Судно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на судах различных типов, в том числе внутреннего плавания . Цель изобретения является снижение сопротивления воды движению, повышение пропульсивного коэффициента на переднем и заднем ходу, в условиях глубокой и мелкой воды, защита движителей от ударов о грунт и от битого льда при одновременном обеспечении необходимого водоизмещения кормовой оконечности судна с ограниченной осадкой. Судно с ограниченной осадкой содержит цилиндрическую вставку, сопряженную с центральным кормовым бульбом 6, имеющим плоский днищевой участок 7, продолжающий днищевую часть цилиндрической вставки и простирающийся за плоскость дисков гребных винтов 5, а затем днищевая часть кормового бульба 6 плавно поднимается к кормовой оконечности 2 судна и сопрягается с поверхностью двоякой кривизны, причем ватерлинии, образующие боковые поверхности бульба 6, выполнены в виде выпукло-вогнутых линий, переходящих в плавные, сопрягающие их между собой, кормовые участки. Боковые поверхности бульба 6 образуют бортовые туннели, переходящие в выполненные с бортов и кормы судна свесы 12, опущенные ниже конструктивной ватерлинии, к бортам судна. Расстояние между центром 16 диска гребного винта и точкой пересечения оси винта с поверхностью корпуса перед ним составляет не менее диаметра гребного винта. 3 ил. СО с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я)5 В 63 В 1/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
46Е0® и фцр»
" - j s HHQT
Ч
12 !
Д
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4718382/11 (22) 11.07,89 (46) 07.11,91. Бюл. М 41 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) А.Г.Ляховицкий, В.Ф.Бавин, А.И.Ныров и В.П.Сылка (53) 629.12.011.763 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
ЬЬ 1122545, кл. В 63 B 1/08. (54) СУДНО (57) Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на судах различных типов, в том числе внутреннего плавания. Цель изобретения является снижение сопротивления воды движению, повышение пропульсивного коэффициента на переднем и заднем ходу, в условиях глубокой и мелкой воды, защита движителей от ударов о грунт и от битого льда при одновременном обеспечении необходимого водоизмещения кормовой оконечности судна с ограниченной осадкой. Судно с ограниченной осадкой ае) БЫ <»> 1 689200 А1 содержит цилиндрическую вставку, сопряженную с центральным кормовым бульбом
6, имеющим плоский днищевой участок 7, продолжающий днищевую часть цилиндрической вставки и простирающийся за плоскость дисков гребных винтов 5, а затем днищевая часть кормового бульба 6 плавйо поднимается к кормовой оконечности 2 судна и сопрягается с поверхностью двоякой кривизны, причем ватерлинии, образующие боковые поверхности бульба 6, выполнены в виде выпукло-вогнутых линий, переходящих в плавные, сопрягающие их между собой, кормовые участки. Боковые поверхности бульба 6 образуют бортовые туннели, переходящие в выполненные с бортов и кормы судна свесы 12, опущенные ниже конструктивной ватерлинии, к бортам судна.
Расстояние между центром 16 диска гребного винта и точкой пересечения оси винта с поверхностью корпуса перед ним составляет не менее диаметра гребного винта. 3 ил.
1689200
4 ду боковой поверхностью центрального кормового бульба 6 и бортом корпуса судна, и точкой 17 пересечения оси винта с поверхнестью корпуса перед ним составляет не менее диаметра, Работа судна с ограниченной осадкой происходит следующим образом, При движении судна с. ограниченной осадкой благодаря наличию кормового бульба 6 удается осуществить плавный переход от цилиндрической вставки 1 к кормовой оконечности 2, что обеспечивает бе3отрывное обтекание кормовой оконеч50
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в качестве транспортного средства с ограниченной осадкой в условиях внутренних водных и прибрежных морских путей, в том числе на 5 мелководье и в битом льду, Цель изобретения-снижение сопротивления воды, повышение пропульсивного коэффициента, эффективности защиты движителей при одновременном обеспече- 10 нИи необходимого водоизмещения.
На фиг.1 изображена полуширота; на фиг.2 —; на фиг.З-корпус судна, Предлагаемое судно с ограниченной осадкой содержит цилиндрическую вставку 15
1 и кормовую оконечность 2. В кормовой оконечности имеются туннели 3, а днище 4 корпуса за плоскостями дисков гребных винтов 5 спрофилировано по форме поверхности двоякой кривизны с выпуклостью, 20 о ращенной вниз. Цилиндрическая вставка
1 чопряжена с центральным кормовым бульбам 6, имеющим плоский днищевой участок
7, продолжающий днищевую часть цилиндрической вставки 1 за плоскость дисков 25 губных винтов 5, Затем на участке 8 днищевая часть кормового бульба 6 плавно поднимается к кормовому транцу 9 судна и сопрягается с поверхностью двоякой кривизны 4, Ватерлинии 10, образующей боко- 30 вь е поверхности центрального кормового бульба 6, выполнены в виде выпукло-вогнутых линий, переходящих в плавные сопрягающие их между собой кормовые участки
11 центрального кормового бульба 6, 35
Боковые поверхности центрального кормового бульба 6, образованные линиями
10 и 11, в свою очередь, образуют бортовые туннели 3, закрытые выполненными с бортов и кормы судна свесами ",12, опущенными 40 ниже конструктивной ватерлинии, а сами туннели ориентированы своими входящими участками 13 к бортам судна, что наглядно иллюстрирует криволинейная ось туннеля
14, 45
Расстояние 15 между центрами 16 дисков гребных винтов 5, расположенных ме>кности и снижение сопротивления воды движению при достаточном водоизмещении кормы. а следовательно; с заданной ограниченной осадкой. Наличие плоского днищевого участка 7, продолжающего днищевую часть цилиндрической вставки 1 за плоскость дисков гребных винтов 5, обеспечивает защиту гребных винтов от ударов о грунт при касании дна фарватера днищем судна.
Плавный подъемднищевой части кормового бульба 6 на участке 8 к кормовому транцу 9 судна и сопряжение с поверхностью двоякой кривизны 4 обеспечивает безотрывное обтекание кормовой оконечности 2, снижение сопротивления воды движению и повышение пропульсивного коэффициента.
Зту же цель выполняют ватерлинии 10, образующие боковые поверхности центрального коомового бульба 6, выполненные в виде выпукло-вогнутых линий, переходящих в плавные сопрягающие их между собой кормовые участки t1 центрального кормового бульба 6, Наличие бортовых туннелей 3 позволяет разместить гребные винты 5 увеличенного диаметра на судне с ограниченной осадкой, что повышает их КПД и приводит к увеличению пропульсивного коэффициента судна, Ориентация туннелей входящими участками 13, осью 14 к бортам судна обеспечивает подток воды к движителям на мелководье с бортов, снижает коэффициент засасывания и обеспечивает повышение пропульсивного коэффициента судна в условиях мелкой воды, Наличие выполненных с бортов и кормы судна свесов 12, опущенных ниже конструктивной ватерлинии, защищает движители от попадания к ним плавающего битого льда и посторонних плавающих предметов.
Расположение центров 16 дисков гребных винтов 5 между боковой поверхностью центрального кормового бульба 6 и бортом корпуса судна на расстоянии 15 от точки 17 корпуса судна не менее диаметра гребного винта позволяет эффективно реализовать реакцию отбрасываемой массы жидкости движителем при его работе на заднем ходу.
Если расстояние 15 будет меньше диаметра гребного винта, то не будет полностью реализована полезная реакция струи на заднем ходу.
Благодаря этому и наличию централ ьного кормового булвба 6, описанной формы, повышаются пропульсивные качества судна не только на переднем, но и на заднем ходу, Формула изобретения
Судно, выполненное с туннельными обводами в кормовой оконечности для размещения движительно-рулевого комплекса, 1б89200
5 17
1b 5 7 I 11 17 71
Puz. 2
Составитель И.Попкова
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Король
Редактор М.Янкович
Заказ 3777 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 содержащее цилиндрическую вставку, при этом днище корпуса судна за плоскостями дисков гребных винтов спрофилировано по форме поверхности двоякой кривизны, о тличающееся тем,что,сцельюснижения 5 сопротивления воды, повышения пропульсивного коэффициента, эффективности защиты движителей при одновременном обеспечении необходимого водоизмещения, оно выполнено с центральным кормовым бульбам, имеющим плоский днищевой участок, плавно сопряженный с днищевой частью цилиндрической вставки и продленный в корму за плоскость дисков гребных винтов, при этом днище упомянутого бульба выполнено с плавным подъемом в корму и плавно сопряжено с днищевой поверхностью корпуса.