Тоннель метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов мелкого заложения с целью снижения материалоемкости тонне 2 ля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышения эффективности виброзащиты. Тоннель метрополитена включает сборную или монолитную замкнутую обделку 1, под лотком которой установлена нижняя плита 2 жесткости, а на перекрытии - верхняя плита 3 жесткости. Плиты жесткости соединены арматурными выпусками. Снижение материалоемкости тоннеля и увеличение эффективности виброзащиты обеспечивается за счет переменной, увеличивающейся от краев виброзащитного участка к его центру, толщины плит жесткости, при этом соотношение толщины А плит жесткости, раположенных пбд лотком и на перекрытии, в каждом поперечном сечении определено зависимостью ,,4, 2 ил. 1Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я>s Е 02 D 29/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 Е
Фиг.! (21) 4714243/33 (22) 21.07.89 (46} 23,09,91. Бюл. М 35 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (72) И. Я. Дорман, С, А. Курнавин, И. B. Маковский и Ю. 3. Муромцев (53) 624,193(088.8) (56) Дорман И. Я. Сейсмостойкость транспортных тоннелей. — M.: Транспорт, 1986, с, 130-131.
Транспортное строительство, 1981, hh 6, с, 47, рис, 5. (54) ТОННЕЛЬ МЕТРОПОЛИТЕНА (57} Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов мелкого заложения с целью снижения материалоемкости тонне„, 5 „„1678986 А1 ля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышения эффективности виброзащиты.
Тоннель метрополитена включает сборную или монолитную замкнутую обделку 1, под лотком которой установлена нижняя плита
2 жесткости, а на перекрытии — верхняя плита 3 жесткости. Плиты жесткости соединены арматурными выпусками. Снижение материалоемкости тоннеля и увеличение эффективности виброзащиты обеспечивается за счет переменной, увеличивающейся от краев виброзащитного участка к его центру, толщины плит жесткости, при этом соотношение толщины А плит жесткости, раположенных пОд лотком и на перекрытии, в каждом поперечном сечении определено зависимостью л,=0,7 — 1,4, 2 ил.
1б78986
20
30
Изобретение относится к строительству и может быть испольэова о при строительстве метрополитенов ме: о заложения.
Целью изобретения является снижение материалоемкости тоннеля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышение эффективности виброзащиты.
На фиг. 1 изображен тоннель метропо-. литена; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Тоннель метрополитена имеет сборную или монолитную замкнутую обделку 1, в основании которой установлена нижняя плита
2 жесткости толщиной Н>, а на перекрытии — верхняя плита 3 жесткости, толщиной
Нр. Плиты 2 и 3 жесткости соединены с обделкой арматурными выпусками4. Подлине тоннеля плиты жесткости имеют переменную толщину, увеличивающуюся от краев участка виброзащиты к его центру, а соотношение толщин нижней 2 и верхней 3 плит жесткости в каждом поперечном сечении тоннеля определено зависимостью
Л= 0,7 — 1,4.
Тоннель метрополитена, имеющий плиты жесткости, работает следующим образом.
Динамическое воздействие метропоезда воспринимается обделкой 1 и через нее передается нижней и верхней плитам 2 и 3 жесткости, которые распределяют энергию колебаний вдоль тоннеля. В зависимости от толщин плит жесткости в каждом конкретном поперечном сечении обделки создается вибропоглощающий эффект, который тем больше, чем больше толщины плит жесткости и создаваемая ими изгибная жесткость.
Защита наземного здания или сооружения от вибраций с помощью виброзащитного тоннеля метрополитена осуществляется следующим образом.
В песчаном или глинистом грунте на длине виброзащитного участка разрабатывают котлован, в котором возводят нижнюю плиту 2 жесткости переменной толщиной
Н>. В процессе бетонирования нижн и плиты жесткости в нее закладываются арматурные выпуски, например, иэ стали периодического профиля с тем расчетом, чтобы их шаг по оси тонне, я совпадал с шагом стыков между секциями или элемен тами лотковой части обделки, после чегс производят омоноличивание стыков лотко вой части обделки, чем обеспечивают жест кую связь ее с плитой жесткости. После этого устанавливают обделку, размещая в стыках между секциями перекрытия арматурные выпуски, например, из стали периодического профиля. Затем возводят верхнюю плиту 3 жесткости переменной толщиной Hz, обеспечивая жесткую связь между ней и перекрытием.
Толщину плит жесткости на концах виброзащитного участка принимают, исходя из условий технологии бетонирования, не менее 0,2 — 0.3 м и увеличивают их толщину к середине виброзащитного участка, При наличии нескольких защищаемых объектов под каждым располагают соответствующий виброзащитный участок. Толщины плит жесткости Н и Hz при заданном соотношении А подбирают исходя из требуемой степени виброэащиты наземного сооружения, При этом используют аналитические или численные методы динамики сплошной среды, например метод конечных элементов или опытно-экспериментальные оценки.
Положительный эффект изобретения заключается в экономии матриала виброзащиты конструкции тоннеля при увеличении его виброзащитных свойств в зоне наземной застройки.
Формула изобретения
Тоннель метрополитена, возводимый открытым способом, включающий замкнутую обделку с плитами жесткости на участке виброзащиты, расположенными под лотком и на перекрытии и связанными с ними арматурными выпусками, отличающийся тем, что, с целью снижения материалоемкости тоннеля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышения эффективности виброзащиты, плиты жесткости выполнены переменной, увеличивающейся от краев участка виброзащиты к его центру толщины, причем соотношение толщин плит жесткости, расположенных под лотком и на перекрытии, в каждом поперечном сечении определено зависимостью il =0,7-1,4, .
1678986
Фиг. 2
Составитель В. Гоник
Техред М.Моргентал
Редактор О. Хрипта
Корректор M. Кучерявая
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3190 Тираж 380 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5