Способ регулирования мощности дизеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к управлению и регулированию двигателей внутреннего сгорания, испытывающих значительные колебания нагрузки, и позволяет повысить производительность машинно-тракторного агрегата за счет получения плавной без изломов и большей площадью под кривой эффективной мощности скоростной характеристики дизеля, а также повышения точности регулирования параметров дизеля в диапазоне частот вращения вала от максимального холостого хода до максимального крутящего момента, включая номинальный. Работа двигателя осуществляется по характеристике 5 - 5. С помощью шайб под внутренней пружиной регулятора уменьшен технологический зазор и положением рычага подачи топлива обеспечена предварительная затяжка пружин до получения заданной частоты холостого хода N<SB POS="POST">хх</SB>. При этом регуляторная ветвь смещается из одного положения в другое, что приводит к еще меньшему значению степени неравномерности регулятора, увеличению цикловой подачи топлива, крутящего момента и увеличению площади под кривой эффективной мощности. Точность регулирования параметров дизеля достигается за счет окончательной регулировки дизеля на тормозном стенде, первоначальной регулировкой частоты вращения холостого хода, затем номинальной мощности и максимального крутящего момента. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕОПУБЛИН (52)5 G 01 Н 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

flPH ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ arrv.;a". -"r"

К А BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ф (21) 4705968/06 (22) 25.04.89 (46) 30.08.91. Бюл. Ю 32 (/1) Уральская научно-исследовательская испытательная станция Научно-исследовательского тракторного института (72) 4.4. Хохлов, М.Г. Йтыка и А. Г. Итыка (53 ) 621. 436. и 01,(088. 8) (56) Неустановившиеся режимы работы быстроходных ДВС. Материалы отраслевого научно-технического семинара.

M.: 1965, с. 123-144. ,(54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ

ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение относится к управлению и регулированию двигателей

„„Я0„„1673909 А 1

2 внутреннего сгорания, испытывающих значительные колебания нагрузки, и позволяет повысить производительность машинно-тракторного агрегата за счет получения плавной без изломов и большей площадью под кривой эффективной мощности скоростной характеристики дизеля, а также повышения точности регулирования параметров дизеля в диапазоне частот вращения вала от максимального колос-,ого хода до максимальнî-,î крутящего момента, включая номинальный. Работа двигателя осущест- . вляется по характеристике 5 -5. С помошью шайб под внутренней пружиной регулятора уменьшен технологический зазор и положением рычага подачи топлива обеспечена предварительная за1673909

45 ь тяжка пружин до получения заданной частоты холостого хода п >. При этом регуляторная ветвь смещается из одного положения в другое, что приводит к еще меньшему значению степени неравномерности регулятора, увеличению цикловой подачи топлива, крутящего момента и увеличению площади под

Изобретение относится к машиностро-15 ению, а именно к управлению и регулированию двигателей внутреннего сгорания, в частности дизелей, и может найти применение в отраслях народного хозаяства, где при эксплуатации дви гатель испытывает значительные колебания нагрузки °

Цель изобретения - повышение топливной экономичности и эффективности путем оптимизации скоростной характеристики дизеля во всем диапазоне частот вращения вала двигателя от максимального хода до максимального крутящего момента.

На фиг.1 показаны скоростные характеристики, содержащие зависимости (кривые) крутящего момента М, мощности Ng, удельного расхода топливй 8, плотности распределения частоты вращения f(n) и плотности 35 вероятностного распределения нагрузки f(M<), причем кривая 1-1 соответствует ГОСТУ 18509-80, кривые 2-1, 3-1 и 4-1 - известным способам,кривая 5-5 - ; на 4О фиге2 - последовательность формирования характеристики, отражающая пред" лагаемый способ регулирования мощности; на фиг.3 - скоростная характеристика, полученная при испытании

ИТА (1 - динамическая с серийной статической характеристикой, 2 — динамическая с характеристикой, отража ющей предлагаемый способ).

Способ регулирования мощности ди50 зеля реализован на примере дизеля с регулятором типа РВ-880 следующим образом.

Уменьшали степень неравномерности регулятора на номинальном скоростным режиме до критического сос55 тояния устойчивой работы дизеля путем подбора пружин регулятора меньшей жесткости. Значение максимальной к ри вой эффе кти яной мощности. Точность регулирования параметров дизеля достигается за счет окончательной регулировки дизеля на тормозном стенде, первоначальной регулировкой частоты вращения холостого хода, затем номинальной мощности и максимального крутящего момента. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. частоты вращения холостого хода при этом сместится из положения n в положение и с с сохранением положе1 ния точки а (фиг.2). Базовая скоростная характеристика (согласно ГОСТ

18509-80) имела степень неравномер— ности регулятора 7,9, а критически устойчивая степень неравномерности с механи че ским ре гулятором РВ-880 составила 3,9Ф.

Затем под внутренней пружиной регулятора уменьшен с помощью шайб технологический зазор и положением рычага подачи топлива обеспечена предварительная затяжка пружин до получения w ходной точки заданной частоты вращения холостого хода п (зквидистантно смещается регуляторная ветвь из положения ап» в положение

a и „„, см. фиr.2). Такое смещение регуляторной ветви в положение максимальной частоты вращения nag приводит к еще меньшему значению степени неравномерности регулятора, увеличению цикловой подачи топлива, крутящегоо момента, а следовательно, к увеличению площади под кривой эффективной мощности на величину п1„аа, по сравнению с базовой характеристикой и а по ГОСТ 18509-80 (си, фиг.2

Опа того, чтобы обеспечить ппаеное регулирование цикловой подачи топлива в рабочем диапазоне частоты вращения п<п<, включая номинальную мощность в точке а и один закон регулирования мощности двигателя при работе МТА, начало действия корректора в точке перехода а участков характеристики переносят в область

503 номинального крутящего момента при помощи корректора. Крутящий момент в 504 от номинального соответствует минимальному значению вероятностных нагрузок на валу двигателя, встре5 16/39 чающихся при работе MTA на различных технологических операциях. Если обеспечить начало воздействия корректором на рейку топливного насоса больше 503 номинального крутящего момента, то при циклических нагрузках (например, при работе бульдозера) вероятностное распределение Й(М ) может выходить эа пределы корректорного закона регулирования. Если же меньше 5Щ номинального крутящего момента, то можно не получить значения номинальной мощности в точке а.

Плавность регулирования цикловой подачи топлива от минимального значения вероятностного распределения нагрузки (50ь от номинального крутящего момента) до максимального крутящего момента, включая номинальный 20 крутящий момент, можно осуществить практически любым корректором.

Таким образом, характеристика способа регулирования мощности дизеля в диапазоне частот вращения от мак- 2 симального холостого хода до максимального крутящего момента имеет плавное без изломов регулирование цикловой подачи топлива, большую площадь под кривой. эффективной мощности, смещает вероятностное распределение частоты вращения f(n) в сторону больших частот вращения, что повышает экономичность и производительность ИТА (Фиг.! и ?).

Полученные сравнительные динамические скоростные характеристики дизеля при работе МТА в условиях эксплуатации показывают (Фиг.3), что работа дизеля с характеристикой по предлагаемому способу в рабочем диа40 пазоне частоты вращения происходит с одним законом регулирования мощности на расширенном корректорном участке.

Все это позволяет полнее использовать установленную мощность дизеля.

09 6

Формула изоб ретения, 1. Способ регулирования мощности дизеля путем воздействия на рейку топливноro насоса регулятором и корректором по измерению частоты вращения, цикловой подачи топлива и крутящего момента, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения топливной экономичности и эффективности путем оптимизации скоростной характеристики дизеля во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала от максимального холостого хода до максимального крутящего момента, на регуляторном участке .характеристики предварительно увеличивают цикловую подачу топлива, путем действия, приводящего к уменьшению степени неравномерности регулятора при номинальном скоростном режиме до критического состояния устойчивой работы дизеля и увеличения предварительного натяжения пружин регулятора до заданной максимальной частоты вращения холостого хода, затем устанавливают начало воздействия корректора на рейку топливного насоса при значении цикловой подачи топлива, соответству ющей крутящеиу моиенту, равному не более 503 номинального крутящего момента, после че го регулируют корректором необходимую цикловую подачу топлива при частоте вращения, соответ ствующей максимальному крутящему моменту.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности регулирования параметров дизеля, окончательную регулиров ку мощности дизеля проводят на мотор ном стенде с первоначальной .регулировкой частоты вращения холостого хода вала двигателя и последующей регулировкой максимального крутящего момента.

1613909

Мк н хк "zs

Составитель В. Горбунов

Техред Л,Кравчук

Редактор Н. Киштулинец

Корректор С.Шекмар

3aкаэ 39)? Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина,!01