Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач. Цель изобретения-повышение эффективности управления и безопасности при эксплуатации. Устройство для управления содержит две пары реек 6 и 7, соединенных попарно шестернями 9. На рейках выполнены пазы 14,15, образующие общий паз, в котором установлены ползуны 16. Ползуны 16 шярнирно связаны с двумя плечами трехплечего рычага 17, Управление осуществляется рычагом управления скоростью, помещенным в отверстие 24, и рулевым колесом 3. Новым в устройстве является то. что трехплечий рычаг 17 связан одним плечом с рулевым колесом 3, а каждое из двух других-с ползуном 16. расположенным в пазу 14,15 каждой пары , связанных между собой шестерней 9, реек 6,7, трехплечий рычаг 17 кинематически связан с рычагом управления скоростью и пружиной 22. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. СП с о 00 о 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 D 11/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4729364/11 (22) 16.08,89 (46) 07.11.91. Бюл. ¹ 41 (71) Специализированное конструкторское бюро по специальным гусеничным тракторам класса 2 (72) Н.М,Чаплыгин (53) 629,113-585.2 (008.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 448981, кл, В 62 0 11/08, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМИ БЕССТУПЕНЧАТЫМИ ТРАНСМИССИЯМИ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач. Цель изобрете„„Я3 „„1689181 Al ния — повышение эффективности управления и безопасности при эксплуатации. Устройство для управления содержит две пары реек 6 и 7, соединенных попарно шестернями 9. На рейках выполнены пазы 14,15, образующие общий паз, в котором установлены ползуны 16. Ползуны 16 шарнирно связаны с двумя плечами трехплечего рычага

17, Управление осуществляется рычагом управления скоростью, помещенным в отверстие 24, и рулевым колесом 3. Новым в устройстве является то, что трехплечий рычаг 17 связан одним плечом с рулевым колесом 3, а каждое из двух других — с ползуном

16, расположенным в пазу 14,15 каждой пары, связанных между собой шестерней 9, реек 6,7, трехплечий рычаг 17 кинематически связан с рычагом управления скоростью и пружиной 22, 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

1689181

35

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач.

Цель изобретения повышение эффективности управления и безопасности эксплуатации.

На фиг.1 показано устройство общий вид: на фиг.2 — сечение А-А на фиг,1; на фиг,3-сечение Б-Б на фиг,1.

Трансмиссия гусеничной машины содержит две бесступенчатые трансмиссии 1 (фиг.1) каждая из которых приводит в движение гусеницу своего борта. Бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии осуществляется посредством рычага 2, связанных с исполнительными механизмами управления трансмиссиями, причем поворот рычагов 2 в одну сторону (например, вверх) приводи к движению вперед со все возрастающей cKOpOGTblo, а поворот в противоположном направлении (например, вниз) приводит к движению задним ходом, Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями содержит рулевое колесо 3 и рычаг 4 управления скоростью (фиг.3), который качается вокруг шарового шарнира 5 в двух перпендикулярных плоскостях (вдоль и поперек машины).

Механизм содержит также две пары зубчатых реек 6 и 7(фиг.1), установленных в направляющих 8 с возможностью перемещения вдоль своей длины и соединенных попарно шестернями 9,установленными на неподвижных осях 10. Оси и направляющие закреплены к плите 1 I, На одной части реек

6 и 7 нарезаны зубья 12, а другие части

Гранями 13 попарно соприкасаются друг с другом и имеют пазы l4 и 15, образующие

Общий паз пары реек, Длина каждого паза не менеедлины ползуна l6, помещенного в каждом пазу, Ползуны 16 шарнирно соединены с двумя плечами трехплечего рычага

17, к третьему плечу которого через тягу 18 присоединен реечный механизм 19 рулевоi о колеса 3. Расстояние между осями ползунов равно расстоянию между гранями 13 пар реек. Пазы 14 и 15 в рейках 6 и 7 выполиены перпендикулярно пинии, соединяющей шарниры присоединения к рычагу 17 тяги 18 рулевого механизма 19 и обоих ползунов 16, т.е. пазы выполнены по касательной к окружности с центром в шарнире. присоединения к рыча у 17 тяги 18, проходящей через шарниры ползунов 16.Это сделано для того, чтобы при случайных поворотах руля 3 на стоянке не происходиiio смещение рычага 17 вдоль пазов, т.е, разблокирование механизма, вызывающего смещение реек 6 и 7 и неожиданный поворот машины, что опасн. . Посередине между ползунами 16 рычаг 17 шарнирно установлен в вилке 20, снабженной хвостовиком 21, часть 22 которого имеет квадратное сечение, На этом месте хвостовика расположено гнездо 23,в отверстии 24 которого размещен нижний конец 25 (фиг.3) рычага 4 управления скоростью. Гнездо 23 прижато к вилке 20 пружиной 26, расположенной на хвостовике 21. Усилие предварительного поджатия пружины больше суммы сил сопротивлений повороту рычагов 2 управления бесступенчатыми трансмиссиями.

Свободный конец хвостовика 21 входит в отверстие кронштейна 27.

В нижней утолщенной части вилки 20 (фиг,2 и 3) в пазу 22 помещены направляющие стаканы 29 с буртиками, в которых помещена пружина 30, удерживающая вилку

20, рычаг 17 и ползуны 16 в нейтрали.

Одна из каждой пары реек (например, 7, как показано на фиг,1)шарнирно соединена тягой 31 с рычагом 2 управления бесступенчатыми трансмиссиями.

Устройство работает следующим образом.

В изображенном на фиг.1 положении устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями заблокировано, Невозможно ни случайно, ни сознательно повернуть руль, что могло бы вызвать неожиданный опасный поворот машины. Усилие, приложение к рулю, стремится сместить длинное плечо трехплечего рычага 17 вправо или влево. При этом короткие плечи трехплечего рычага 17 через ползуны 16 стремятся сдвинуть рейки 6 и 7 в противоположных направлениях. Но, поскольку в этом положении ползуны 16 контактируют одновременно с обеими рейками каждой пары, то они обе стремятся сдвинуться в одном направлении, что невозможно, так как обе рейки G и 7 соединены шестерней 9, установленной на неподвижной оси 10, По этой же причине невозможно перемещение реек 6 и 7 при перемещении рычага 4 в продольной плоскости. Оно приведет только к сжатию пружины 26 и последующему возвращению рычага 4 в исходное положение. Таким образом, оба органа управления заблокированы и случайное воздействие на них не приводит к неожиданному движению машины, Чтобы начать движение нужно сначала переместить рычаг 4 управления скоростью до упора поперек машины вправо или влево в зависимости от желаемого направления движения (вперед или назад), 1689181

Нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 поперек машины. Вместе с ним поперек машины перемещается вилка 20, на хвостовике 22 которой расположено гнездо 23. Вместе с вилкой 20 поперек машины перемещаются рычаг 17 (несколько поворачиваясь вокруг шарнира присоединен тяги 18) и ползуны 16. В перемещенном положении ползуны 16 оказываются полностью утопленными в пазах 14 или 15 одной из реек каждой пары и не препятствуют взаимному смещению реек 6 и 7, Устройство разблокировано и готово к работе.

При перемещении поперек машины вилка 20 скользит по одному из направляющих стаканов 29 и увлекает за собой другой стакан 29, сжимая пружину 30. Возникает усилие, стремящееся вернуть вилку 20 и связанные с ней детали в исходное положение.

Затем рычаг 4 перемещают вдоль машины. При этом нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 вдоль машины. Гнездо 23, действует через пружину 26 на.хвостовик 21 вилки 20, перемещает ее и связанные с ней рычаг 17 и ползуны 16 вдоль машины, Каждый ползун 16 увлекает за собой рейку, в пазу которой он в данном положении находится. При этом шестерни 9 поворачиваются и смещают вторую рейку каждой пары в противоположном направлении. Пазы в соседних рейках оыстро расходятся и ползуны 16 оказываются запертыми в тех пазах, в которых в данном положении находятся.

Вместе с ползунами 16 и рычаг 4 оказывается запертым в смещенном поперек машины положении. Продольное перемещение рычага 4 фиксируется механически на шкале скоростей, не показанной на чертежах.

Перемещение реек 6 и 7 приводит к повороту рычагов 2, связанных с исполнительными механизмами управления трансмиссиями, и машина начинает движение в выбранном направлении. Дальнейшее перемещение рычага 4 и связанных с ним деталей приводит к увеличению скорости движения машины.

Поворот машины (вправо, влево) осуществляется поворотом рулевого колеса 3 в нужном направлении, т,е. при повороте вправо-вправо, при повороте влево-влево.

Через реечный механизм 19 и тягу 18 поворачивается и рычаг 17 вокруг шарнира присоединения к вилке 20. При этом концы рычага 17, присоединенные к полэунам 16, симметрично перемещаются в противоположных направлениях. Вслед за ними в

5

40 противоположных направлениях перемещаю1ся р"йки 6 и 7 и связанные с ними рычаги 2, которые соответственно изменяют передаточные числа трансмиссиями и скорости движения гусениц.

Если ход рычага 2 одного из бортов связанной с ним рейки в направлении увеличения скорости движения исчерпан, то рычаг

17 будет поворачиваться вокруг ползуна. связанного с этой рейкой. Противоположное плечо рычага 17 и связанная с ним рейка другого борта, а также середина рычага, связанная с вилкой 20, будут перемещаться в сторону уменьшения скорости движения.

При этом уменьшается средняя скорость движения машины на повороте. Перемещаясь вместе с рычагом 17, вилка 20 через хвостовик 21 снижает пружину 26, второй конец которой опирается на гнездо 23. зафиксированное рычагом 4 неподвижно, При обратном повороте руля пружина 26 обеспечивает первоочередное перемещение в сторону увеличения скорости того плеча рычага 17. которое перед этим перемещалось в сторону уменьшения скорости. Это происходит до упора вилки 20 в гнездо 23, после чего рычаг 17 поворачивается вокруг шарнира вилки 20 и симметрично изменяет скорости бортов. Этим восстанавливается исходная скорость движения машины.

Для остановки машины нужно переместить рычаг 4 в исходное положение. В месте с ним в исходное положение возвращаются и рейки 6 и 7.

В м мент совпадения пазов 14 и 15 в рейках пружина 30 возвращает вилку 20, рычаг 17 и ползуны 16 в исходное положе- ние и устройство автоматически блокируется, Для движения машины в противоположном направлении (задний ход) рычаг 4 перемещают поперек машины в направлении, противоположном ранее описанному. Ползуны 16 входят в зацепление с другими рейками и при перемещении рычага 4 вдоль машины вперед рейки 6 и 7 перемещаются в противоположных направлениях. На заднем ходу при повороте руля 3 в прежнем направлении рейки перемещаются в противоположном ранее описанному направлению. Таким образом, при повороте, при движении вперед и назад сохраняется стереотип управления; повороты руля 3 вправо и влево для осуществления поворотов вправо и влево.

По сравнению с известным предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность и безопасность движения гусеничной машины.

1 689181

Составитель А.Барыков

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор М,Янкович

Заказ 3777 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Формула изобретения

1, Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусе.ничной машины, содержащее рулевой механизм, рычаг управления скоростью, Шарнирно-рычажный механизм, кинематически связывающий посредством тяг рулеВой механизм и рычаг управления

Скоростью с исполнительными механизмами управления бесступенчатыми трансмисСиями,отл ичà ющеес ятем,что, сцелью повышения эффективности управления и безопасности эксплуатации, шарнирно-рычажный механизм содержит две пары реек с выполненными в них пазами, образующими общий паз пары реек и установленными

6 неподвижных направляющих с возможноСтью относительного перемещения, две шеСтерни, размещенные на неподвижных осях между каждой пары реек и находящиеся с ними в зацеплении, ползуны, размещенные в пазах каждой пары реек, при этом одна из каждой пары реек кинематически связана с

5 исполнительным механизмом управления трансмиссии, трехплечий рычаг, одно плечо которого связачо с рулевым механизмом, два других шарнирно связаны с ползунами, а средняя часть с рычагом управления ско10 ростью, 2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что снабжено реверсивной пружиной, связанной с трехплечим рычагом шарнирно-рычажного механизма.

15 3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждый паз пары реек расположен перпендикулярно линии, соединяющей шарниры соединения плеч трехплечего рычага с рулевым механизмом и ползунами.