Гаситель крутильных колебаний трансмиссии транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств, в частности тракторов. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности трансмиссии. Это достигается тем, что ведомый вал муфты сцепления выполнен торсионным и расположен последовательно с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний, установленным в ведомых дисках сцепления. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si>s В 60 K 17/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ch 4 (д)
Ф
00 (21) 4480792/11 (22) 12.09.88 (46) 30.08.91. Бюл. N 32 (71) Харьковский тракторный завод и м. С.Орджо н и кидзе (72) Д. С. Гала ктио нов, И. В. Травкин, И.А.Кузьменко, Е,И.Левинсон и И.Ш.Чернявский (53) 629.113 (088.8) (56) Трактор Т-150К, Устройство и эксплуатация/Под ред. Б.П.Кашубы и И.А.Ковиля, М.; Колос. 1976, с. 94-99.
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств, в частности тракторов.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, На чертеже схематично показан предлагаемый гаситель.
Ведомые диски 1 зажаты между торцовыми поверхностями маховика 2 и ведущих дисков 3 усилием нажимных пружин 4, размещенных в кожухе 5 муфты сцепления.
Первая ступень гасителя крутильных колебаний — пружинно-фрикционный демпфер — состоит из двух соосных частей ведомого диска 1 и шлицевой ступицы 6, установленных с возможностью вращения одного относительно другой в пределах заданного углового отклонения. На заданном радиусе установлены упругие элементы, выполненные в виде цилиндрических пружин
7 с опорными пластинами 8. Между ведомыми дисками 1 и дисками 9 ступицы 6 уста„,50, „1673488 А1 (54) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств, в частности тракторов. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трансмиссии, Это достигается тем, что ведомый вал муфты сцепления выполнен торсионным и расположен последовательно с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний, установленным в ведомых дисках сцепления.
1 ил, новлены элементы трения, выполненные в виде стальных дисков 10. Вторая ступень гасителя выполнена в виде торсионного вала 11 муфты сцепления (торсионный элемент).
Появившаяся вторая ступень гасителя— торсионный элемент(вал) без трения — имеет жесткость, сравнимую с жесткостью пружинно-фрикционного демпфера, например отличающуюся не более чем в 3 раза, и включается в работу при передаче любого среднего и амплитудного значения крутящего момента, Последовательная работа пружинно-фрикционного демпфера и торсионного элемента позволяет получить нелинейный двухступенчатый гаситель крутильных колебаний без эон застоя в любом диапазоне нагрузок. Суммарная жесткость двухступенчатого гасителя ниже, чем каждой его ступени в отдельности.
Гаситель крутильных колебаний работает следующим образом.
Крутящий момент передается последовательно через пружинно-фрикционный де1673488
B случае входа в резонанс используют поглощающие свойства фрикционного элемента пружинного демпфера.
Формула изобретения
5 Гаситель крутильных колебаний трансмиссии транспортного средства, состоящий из пружинно-фрикционного демпфера, установленного в ведомые диски муфты сцепления и через шлицевую ступицу сое10 диненного с валом муфты сцепления, о т л ич а ю шийся тем. что, с целью повышения надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, вал муфты сцепления выполнен торсионным. мпфер- первая ступень гасителя и торсионный вал итуфты — вторая ступень гасителя.
Торсионный элемент включается в работу и гасит крутильные колебания при любом по величине переменного момента (нет преднатяга и нет элемента трения).
При повышении переменной составляющей и среднего значения момента в работу вступает пружинно-фрикционный демпфер и обе ступени совместно гасят перемен ную соста ел я ю щую крутя щего момента более эффективно, чем каждая ступень в отдельности.
Составитель С.Белоусько
Редактор М.Кобылянская Техред М,Моргентал Корректор С.Черни
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101
Заказ 2891 Тираж 331 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5