Протектор пневматической шины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к шинной промышленности , к конструкции проектора пневматической шины. Цель - повышение ресурса шин по износу путем более эффективного использования изнашиваемой части протектора. Поставленная цель достигается тем, что высота выступов 5 по центру беговой дорожки в 1,1 -1,4 раза бол ьше высоты по краям рисунка. При этом по центру протектора 1 симметрично на окружном участке шириной 0,3-0,6 от ширины беговой дорожки выступы рисунка имеют постоянную высоту, а соотношение коэффициентов формы выступов на крайних и центральном участках составляет 0,9-1,1. 3 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю В 60 С 11/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4746145/11 (22) 17.09.89 (46) 15,11.91. Бюл. № 42 (71) Научно-исследовательский . институт шинной промышленности (72) Л.Д. Слюдиков, И.С. Кутасов, Л.P. Гальперин, В.Н. Пращикин и Г.Я. Власов (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 442200448844, кл. В 60 С 11/00, 1972. (54) ПРОТЕКТОР ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ (57) Изобретение относится к шинной промышленности, к конструкция проектора. 5U„„1691147 А1 пневматической шины. Цель — повышение ресурса шин по износу путем более эффективного использования изнашиваемой части протектора. Поставленная цель достигается тем, что высота выступов 5 по центру беговой дорожки в 1,1 — 1,4 раза больше высоты по краям рисунка. При этом по центру протектора 1 симметрично на окружном участке шириной 0,3 — 0,6 от ширины беговой дорожки выступы рисунка имеют постоянную высоту, а соотношение коэффициентов формы выступов на крайних и центральном участках составляет
0,9 — 1,1. 3 ил„1 табл, 1691147
Изобретение относится к шинной промышленности и может быть использовано при разработке новых конструкций шин, прежде всего для грузовых автомобилей и автобусов, не имеющих узкой специализации и применяемых в разнообразных условиях эксплуатации.
Известны пневматические шины, содержащие протектор с симметричным рисунком, имеющим разделенные канавками, выступы. В центральной части беговой до, рожки выступы расположены чаще, а по краям — реже; Высота выступов одинаковая по всей ширине беговой дорожки. Такие рисунки обеспечивают достаточное сцепление на различных дорогах (их называют универсальные), но выступы в центральной части изнашиваются быстрее, чем по краям Gеговой дорожки и этим лимитируют пробег до полного износа, так как шины с изношенной центральной частью непригодны для дальнейшей эксплуатации. Такая неравномерность износа, как показывают данные наблюдений, возникает на шинах, профиль которых имеет соотношение высоты к ширине 0,9 — 1,05.
Наиболее близкой по технической сущности является шина, в которой для повышения ее пробега до полного износа рисунка протектора предложено выступы рисунка по центру беговой дорожки делать выше в 1,1 — 1,4 раза, чем по краям.
Экспериментальная проверка этого предложения показала, что оно повышает пробег шины до полного износа, однако при этом возрастает интенсивность износа выступов по центру, что снижает эффективность использования резины протектора, а крайние выступы к моменту износа центральной части изнашиваются не полностью, Целью изобретения является повышение долговечности шины путем более эффективного использования изнашиваемой части протектора, Эта цель достигается на шинах, профиль которых имеет соотношение высоты к ширине 0,9 — 1,05 с симметричным рисунком протектора, имеющим разделенные канавками выступы, из которых ни один не выступает относительно рабочей поверхности беговой дорожки. Высота выступов по центру беговой дороги равна 0,05 — 0,1 от высоты профиля шины и в 1,1 — 1,4 раза больше высоты по краям рисунка. Твердость резины выступов, как правило, составляет 60-65 единиц по Шору.
При этом по центру протектора симметрично на окружном участке шириной 0,3-0,6 от ширины беговой дорожки выступы рисунка имеют постоянную высоту/, а соотноше
50 ние коэффициентов формы выступов на крайних и центральных участках составляет 0,9-1,1.
Предлагаемая конструкция обеспечивает эффективное изнашивание рисунка протектора за счет сочетания значений его параметров: высоты выступов, размеров центрального и крайних участков беговой дорожки, коэффициента формы, Коэффициент формы определяется отношением рабочей и боковой поверхностей выступа.
Для обеспечения высокой изностойкости коэффициент формы выступов на центральном участке следует принимать близким к 1 и не ниже 0,7.
При этом соотношение размеров выступов на центральном и крайнем участках выбирается таким, чтобы неравномерность износа компенсировалась различной высотой рисунка протектора, Это условие можно выразить соотношением величин коэффициентов формы выступов на центральном и крайнем участках: оно должно лежать в пределах 0,9 — 1,1, Исследования показали, что принижение указанного интервала приводит к неполному износу крайних выступов при износе центральных, При больших значениях крайние выступы изнашиваются раньше центральных. Соблюдение указанных пределов обеспечивает изнашивания крайних выступов практически Одновременно с центральными при высокой износостойкости протектора.
При этом обеспечивается достаточное сцепление с сухой и мокрой дорогой, так как некоторое снижение показателей сцепления центрального участка с более крупными выступами компенсируется соответствующим улучшением этих показателей на крайних участках.
Пределы изменения указанных параметров выбраны обоснованно путем анали.за и обобщения экспериментальных данных (см, график на фиг, 1).
На графике представлены зависимости пробега шины до полного износа от ширины центрального. участка беговой дорожки с увеличенной высотой выступов. Износостойкость шины-аналога принята за 100% (горизонтальная пунктирная линия), Различные кривые соответствуют разным значениям коэффициента формы выступов
К центральной или крайней части беговой
55 дорожки шины.
Из анализа представленных зависимостей можно заключить следующее.
Если центральная часть беговой дорожки с большей высотой выступов составляет менее 0,3 от всей ширины беговой дорожки, 1691147
8лняние конструкции протектора грузоъык иин на ресурс по износу
Высота выступов рисунка протектора, >е>! аа центру па краю
)(озффициент форны> по центру. ло Краю
Соотновение козффнциентав формы
Интенсивность износа, мм/тыс.км> по центру по краю
Ресурс па наносу, тыс. км
Оставваяся высота крайним выступов при полном износе центральным, мм
)(азффнциент сцеплевня с мокрой дорогой
24
18
I4
0 ° 85
0,85
0>6
0,6
0>5
0,6
1 ° 0
0,8
0>833
i>0
1,О
1,25
0,14
0>11
0,1
0> 085
0,13
О,!1
0 ° 090
О, 085
140
166
150
170
3,5
О ° 43
0,43
0,42
0>42 то увеличение высоты выступов незначительно повышает пробег шины до полного износа рисунка — повышение ширины центральной части свыше 0,6 также незначительно повышает пробег шины до полного 5 износа рисунка, но увеличивает массив резины, не изношенной по крайним выступам рисунка протектора. Наибольший прирост износостойкости шины достигается, если центральная часть беговой дорожки с боль- 10 шей высотой выступов составляет 0,3 — 0,6 от всей ширины беговой дорожки. Наиболее эффективное с точки зрения полного ресурса соотношение коэффициента формы г)о центру и играю беговой дорожки соответст- 15 вует интервалу 0,9 — 1,1; при значениях соотношения, не входящих в указанный интервал, полный ресурс по износу падает: при КЦ 1,1 Ккр падает за счет повышения износа по краю; при КЦ 0,9 Ккр — за счет 20 повышения износа по центру.
На фиг, 2 представлена схема возможной реализации изобретения; на фиг. 3— рисунок протектора.
На фиг. 2 и 3 приняты следующие обоз- 25 начения:
1 — протектор;
2 — брекер и каркас;
3 — канавки по центру рисунка;
4 — канавки по краю рисунка; 30
5 — выступы по центру рисунка:
6 и 7 — выступы по краю рисунка.
Размеры выступов и канавок приняты в диапазоне реальных значений, по центру выступы имеют длину 120 мм, ширину 41,1 35 мм, по краю: длину 47,6 и ширину 47,6 мм, высота рисунка по центру 18 мм, по краю 14 мм. Такие соотношения размеров выступов обеспечивают коэффициент формы по центру 0,85; коэффициент формы по краю 0,8,3: соотношение коэффициентов формы 1,0, Такое сочетание размеров выступов и их высот обеспечивает высокую износостойкость рисунка протектора и его равномерный выход по износу.
В таблице представлены данные, позволяющие оценить эффективность предлагае мой конструкции протектора; следует отметить, что более высокий, чем у аналога ресурс по износу достигается при существенно (на 25 ) меньшей высоте рисунка по центру. Это обеспечивает такие дополнительные преимущества, как снижение массы и сопротивления качению.
Экономический эффект от использования изобретения составляет 15-20 рублей на одну шину для грузового автомобиля за счет повышения ресурса, снижения расхода топлива автомобилем и расхода материалов.
Формула изобретения
Протектор пневматической шины, профиль которой имеет соотношение высоты к ширине 0,90 — 1,05, содержащий беговую поверхность с симметричным рисунком, имеющим разделенные канавками выступы, высоту выступов по центру беговой дорожки, равную 0,05 — 0,1 от высоты профиля шины и 1,1 — 1,4 от их высоты по ее краям., отличающийся тем,что,с целью повышения долговечности шины путем более эффективного использования изнашиваемой части протектора, на окружном участке шириной 0,3 — 0,6 от ширины беговой дорожки выступы рисунка имеют постоянную высоту, а соотношение коэффициентов формы выступов на крайних и центральных участках составляет 0,9 — 1.1.
1691147
РРКас nv азотасy
778
77$ т
708
О5
97
0.ф а — Dwonoe — з !
07 Ог Л " 08 03™е;. Р7г7-И-7,77г р 7г9 7 r p, 7 - /с 7 0 8
Фиг 7
00 g7 08 0 70
Рмнасусаепьная щорса уиаспта с 5альшей 5ысатаи
Ои сунула пра пекгпара
Составитель Н. Николаева
Техред MМоргентал Корректор Т. Малец
Редактор Н. Швыдкая
Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3895 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5