Судовое высоковязкое топливо
Реферат
Изобретение касается производства топлива, в частности судового высоковязкого топлива на основе гудрона. Цель - повышение эксплуатационных свойств, расширение сырьевых ресурсов и снижение себестоимости топлива. Для этого используют состав, включающий, мас.%: мазут 20 : 40, газойль каталитического крекинга 5-20, фракция 180-500°С вторичных процессов и/или фракция 200 - 480°С крекинг-флегмы (лучше, кога фракция 180-500°С содержит газойль термического крекинга или висбрекинга или коксования) 5 -15, фракция 450°С - КК остатка термических процессов (лучше, когда она содержит остаток висбрекинга или термического крекинга) или фракция 520°С - КК остатка деасфальтизации 20 - 60, гудрон до 100. Эта композиция не уступает известным по антикоррозионным и смазывающим свойствам, при этом она характеризуется лучшими эксплуатационными свойствами (прокачиваемость), а за счет использования смеси широких дистиллятных фракций и тяжелых нефтяных остатков вторичных процессов расширяется сырьевые ресурсы и снижается себестоимость топлива. 2 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов глубокой переработки нефти, предназначенным для среднеоборотных и малооборотных судовых дизельных двигателей и паровых котлов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств судового высоковязкого топлива: прокачиваемости, антикоррозионных и смазывающих свойств, расширение сырьевых ресурсов и снижение себестоимости продукции за счет экономии дефицитных прямогонных дизельных фракций и использование остатков и дистиллятов вторичных процессов глубокой переработки нефти. В лабораторных условиях был проведен анализ физико-химических свойств компонентов известного и предлагаемого топлива. Результаты приведены в табл. 1. В табл.2 представлен компонентный состав образцов известных нефтяных топлив и данной композиции судового высоковязкого топлива, а в тбл.3 приведены показатели их качества. П р и м е р 1. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 30 Газойль каталитического крекинга 15 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 10 Остаток висбрекинга 450оС-КК 20 Остаток термического крекинга 450оС-КК 20 Гудрон До 100 Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга равно 1:1. В табл. 3 приведены показатели качества судового высоковязкого топлива, которое характеризуется температурой застывания 5оС и вязкостью условной, 7,0о ВУ при 80оС и с некоторым запасом качества соответствует требованиям на судовое высоковязкое топливо марки "тяжелое" (температура застывания I вида не выше 10оС, II вида не выше 25оС; вязкость условная не более 8оВУ при 80оС). Проведенное сравнение с известной композицией показывает, что применение описанного состава за счет использования газойля каталитического крекинга и крекинг-флегмы в оптимальном соотношении с мазутом, остатками термического крекинга и висбрекинга, взятыми в соотношении 1:1, позволяет значительно улучшить прокачиваемость, антикоррозионные и смазывающие свойства (см. табл. 3) расширить сырьевые ресурсы и снизить себестоимость топлив. П р и м е р 2. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 5 Остаток висбрекинга 450оС-КК 20 Остаток термического крекинга 450оС-КК 40 Гудрон До 100 Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга равно 1:2. В табл. 3 приведены показатели качества судового высоковязкого топлива, которое имеет относительно высокие значения вязкости условной (15оВУ при 80оС) и температуры застывания (11оС), отличаясь при этом самыми хорошими антикоррозионными и смазывающими свойствами. Анализ качества этого состава и известного топлива показывает, что описываемый состав судового высоковязкого топлива имеет невысокую прокачиваемость, которая обусловлена высокими показателями вязкости условной и температуры застывания, и с некоторым запасом качества особенно по температуре застывания соответствует требованиям на судовое высоковязкое топливо марки "сверхтяжелое" (температура застывания не выше 25оС, вязкость условная не более 16,0оВУ при 80оС). Однако при этом за счет использования в данном составе смеси газойля каталитического крекинга, крекинг-флегмы и остатков термических процессов удается получить судовое высоковязкое топливо с несколько лучшей прокачиваемостью (см. табл.3) более низкой температурой застывания и вязкостью, чем у известного топлива (температура застывания 22-30оС, вязкость условная 13,8-24,0оВУ при 80оС). Следует отметить, что минимальное количество газойлевых фракций в описываемой композиции судового высоковязкого топлива при полном ее соответствии требованиям эксплуатации ведет к снижению себестоимости топлива и расширению сырьевых ресурсов. П р и м е р 3. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 40 Газойль каталитического крекинга 20 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 15 Остаток висбрекинга 450оС-КК 10 Остаток термического крекинга 450оС-КК 10 Гудрон До 100 Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга равно 1:1. В табл.3 представлены показатели качества судового высоковязкого топлива по композиции, имеющей самые низкие значения по температуре застывания (минус 7оС) и условной вязкости (4,4оВУ при 50оС). По сравнению с известной композицией описанная композиция судового высоковязкого топлива имеет лучшую прокачиваемость при более низких температурах, что расширяет условия ее применения, и с некоторым запасом качества удовлетворяет требованиям на судовое высоковязкое топливо марки "легкое" (температура застывания не выше 5оС, вязкость условная не более 5оВУ при 50оС). П р и м е р 4. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 30 Газойль каталитического крекинга 15 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 2 Фракция 180-500оС газойля коксования 3 Остаток деасфальтизации 520оС-КК 40 Гудрон До 100 В табл.3 представлены показатели качества судового высоковязкого топлива по предлагаемой композиции с температурой застывания 7оС и вязкостью условной 8оВУ при 80оС, которая по данным показателям качества проходит как судовое высоковязкое топливо марки "тяжелое" (температура застывания I вида не выше 10оС, II вида не выше 25оС; вязкость условная не более 8,0оВУ при 80оС) за счет применения смеси газойлевых фракций 180-500оС вторичных процессов (термический крекинг, висбрекинг и коксование) при оптимальном соотношении с остатком деасфальтизации. По своим эксплуатационным характеристикам она также превосходит известную композицию. П р и м е р 5. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 2 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 2 Остаток деасфальтизации 520оС-КК 60 Гудрон До 100 В табл.3 даны основные показатели качества судового высоковязкого топлива: температура застывания 17оС, вязкость условная 15,9оВУ при 80оС, что соответствует требованиям на "сверхтяжелую" марку судового высоковязкого топлива со значительным запасом качества по температуре застывания (не выше 25оС). По сравнению с известной описанная композиция судового высоковязкого топлива имеет лучшие эксплуатационные свойства, в том числе прокачиваемость при более низких температурах, антикоррозионные и смазывающие свойства, более низкую себестоимость за счет минимального содержания газойлевых фракций и максимального содержания остатка деасфальтизации. П р и м е р 6. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 40 Газойль каталитического крекинга 20 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 5 Фракция 180-500оС газойля коксования 5 Остаток деасфальти- зации 520оС-КК 20 Гудрон До 100 Оно имеет довольно низкие значения температуры застывания (минус 5оС) и условной вязкости (4,8оВУ при 50оС), т.е. строго удовлетворяет требованиям на "легкую" марку судового высоковязкого топлива по вязкости (см. табл.3) и значительно превосходит их по температуре застывания (не выше 5оС). Следует отметить, что применение описанной топливной композиции с использованием смеси фракций 180-500оС вторичных процессов и остатка деасфальтизации при максимальном содержании каталитического газойля позволяет улучшить антикоррозионные и смазывающие свойства судового высоковязкого топлива по сравнению с известным и расширить ресурсы сырья для его производства. П р и м е р 7. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 4 Остаток висбрекинга 450оС-КК 40 Остаток термического крекинга 450оС-КК 21 Гудрон До 100 Оно характеризуется температурой застывания 15оС для данной композиции судового высоковязкого топлива против 22-30оС для известного топлива и вязкостью условной 16,2оВУ при 80оС для топлива по изобретению против 13,8-24оВУ при 80оС для известного. Анализ качества предлагаемого и известного топлив показывает, что описанная композиция судового высоковязкого топлива, имея лучшую прокачиваемость, обусловленную более низкими показателями вязкости и температуры застывания по сравнению с известной, за счет использования газойля каталитического крекинга и фракции крекинг-флегмы с широкими пределами выкипания в сочетании с остатками термических процессов превосходит по всем остальным эксплуатационным характеристикам известную композицию (см. табл.3). Однако снижение содержания крекинг-флегмы до ниже 5% и увеличение суммарного содержания остатков термических процессов до выше 60% нерационально, так как приводит к возрастанию вязкости данной композиции выше 16оВУ при 80оС, которая не соответствует требованиям на судовое высоковязкое топливо марки "сверхтяжелое" и требует изменения существующей системы подачи топлива в двигатель. П р и м е р 8. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 20 Остаток висбрекинга 450оС-КК 10 Остаток термического крекинга 450оС-КК 5 Гудрон До 100 Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга 2:1. В табл. 3 приведены основные показатели качества судового высоковязкого топлива по данной композиции. Оно имеет температуру застывания 3оС и условную вязкость 6,0оВУ при 50оС, что не соответствует требованиям на "легкую" марку судового высоковязкого топлива по вязкости, которая не должна превышать 5,0оВУ при 50оС (см. табл.3). Использование ее в качестве "тяжелой" марки судового топлива технически и экономически нецелесообразно ввиду больших запасов качества по вязкости и температуре застывания, обусловленных повышенным (выше 15%) содержанием крекинг-флегмы и пониженным (ниже 20%) суммарным содержанием остатков висбрекинга и термического крекинга, взятых в соотношении 2:1. Сравнительный анализ с известным топливом показывает, что, имея худшую прокачиваемость по своим антикоррозионным и смазывающим свойствам, предлагаемая топливная композиция превосходит известную за счет использования крекинг-флегмы и остатков термическию процессов, взятых в соотношении 2:1 (см. табл.2). П р и м е р 9. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля каталитического крекинга 2 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 1 Остаток деасфальти- зации 520оС-КК 61 Гудрон До 100 В табл. 3 приведены основные показатели качества судового высоковязкого топлива по данной композиции. Оно имеет самые высокие значения температуры застывания (19оС) и условной вязкости (16,6оВУ при 80оС), а следовательно, худшую прокачиваемость по сравнению с другими предлагаемыми композициями судового топлива. Сравнительный анализ с известным топливом по всем эксплуатационным характеристикам показывает превосходство предлагаемой топливной композиции. Однако снижение суммарного содержания фракций 180-500оС вторичных процессов (термический крекинг, висбрекинг и коксование) до 4% и увеличение содержания остатка деасфальтизации до 61% приводит к возрастанию вязкости данной топливной композиции выше требуемых норм на "сверхтяжелую" марку судового высоковязкого топлива, а следовательно, технически и экономичеспки нецелесообразно из-за увеличения энергетичепских и эксплуатационных затрат на дополнительный подогрев топлива и реконструкцию системы топливоподготовки. П р и м е р 10. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 10 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 5 Фракция 180-500оС газойля коксования 5 Остаток деасфальтизации 520оС-КК 15 Гудрон До 100 В табл.3 приведено качество судового высоковязкого топлива по предлагаемой композиции с температурой застывания 5оС и вязкостью условной 7,0оВУ при 50оС, которая по показателю вязкости не удовлетворяет требованиям на "легкую" марку судового высоковязкого топлива (вязкость условная не более 5,0оВУ при 50оС). Значительный запас качества по вязкости и температуре застывания предлагаемой топливной композиции из-за повышенного (более 15%) суммарного содержания в ней фракции 180-500оС вторичных процессов и пониженного (менее 20%) содержания остатка деасфальтизации 520оС-КК доказывает нецелесообразность ее использования в качестве "тяжелой" марки судового высоковязкого топлива. Анализ качества известного топлива и предлагаемого показывает, что описанная композиция судового высоковязкого топлива, несмотря на худшую прокачиваемость, связанную с более высокими значениями вязкости и температуры застывания, за счет использования газойлей вторичных процессов в смеси с остатком деасфальтизации обладает лучшими антикоррозионными и смазывающими свойствами, чем известная композиция (см. табл.3). П р и м е р 11. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 40 Газойль каталитического крекинга 20 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 3 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 2 Фракция 180-500оС газойля коксования 5 Фракция 200-400оС крекинг-флегмы 5 Остаток висбрекинга 450оС-КК 10 Остаток термического крекинга 450оС-КК 10 Гудрон До 100 Соотношение фракции 200-480оС крекинг-флегмы с суммарным содержанием фракций 180-500оС вторичных процессов равно 1:2. Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга составляет 1:1. Как видно из табл.3, по температуре застывания минус 5оС и вязкости условной 4,5оВУ при 50оС состав топлива соответствует требованиям на "легкую" марку судового высоковязкого топлива с большим запасом качества, особенно по низкотемпературным свойствам (температура застывания не выше 5оС). Сравнение с известной композицией показывает, что применение описанного состава за счет использования фракций 200-480оС крекинг-флегмы и смеси фракций 180-500оС вторичных процессов при соотношении 1:2 позволяет получить топливо с хорошей прокачиваемостью, более высокими антикоррозионными и смазывающими свойствами, расширить сырьевые ресурсы топлив и снизить их себестоимость (см. табл.3). П р и м е р 12. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 40 Газойль каталитического крекинга 20 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 3 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 1 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 10 Остаток деасфальти- зации 520оС-КК 20 Гудрон До 100 Соотношение фракций 200-480оС крекинг-флегмы и 180-500оС вторичных процессов равно 2:1. В табл.3 приведено качество судового высоковязкого топлива этого состава, которое характеризуется самой низкой температурой застывания (минус 7оС), соответствует требованиям на "легкую" марку топлива по вязкости (5,0оВУ при 50оС) и обладает большим запасом качества по низкотемпературным свойствам. Анализ качества этого и известного топлив показывает, что использование в описанном составе фракции 200-480оС крекинг-флегмы и смеси фракций 180-500оС вторичных процессов при соотношении 2:1 позволяет значительно улучшить прокачиваемость, антикоррозионные и смазывающие свойства (см. табл.3), расширить ресурсы сырья для производства топлив и снизить себестоимость. П р и м е р 13. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 1 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 1 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 2 Остаток висбрекинга 450оС-КК 20 Остаток термического крекинга 450оС-КК 40 Гудрон До 100 Соотношение фракций 400-480оС крекинг-флегмы и 180-500оС вторичных процессов равно 2:3. Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга 1:2. Анализ качества описываемого состава топлива в сравнении с известным показывает, что оно отвечает требованиям на "сверхтяжелую" марку топлива с некоторым запасом качества и обладает лучшими прокачиваемостью (температура застывания 13оС, вязкость условная 14,9оВУ при 80оС), антикоррозионными смазывающими свойствами. За счет вовлечения в описываемый состав максимально возможного количества остатков термических процессов (до 60%) в смеси с крекинг-флегмой и газойлевыми фракциями вторичных процессов получается судовое высоковязкое топливо с наиболее высокими антикоррозионными и смазывающими свойствами по сравнению с другими топливными композициями (см. табл.3). Это позволит расширить условия применения и снизить себестоимость топлива. П р и м е р 14. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 2 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 1 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 1 Остаток деасфальти- зации 520оС-КК 60 Гудрон До 100 Соотношение фракций 200-480оС крекинг-флегмы и 180-500оС вторичных процессов равно 1:4. По сравнению с известной композицией описанная композиция судового высоковязкого топлива, соответствующая требованиям на "сверхтяжелую" марку, имеет лучшую прокачиваемость (температура застывания 15оС, вязкость условная 16,0оВУ при 80оС), антикоррозионные и смазывающие свойства (см. табл.3) за счет использования до 60% остатка деасфальтизации 520оС-КК, что расширяет условия ее применения. При этом в результате уменьшения в составе предлагаемой композиции суммарного количества дистиллятных фракций каталитического крекинга и других вторичных процессов снижается себестоимость топлива. П р и м е р 15. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 1 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 1 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 1 Остаток висбрекинга 450оС-КК 40 Остататок термичес- кого крекинга 450оС-КК 21 Гудрон До 100 Соотношение фракций 200-480оС крекинг-флегмы и суммарного содержания фракций 180-500оС вторичных процессов равно 1:3. Сравнительный анализ эксплуатационных свойств описанной композиции судового высоковязкого топлива, хотя и показал некоторое превосходство по сравнению с известной, обнаруживает несоответствие топлива "сверхтяжелой" марки по условной вязкости, превышающей 16оВУ при 80оС, за счет увеличения суммарного содержания остатков термических процессов свыше 60% и уменьшения содержания смеси фракции 200-480оС крекинг-флегмы и фракций 180-500оС вторичных процессов в соотношении 1:3 ниже 5% Это приводит к некоторому ухудшению прокачиваемости, антикоррозионных и смазывающих свойств предлагаемой композиции по сравнению с другими, находящимися в заявленных пределах, необходимости дополнительных затрат на подогрев топлива и усовершенствованию существующей системы топливоподготовки. П р и м е р 16. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 2,0 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 5 Фракция 180-5000оС газойля коксования 5 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 5 Остаток висбрекинга 450оС-КК 10 Остаток термического крекинга 450оС-КК 5 Гудрон До 100 Соотношение фракций 200-480оС крекинг-флегмы и 180-500оС вторичных процессов равно 1:3. Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга составляет 2:1. Как видно из табл.3, снижение содержания остатков висбрекинга и термического крекинга, взятых в соотношении 2:1, до ниже20% (до 15%) и возрастание суммарного содержания фракции 200-480оС и смеси фракций 180-500оС вторичных процессов в соотношении 1:3 до выше 15% (до 20%) нерационально, так как приводит к получению судового высоковязкого топлива с температурой застывания 5оС и условной вязкостью 6,5оВУ при 50оС, которая превышает требования на "легкую" марку, но значительно ниже норм на "тяжелую" марку топлива. При этом пониженная вязкость требует изменения системы топливоподготовки и дополнительного подогрева топлива. В сравнении с известным судовое высоковязкое топливо по описываемой композиции имеет худшую прокачиваемость, однако по остальным эксплуатационным характеристикам полностью превосходит известное топливо, уступая топливным композициям, находящимся в заявленных пределах. П р и м е р 17. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 1 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 3 Фракция 180-500оС газойля коксования 1 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 15 Остаток деасфальти- зации 520оС-КК 15 Гудрон До 100 Соотношение фракции 200-480оС крекинг-флегмы и фракций 180-500оС вторичных процессов равно 3:1. Анализ качества предлагаемого и известного топлив показывает, что получение судового высоковязкого топлива по описанной композиции при увеличении суммарного содержания фракции 200-480оС крекинг-флегмы и фракций 180-500оС вторичных процессов, взятых в соотношении 3:1, до 20% и уменьшение содержания остатка деасфальтизации 520оС-КК до 15% нежелательно ввиду худшей прокачиваемости (вязкость условная 7,1оВУ при 50оС, температура застывания 3,0оС), несмотря на его превосходство по остальным эксплуатационным характеристикам по сравнению с известным (см. табл.3). Кроме того, описываемый состав по вязкости не удовлетворяет требованиям на судовое высоковязкое топливо "легкой" марки и имеет значительный запас качества по вязкости и температуре застывания на "тяжелую" марку топлива, что технически и экономически нецелесообразно. П р и м е р 18. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 20 Газойль каталитического крекинга 5 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 1 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС коксования 1 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 1 Остаток деасфальтиза- ции 520оС-КК 61 Гудрон До 100 Соотношение фракции 200-480оС крекинг-флегмы и фракций 180-500оС вторичных процессов равно 1:3. По сравнению с известной композицией описанная композиция судового высоковязкого топлива имеет несколько лучшую прокачиваемость, антикоррозионные и смазывающие свойства. Однако увеличение содержания остатка деасфальтизации 520оС-КК до более 60% и снижение суммарного содержания фракции 200-480оС крекинг-флегмы и фракций 180-500оС вторичных процессов, взятых в соотношении 1: 3, до менее 5% нецелесообразно, так как приводит к возрастанию вязкости условной (до 16,5оВУ при 80оС) свыше требуемых норм на "сверхтяжелую" марку топлива и требует изменения существующей топливоподающей системы. П р и м е р 19. Судовое высоковязкое топливо имеет следующее соотношение компонентов, мас. Мазут 15 Газойль каталитического крекинга 25 Фракция 200-480оС крекинг-флегмы 5 Остаток деасфальти- зации 520оС-КК 20 Гудрон До 100 В табл. 3 приведены основные показатели качества судового высоковязкого топлива по предлагаемой композиции с температурой застывания 1оС и самой низкой условной вязкостью 2,5оВУ при 50оС, что с большим запасом качества соответствует требованиям к "легкой" марке топлива. Однако вовлечение в состав топлива газойля каталитического крекинга (свыше 20%) и мазута (ниже 20%) при минимальном содержании в нем остатка деасфальтизации и крекинг-флегмы нецелесообразно, так как приводит к получению судового высоковязкого топлива с более низкой вязкостью и более высокой температурой застывания по сравнению с известным топливом, что резко ухудшает условия топливных насосов, а также влечет возрастание себестоимость топлива. По антикоррозионным и смазывающим свойствам предлагаемая композиция не уступает известному топливу (см. табл.3). П р и м е р 20. Судовое высоковязкое топливо имеет следующие соотношение компонентов, мас. Мазут 45 Газойль каталитического крекинга 1 Фракция 180-500оС газойля термического крекинга 1 Фракция 180-500оС газойля висбрекинга 1 Фракция 180-500оС газойля коксования 3 Остаток висбрекинга 450оС-КК 10 Остаток термического крекинга 450оС-КК 10 Гудрон До 100 Соотношение остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга 1:1. Сопоставительный анализ качества этого состава и известного топлива показывает, что уменьшение содержания газойля каталитического крекинга до ниже 5% и увеличение содержания мазута до выше 40% нецелесообразно, так как приводит к получению судового высоковязкого топлива с относительно низкой условной вязкостью (4,0оВУ при 80оС) и высокой температурой застывания (15оС), что может вызвать, с одной стороны, срывы в работе топливных насосов из-за низкой вязкости, а с другой стороны, энергетические расходы на дополнительный подогрев из-за высокой температуры застывания топлива, приводящей, кроме того, к резкому снижению вязкости (см. табл.3). По антикоррозионным и смазывающим свойствам данная топливная композиция не уступает известной за счет минимального содержания остатков 450оС-КК висбрекинга и термического крекинга, взятых в соотношении 1:1, и газойлевых фракций 180-500оС вторичных процессов. По сравнению с известным составом предлагаемый состав топлива характеризуется улучшенными эксплуатационными свойствами: прокачиваемостью, антикоррозионными и смазывающими свойствами за счет вовлечения в состав смеси широких дистиллятных фракций и тяжелых нефтяных остатков вторичных процессов или деасфальтизации, что позволяет расширить сырьевые ресурсы, обновить и сократить номенклатуру тяжелых топлив для судовых энергетических установок, снизить их себестоимость.
Формула изобретения
1. СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО на основе гудрона с добавлением мазута и газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств, расширения сырьевых ресурсов и снижения себестоимости топлива, оно дополнительно содержит фракции 180 500oС вторичных процессов и/или фракцию 200 480oС крекинг-флегмы и фракцию 450oС КК остатка термических процессов или фракцию 520oС КК остатка деасфальтизации при следующем соотношении компонентов, мас. Мазут 20 40 Газойль каталитического крекинга 5 20 Фракции 180 500oС вторичных процессов и/или фракции 200 - 480oС крекинг-флегмы 5 15 Фракция 450oС КК остатка термических процессов или фракция 520oС КК остатка деасфальтизации 20 60 Гудрон До 100 2. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве фракции 180 - 500oС вторичных процессов оно содержит газойль термического крекинга, или висбрекинга, или коксования. 3. Топливо по пп.1 и 2, отличающееся тем, что в качестве фракции 450oС КК остатка термических процессов содержит остаток висбрекинга или термического крекинга.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 10-2002
Извещение опубликовано: 10.04.2002