Способ изготовления сварного рабочего колеса радиально- осевой гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (н)ю В 23 К 37/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4641823/27 (22) 31.10.88 (46) 23.10.91. Бюл, N 39 (71) Производственное обьединение турбостроения "Ленинградский металлический завод" (72) А.И.Гольдфарб, В.М.Порецкин, P.Ê,Ôàсулати и Г.А.Яблонский (53) 621.797(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 579446, кл, F 03 В 3/02, 1976. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНОГО

РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ

„„Я „„1685662 А1 (57) Изобретение относится к энергомашиностроению и м.б, использовано при изготовлении рабочих колес радиально-осевых гидромашин, Цель изобретения — снижение трудоемкости и улучшение энергетических характеристик гидромашины. Изготавливают лопасти 4, ступицу 1 и обод 2. Устанавливают и выверяют обод 2 относительно ступицы 1. Перед установкой лопастей 4 производят механическую обработку кромок их прилегания к ободу 2, Приварку лопастей 4 к ступице 1 и ободу 2 производят одновременно. Затем колесо подвергают термообработке. 4 ил.

1685662

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес радиальноосевых гидромашин.

Целью изобретения является снижение трудоемкости и улучшение энергетических характеристик гидромашин путем совмещения технологических операций.

На фиг. 1 показана установка ступицы и обода на приспособление для сборки с лопастями; на фиг. 2 — установка ранее изготовленных лопастей на ступицу и обод после механической обработки кромок прилегания к ступице и ободу; на фиг. 3 — выполнение сварных швов в приварке лопастей к ступице и ободу; на фиг. 4— завершающая операция термообработки для снятия внутренних напряжений изготовленного рабочего колеса.

Благодаря совмещению технологических операций приварки лопастей к ступице и ободу одновременно и исключению промежуточной термообработки обеспечивается снижение трудоемкости, исключение тяжелого ручного труда, сокращение цикла, и появляется возможность повышения точности проточной. части рабочего колеса и тем самым повышение их энергетических характеристик.

Пример. Устанавливают ступицу 1 и обод 2 на приспособление 3 для сборки с лопастями 4.

Ступица 1 выставляется в заданное положение на приспособление 3 с помощью, например, мостового крана.

Проверка горизонтальности осуществляется, например, уровнем с ценой деления

0,1/1000.

Обод 2 выставляется относительно ступицы 1 с проверкой его высотного положения, например, метрической линейкой и соосности с помощью, например, отвеса, Обод 2 и ступица 1 в выставленном положении закрепляются винтовыми прижимами в приспособлении 3 от возможных перемещений при последующей сборке с лопастями.

Устанавливают ранее изготовленные лопасти 4 на ступицу 1 и обод 2 после механической обработки кромок 5 прилегания к ступице и ободу. Мехобработку лопастей 4 по кромкам 5 прилегания к ступице 1 и ободу 2 осуществляют фрезерованием указанных кромок по заданной программе, например, на горизонтально-расточном станке с ЧПУ. Обработку осуществляют торцовой фрезой, при этом количество проходов, подача, глубина резания и другие параметры зависят от толщины лопасти и материала.

55 охлаждения ведут по термопарам, приваренным к лопастям.

Формула изобретения

Способ изготовления сварного рабочего колеса радиально-осевой гидромашины, включающий изготовление лопастей, ступиСборку лопастей после их механической обработки осуществляют с помощью крана, строп, используя при этом предварительно приваренные к лопастям технологические

5 скобы. Для этого каждую лопасть выставляют в заданное положение одной кромкой на ступицу 1, при этом должны быть совмещены установочные точки лопасти 4 и базовые точки ступицы 1, нанесенные заранее, на10 пример, разметкой.

Затем с помощью крана лопасть 4 опускают до контакта другой ее кромки с внутренней поверхностью обода 2.

Установленная указанным образом ло15 пасть 4 фиксируется к ступице 1 и ободу 2 технологическими электроприхватами. Установку лопастей осуществляют с контролем геометрических характеристик проточной части (шага, расстояния в свету и пр,).

20 Выполняют сварные швы 6 приваркой лопастей к ступице и ободу. Приварку лопастей осуществляют, например, ручной электродуговой сваркой постоянным током обратной полярности. Режимы сварки зави25 сят от положения сварного шва 6 и диаметра электрода, Сварку начинают с приварки корня шва с выпуклой стороны лопасти к ступице электродом диаметром 4 мм, После заполнения

30 разделки на 1/3 сварного соединения с выпуклой стороны лопасти производят вышлифовку корня шва с вогнутой стороны лопасти. Далее производят сварку всего сечения шва сварного соединения лопастей со

35 ступицей и ободом с выпуклой стороны. С вогнутой стороны сварку швов сварного со единения лопастей с ободом выполняют после кантования колеса в удобное для сварки положение. Укаэанную сварку выполняют

40 одновременно на всех лопастях.

Осуществляют термообработку полученного сварного соединения. После сварки производят термообработку для снятия сварочных напряжений. Термообработку

45 выполняют в ямной газовой печи. Колесо выставляют на технологические кубари ступицей вниз. Посадку в печь осуществляют при температуре не более 40 С, Нагрев осуществляют до 650 С со скоростью не более

50 50 С/ч. Выдерживают колесо при 650

+.10 С в течение 8 ч. Охлаждают до 100 со скоростью не более 30 С/ч. Дальнейшее охлаждение до 40 С ведут при открытой крышке корпуса рабочего колеса. Режим

1685662

Уаг. 1

Уаг. Ф

Составитель А. Сушкин

Техред M.Моргентал Корректор М. Кучерявая

Редактор О. Головач

Заказ 3560 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 цы и обода, механическую обработку кромок прилегания лопастей, установку лопастей, на ступице, установку обода и приварку лопастей к ободу и ступице, термообработку, отличающийся 5 тем, что, с целью снижения трудоемкости и улучшения энергетических характеристик гидромашины путем совмещения технологических операций, после изготовления ступицы и обода базируют их друг относительно друга, производят механическую обработку кромок прилегания лопастей, затем устанавливают лопасти на ступице и ободе и одновременно приваривают лопасти к ним, после чего осуществляют термообработку.