Устройство для управления электроприводом транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электропривода транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности и маневренности . Устройство для управления электроприводом транспортного средства содержит блоки 13, 14 управления тяговыми двигателями, аналоговые входы которых подключены к выходам сумматоров 19 и 20, а релейные входы - к выходам пороговых элементов 23 и 24, подключенных входами к выходам сумматоров 19 и 20, одни из входов которых соединены с движком потенциометра 7, а другие входы связаны с движком потенциометра 8, причем потенциометры 7 и 8 механически связаны с осями 2 и 5 управляющего рычага 1. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„80„„1691168
А1 (51)5 В 60 1 15/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
rI0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР ф гзър1г n))p уу
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
9 1О
Прадам (2I) 4730496/11 (22) 21.08.89 . (46) 15.1!.91. Бюл. № 42 (75) Б. С. Бройдо (53) 62! .335.2 (088.8) (56) Патент ФРГ № 2621285, кл. В 60 L !5/04, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области электропривода транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности и ма2 невренности. Устройство для управления электроприводом транспортного средства содержит блоки 13, 14 управления тяговыми двигателями, аналоговые входы которых подключены к выходам сумматоров 19 и 20, а релейные входы — к выходам пороговых элементов 23 и 24, подключенных входами к выходам сумматоров 19 и 20, одни из входов которых соединены с движком потенциометра 7, а другие входы связаны с движком потенциометра 8, причем потенциометры 7 и 8 механически связаны с осями 2 и 5 управляющего рычага 1. 1 ил.
169
Изобретение относится к электроприводу транспортных средств и может быть использовано в системах управления инвалидными колясками.
Цель изобретения — повышение надежности и маневренности.
На чертеже показана блок-схема для управления электроприводом транспортного средства устройства.
Устройство содержит управляющий ры чаг l, укрепленный на оси 2, которая поме,,щена в подшипник 3 скобы 4. Ось 5 скобы 4 .перпендикулярна оси 2, установленной в., подшипниках 6, укрепленных на корпусе транспортного средства. На скобе 4 укреплен потенциометр 7, движок которого механически сочленен с осью 2, а на корпусе транспортного средства — потенциометр 8, движок которого механически сочленен с осью 5.
Ведущие колеса 9 (левое) и 10 (правое) устройства соединены с осями двигателей 11 и 12, которые подключены к выходам блоКоВ l3 и 14 управления, связанных с акку муляторной батареей 15 с выводом 16 от
iсредней точки. Аналоговые входы 17 и 18 блоков 13 и 14 управления соединены с выходами сумматоров 19 и 20, а релейные входы 21 и 22 — с выходами пороговых элементов 23 и 24, подключенных входами к выходам сумматоров 19 и 20.
Движок потенциометра 7 подключен к одним из входов сумматоров 19 и 20, а движок потенциометра 8 — к другому входу сумматора 19 и входу инвертора 25, с выходом которого соединен другой вход сумматора 20. Оба потенциометра запитаны дву, полярным (относительно средней точки с выводом 16 аккумуляторной батареи 15) напряжением постоянного тока.
Блоки 13 и 14 управления обеспечивают
1 вращение двигателя «Вперед» при положительном сигнале на входах 21 и 22 и «Назад» вЂ” при отрицательном сигнале вне зависимости от знака сигнала на входах 17 и 18. Потенциометры 7 и 8 являются задатчиками соответственно направления движения и поворота.
Устройство работает следующим образом.
При среднем положении рукоятки 1 напряжение на движках потенциометров 7 и 8 равны нулю. Соответственно скорость двигателей 11 и 12 также равна нулю. При перемещении рукоятки вперед (назад) на одни из входов сумматоров 19 и 20 поступают одинаковые сигналы. Если этот сигнал превышает величину, заданную зоной нечувствительности пороговых элементов 23 и 24, то на входы 21 и 22 поступают положительные (отрицательные) релейные сигналы, что вызывает вращение левого и правого двигателей в направлении вперед (назад) с одинаковой скоростью.
Если управляющая рукоятка повернута в положение вправо (влево) при нулевом
1168
4 положении потенциометра 7, то на другой вход сумматора 19 поступает положительный (отрицательный) сигнал, а на другой вход сумматора 20 — отрицательный (положительный) сигнал. Соответственно левый
5 двигатель начинает вращаться в направлении вперед (назад), правый — в направлении назад (вперед), что вызывает поворот транспортного средства на месте в направлении вправо (влево).
1р Если управляющий рычаг 1 установлен в положение «Вперед-вправо», то на одни из входов сумматоров 19 и 20 поступают положительные сигналы, на другой вход сумматора 19 — положительный сигнал, а на другой вход сумматора 20 — отрицательный сигнал. В результате левый двигатель ускоряется в направлении «Вперед», а правый замедляется в направлении «Вперед». В результате транспортное средство движется в направлении вперед-вправо.
20 Если рычаг поставлен в положение «Назад-вправо», то-на одни из входов от потенциометра 7 поступают отрицательные сигналы, на другой вход от потенциометра— положительный сигнал, а на другой вход сумматора 20 — отрицательный сигнал. Следовательно, правый двигатель ускоряется, а левый замедляется в направлении «Назад» и транспортное средство начнет двигаться
«Назад-налево». Аналогично, при положении рычага «Назад-влево» транспортное
30 средство начинает двигаться «Назад-вперед».
Таким образом, мнемонически направление разворота передней части транспортного средства всегда совпадает с положением з5 «Влево» или «Вправо» управляющего рычага.
Введение указанных элементов придает объекту разработки новые положительные качества — упрощение кинематической схемы управляющего рычага, уменьшение коли4О чества коммутирующей аппаратуры и повышение маневренности транспортного средства.
Формула .изобретения
Устройство для управления электроприводом транспортного средства, содержащее блоки управления тяговыми двигателями ведущих колес транспортного средства, аналоговый и релейный входы каждого из которых связаны с выходами соответственно
5р задатчиков поворота и направления движения, и управляющий рычаг, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и маневренности, оно снабжено двумя пороговыми элементами, двумя сумматорами и инвертором, упоавляющий рычаг выполнен
55 с возможностью вращения двух взаимно перпендикулярных осей, с каждой из которых механически связаны соответственно задатчики направления движения и поворота, подключенные выходами соответственно
1691 к одним из входов сумматоров и входу инвертора и другому входу первого сумматора, причем другой вход второго сумматора соединен с выходом инвертора, а выходы сумl68
6 маторов — с аналоговыми входами блоков управления и входами пороговых элементов, к выходам которых подключены релейные входы блоков управления.
Составитель H. Кецарис
Редактор С. Лисина Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай
Заказ 3896 Тираж Поди и с ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москв а, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !О1