Уширитель колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам повышения проходимости колесных транспортных средств. Цель изобретения - уменьшение габарита в нерабочем положении. Это достигается тем, что фиксирующее устройство, предотвращающее складывание уширителя в рабочем положении, выполнено в виде диска 9, установленного внутри барабана. При перестановке диска 9 к кронштейну 8 планки 1, образующие беговую поверхность барабана, складываются к центру колеса. 1 з. п. ф-лы, 11 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) 5 В 60 В 15/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4435163/11 (22) 03.06.88 (46) 15 11.91. Бюл. hL 42 (72) П. В. Зеленый, В, Д. Пищало, В. П. Бойков и В. В. Гетман (53) 629.113.012.354(088.8) (56) Патент США % 4603916, кл, В 60 В 15/12, 1986. (54)УШИРИТЕЛЬ КОЛЕСАТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

„„>Ц„„1о91 143 А1 (57) Изобретение относится к средствам повышения проходимости колесных транспортных средств. Цель изобретения — уменьшение габарита в нерабочем положении. Это достигается тем, что фиксирующее устройство, предотвращающее складывание уширителя в рабочем положении, выполнено в виде диска 9, установленного внутри барабана. При перестановке диска 9 к кронштейну 8 планки 1, образующие беговую поверхность барабана. складываются к центру колеса. 1 з. и. ф-лы, 11 ил.

169) 143

Изобретение относится к средствам повышения проходимости колесных транспортных средств.

Цель изобретения — уменьшение габарита в нерабочем положении.

На фиг, 1 изображено колесо с уширителем, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид с торца; на фиг. 3 — фрагмент диска уширителя; на фиг. 4 — колесо с уширителем в сложенном положении; на фиг. 5 — уширитель с пневмотраками; на фиг. 6 — то же, с грунтозацепами; на фиг, 7 — планки с грунтозацепами, вид с торца; на фиг. 8 — вариант выполнения уширителя с упором планок в шину; на фиг. 9 — то же, в сложенном положении; на фиг. 10 — транспортное средство при сложенных уширителях колес; на фиг.

11 — то же, при разложенных уширителях колес (фиг. 10 и 11 поясняют принцип работы уширителя.

Уширитель колеса транспортного средства выполнен в виде поперечных планок 1, разнесенных по окружности с центром на оси 2 вращения пневматического колеса 3, Планки, располагаясь перпендикулярно к плоскости 4 вращения колеса, связаны с ним одним концом посредством цилиндрических шарниров 5. Оси цилиндрических шарниров являютсл касательными к окружности с. центром на оси 2 вращения колеса, обеспечивал поворот поперечных планок к упомянутому центру, Поворот планок в про-. тивоположном направлении ограничен упорами 6 и 7, выполненными на планках и кронштейнах 8, несущих цилиндрические шарниры 5. Между планками расположен диск 9, связанный с ними с возможностью осевого перемещения. С этой целью в диске с внешней стороны выполнены вырезы . (фиг. 3) под поперечное сечение планк, Ы одном из крайних положений, соответст.",ующем максимальному удалению диска 9 от колеса, фиксирование диска обеспечиваетсл пальцами 11 и 12 (внутренние 12 из которых являются вставными с возможностью стопорения) от самопроизвольного выпадения. Во втором крайнем положении диск 9 может находиться между плоскостью цилиндрических шарниров 5 и колесом, не препятствул складыванию поперечных планок 1 к центру колеса. В таком сложенном положении планки фиксируются теми же вставными пальцами 12, вставляемыми в проушины 13 упомянутых кронштейнов 8 и в соответствующие отверстия в планках (фиг. 4). Этим обеспечивается и фиксация диска 9. Однако для фиксации диска могут предусматриваться и отдельные фиксирующие элементы, например, в виде консольных пальцев 14, на которые диск надевается отверстиями 15 и шплинтуется.

Кронштейны 8, несущие цилиндрические шарниры 5 поперечных планок, а сле5 довательно, и в целом уширитель колеса 3 могут крепиться к ступице 16 колеса посредством гильзы 17, к внешней поверхности которой они прикреплены (фиг. 1), или непосредственно к его ободу 18, связанному

10 со ступицей диском 19 (фиг, 5). Ступица посажена на ось 20 транспортного средства свободно в случае выполнения его буксируемым или неподвижно для совместного вращения у самоходного транспортного

15 средства.

Планки 1 могут взаимодействовать с опорным основанием непосредственно своими внешними сторонами или нести специальные траки в виде, например, 20 пневмоподушек 21 (фиг. 5) или грунтозацепов 22 (фиг. 6 и 7).

B соответствии с вариантом конструктивного решения устройства, представленном на фиг. 8 и 9, поперечные планки 1

25 снабжены упорами 23 в плечевые зоны шины колеса 3. Поскольку шина в случае выполнения колеса пневматическим обладает упругими свойствами, такое опирание планок также упругое и обеспечивает движите30 л1о в целом большую приспосабливаемость к рельефу, повысив и плавность хода транспортного средства и снижение пиковых опорных давлений. Опорный диск 24, передающий нагрузку с нижних планок на верх35 ние, при этом имеет гладкую внешнюю сторону (беэ вырезов) и фиксируется на концах планок посредством-вставных фиксируемых пальцев 25, В сложенном положении поперечных планок 1 (фиг, 9) диск 24 надева-Л ется на выполненные в них вырезы 26 и фиксируется теми же вставными пальцами

25, под которые в вырезах предусмотрены отверстия 27, Благодаря этому планки удерживаются от самопроизвольного IloBopoTB, 45 Устройство работает следующим образом.

При движении по дорогам общего пользования с твердым покрытием, где первостепенное значение имеет вписывание

50 поперечного габарита транспортного средства в нормы, установленные требованиями безопасности дорожного движения, поперечные планки занимают радиальное положение (фиг. 4 и 8), будучи зафиксиро-.

55 ванными пальцами с проушинами 13. При этом нагрузка транспортного средства воспринимается только пневматическими колесами, обеспечивающими ему высокую плавность хода. Шарниры 5 могут располагаться на окружности радиусом, меньшим

1691143 внешнего радиуса колеса на значение возможной максимальной его деформации, и поэтому не влияют на плавность хода транспортного средства, На бездорожье поперечные планки 1 переводят в горизонтальное положение (фиг. 1, 4 и 5), предварительно расфиксировав с проушинами 13. При этом диск 9 перемещают вдоль оси 2 во второе крайнее положение до упора в пальцы 11 и фиксируют с внутренней стороны пальцами 12. В таком положении диск 9 обеспечивает удержание планок в горизонтальном положении даже под нагрузкой. Благодаря внутреннему расположению диска 9 нагрузка, воспринимаемая планкой в контакте с опорной поверхностью, передается диском на верхние планки и уравновешивается ими. В таком уравновешивании опорной нагрузки принимает участие по меньшей мере половина поперечных планок, расположенных над горизонтальной диаметральной плоскостью колеса. Этим данное устройство отличается от известных с откидными планками, у которых опорная нагрузка полностью приходится на планки, находящиеся в-контакте с опорной поверхностью. Предлагаемое устройство поэтому отличается большей надежностью при прочих равных условиях, Кроме того, в соответствии с вторым вариантом конструкции (фиг. 8 и.9) поперечные планки HE искажают форму пятна voHTHYTB и характер взаимодействия самой шины колеса, поскольку боковые упорные реакции со стороны поперечных планок восприни5 маются ею только в верхней половине от диаметральной плоскости, не взаимодействующей с опорным основанием.

Формула изобретения

1. Уширитель колеса транспортного

10 средства, содержащий расположенный сбоку от колеса барабан, беговая поверхность которого образована планками. закрепленными одним концом к торцу барабана посредством цилиндрич ских шарниров с

15 возможностью складывания к оси колеса, при этом планки снабжены упорами, ограничивающими их поворот во внешние стороны, и фиксирующим устройством для предотвращения складывания в рабочем

20 положении, отличающийся тем, ч о, с целью уменьшения габарита в нерабочем положении, фиксирующее устройство выполнено в виде диска, установленного внутри барабана у других концов планок, и

25 смонтировано с возможностью перемещения к упомянутому торцу барабана.

2. Уширитель по и. 1, о т л и ч а о щ и йс я тем, что, с целью повышения равномерности распределения опорных давлений, 30 поры выполнены на сторонах планок, обращенных с боковой поверхности колеса.

1691143

16911 13

16 1143

Фоp.9

1691143

Составитель Т. Попова

Техред М.Моргентал Корректор A. Осауленко

t åäàêTGð Н, Швыдкая

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3894 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5