержит электрический стартер
1, первую аккумуляторную батарею 2 и .! вторую аккумуляторную батарею 3, первое
, коммутирующее устройство 4, второе ком мути рующее устройство 5, бл ок 6 уп рав,ления, пороговое устройство 7, элемент
ИЛИ 8. Первое коммутирук>щее устройство 4 выполнено в виде отключающего реле
9 с размыкающим контактом 10 и переключающего реле 11 с замыкающим контактом
12 и размыкающим контактом 13. Блок 6 управления выпол: ñÁ в виде программновременного устройства с выходами 14 и 15.
Второе коммутирующее устройство 5, включенное между второй аккумуляторной батареей 3 и стартером 1, имеет управляющий вход 16, соединенный с выходом 14 блока 6 управления, Элемент ИЛИ 8 имеет входы
16, 17 и выход 18, а пороговое устройство
7 — вход 19 и выход 20. Вход 16 элемента
ИЛИ 8 соединен с выходом 15 блока 6 управления, а вход 17 элемента ИЛИ 8 соединен с выходом 20 порогового устройства 7, вход 19 которого подключен к стартеру 1, Размыкающий контакт 10 отключающего реле 9, которое соединено с выходом 18 элемента ИЛИ 8, включен между поло>кительными полюсами 21 и 22 аккумуляторных батарей 2 и 3. Размыкающий контакт 13 переключающего реле 11, которое соединено с выходом 20 порогового устройства 7, на стартер 1 поступает от параллельно соединенных аккумуляторных батарей 2 и 3.
При раскрутке стартера 1 и возрастании напряжения на нем включается пороговое
5 устройство 7 и срабатывают реле 9 и 11.
Аккумуляторные батареи 2 и 3 переключаются с параллельного соединения на последовательное, Уменьшение просадки напряжения на аккумуляторной батарее 2
10 вначале запуска позволяет снизить вероятность отключения потребителей электроэнергии, питающихся от этой батареи. 2 ил, включен между отрицательными полюсами аккумуляторных батарей 2 и 3. Замыкающий
20 контакт 12 переключаюшего реле 11 включен между поло>кительным полюсом 21 первой аккумуляторной батареи 2 и отрицательным полюсом второй батареи 3, Блок 6 управления может содержать генератор 23
25 импульсов, счетчик 24, логические схемы 25 и 26, кнопку 27 запуска и резистор 28.
Счетчик 24 имеет счетный вход 29, подключенный к генератору 23 импульсов, вход 30 сброса, подключенный к кнопке 27 запуска
30 и резистору 28, и вход 31 запрета, Счетчик
24 имеет также выходы, соединенные с входами логических схем 25 и 26 и входом 31 запрета.
Схема работает следующим образом.
35 В исходном состоянии кнопка 27 разомкнута, сигналы на выходах 14, 15 блока 6 управления и на выходе ".8 элемента ИЛИ
8 отсутствуют. Аккумуляторные батареи 2 и
3 соединены между собой параллельно че40 рез размыкающие контакты 10 и 13 реле 9, 11 и отключены от электростартера 1, так как второе коммутирующее устройство 5 не включено. Напряжение на стартере 1 и на выходе 20 порогового устройства 7 равно
45 нулю. Вначале запуска, после нажатия на кнопку 27, появляется сигнал на выходе 15 блока 6 управления, указанный сигнал через элемент ИЛИ 8 постуйает на отключающее реле 9, которое срабатывает и рассоединяет
50 положительные полюса 21 и 22 аккумуля торных батарей 2, 3, Затем появляется сигнал на выходе 14 блока 6 управления, коммутирующее устройство 5 срабатывает и обеспечивает подключение второй аккуму55 ляторной батареи 3 к стартеру 1. В первый момент после подключения стартера 1 просадка напряжения на второй аккумуляторной батарее 3 максимальна, но так как положительный полюс 21 первой аккумуляторной батареи 2 отключен от положитель1666800
21,2 ного полюса 22 второй аккумуляторной батареи 3, просадка напряжения на первой аккумуляторной батарее 2 и, соответственно, в цепи питания потребителей (не показаны), участвующих в запуске, практически отсутствует. Стартер 1 начинает раскручиваться, и напряжение на нем по мере раскрутки увеличивается. Затем сигнал, с выхода 15 блока 6 управления и соответственно с отключающего реле 9 снимается, что приводит к замыканию контакта 10 и подключению аккумуляторной батареи 2 к стартеру 1. Так как к этому моменту скорость вращения стартера 1 уже не равна нулю, просадка напряжения на первой аккумуляторной батарее 2 и соовтетственно в цепи питания потребителей (не показаны) относительно невелика. Раскрутка стартера 1 от параллельно соединенных аккумуляторных батарей 2, 3 становится более интенсивной напряжение на стартере 1 возрастает, и пороговое устройство 7 срабатывает, На выходе 20 порогового устройства 7 появляется сигнал, который подается на переключающее реле 11 и через элемент ИЛИ 8 — на отключающее реле 9. Реле 9 и 11, срабатывая, переключает аккумуляторные батареи
2, 3 с параллельного соединения на последовательное. Раскрутка стартера 1 продолжается, После отпускания кнопки 27 запуска сигнал с выхода 14 блока 6 управления снимается и схема возвращается в исходное состояние.
Уменьшение просадки напряжения на аккумуляторной батарее 2 на начальном этапе запуска двигателя позволяет снизить вероятность отключения участвующих в за5 пуске потребителей электроэнергии и повысить надежность работы схемы.
Формула изобретения
Схема электростартерного запуска дви10 гателя внутреннего сгорания по hh 1343092, отличающаяся тем,.что, с целью повышения надежности, она снабжена элементом ИЛИ с двумя входами, первое коммутирующее устройство выполнено в виде
15 отключающего реле с раэмыкающим контактом и переключающего реле с замыкающим и размыкающим контактами, а блок управления выполнен в виде программновременного устройства с дополнительным
2D выходом, причем размыкающий контахт отключающего реле, которое соединено с выходом элемента ИЛИ, включен между положительными полюсами аккуМуляторных батарей, размыкающий контакт пере25 ключающего реле. которое соединено с первым входом элемента ИЛИ и выходом порогового устройства, включен между отрицательными полюсами аккумуляторных батарей, замыкающий контакт переключаю30 щего реле включен между положительным полюсом первой аккумулятор гой батареи и . отрицательным полюсом второй батареи, а второй вход элемента ИЛИ соединен с дополнительным выходом блока управления.