Устройство для контроля движения транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам контроля движения транспортных средств и может быть использовано в системах централизованного контроля движения подвижных единиц маршрутизированного транспорта. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Устройство содержит маршрутные датчики, центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и транспортное средство (ТС), включающее в себя коммутатор , блок синхронизации, блок приема и передачи информации, формирователь сигнала запуска, трехканальный приемопередатчик , блок управления, цифроаналоговый преобразователь, датчик пройденного пути, кодер, телефон, датчики тангенты и трубкодержателя, индикатор отклонений от графика и блок ввода информации. ЦДП осуществляет контроль местоположения т ранспортных средств на марштуре, поочередно посылая по первому каналу в эфир кодог-- раммы, каждая из которых содержит стартовую посылку, код номера ТС, отклонение от графика и команду вызова на речевую связь. В ответ транспортное средство либо передает по первому каналу ответную кодограмму, содержащую код маркера, код местоположения и команду вызова на речевую связь, либо принимает по третьему каналу кодограмму от одного из маршрутных датчиков, в зоне действия которого оно находится . В случае приема транспортным средством команды вызова на речевую связь на ТС срабатывает звуковая сигнализация и водитель ведет переговоры с диспетчером по телефону по второму каналу приемопередачи. Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность устройства за счет использования на транспортном средстве трехканального приемопередатчика и введения блока, осуществляющего как прием, так и передачу информации. 3 ил. со с о о ел со ел

союз советскйх

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ!УБЛИК. Й2 » 1695352 А1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ=Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4655708/24 (22) 27.02.89 (46) 30.11.91. Бюл. ¹ 44 (71) Воронежский политехнический институт и Воронежское трамвайно-троллейбусное управление (72) Е.M.Àðíàóòîâà, Е.А.Кожухов, С.A.Курачев, В.М,Люханов, В.Г,Малхов и В,А, Сурин (53) 621.398 {088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1538178, кл. G 08 G 1/123, 1987. (54),УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЪ|Х СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к средствам контроля движения транспортных средств и может быть использовано в системах централизованного контроля движения подвижных единиц маршрутизированного транспорта. Цель изобретения — повышение надежности устройства. Устройство содержит маршрутные датчики, центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и транспортное средство (TC), включающее в себя коммутатор, блок синхронизации, блок приема и передачи информации, формирователь сигнала запуска, трехканальный приемопередатчик, блок управления, цифроаналоговый преобразователь, датчик пройденного

Изобретение относится к технике контроля движения транспортных средств и может быть использовано в системах централизованного контроля движения подвижных единиц маршрутизированного транспорта.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

На фиг, 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 — функциональная схема пути, кодер. телефон, датчики тангенты и трубкодержателя, индикатор отклонений ат графика и блок ввода информации, ЦДП осуществляет контроль местоположения транспортных средств на марштуре, поочередно посылая по первому каналу в эфир кодограммы, каждая иэ которых содержит стартовую посылку, код номера ТС, отклонение от графика и команду вызова на речевую связь. В ответ транспортное средство либо передает по первому каналу ответную кодограмму, содержащу!о код маркера, код местоположения и команду вызова на речевую связь, либо принимает по третьему каналу кодограмму от одного из маршрутных датчиков, в зоне действия которого оно находится. В случае приема транспортным средством команды вызова на речеву!о связь на ТС срабатывает звуковая сигнализация и водитель ведет переговоры с диспетчером по телефону по второму каналу приемопередачи. Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность устройства за счет использования на транспортном средстве трехканального приемопередатчика и введения блока, осуществляющего как прием, так и передачу информации. 3 ил. блока приема и передачи информации; на фиг. 3 — временные диаграммы режимов работы устройства, Устройство содержит маршрутные датчики 1, центральный диспетчерский пункт (ЦДП) 2 и транспортное средство (ТС) 3, на котором установлены коммутатор 4, блок 5 синхронизации, блок 6 приема и передачи информации, формирователь 7 сигнала запуска, трехканальный приемопередатчик 8, 1695352

45

50 блок 9 управления, цифроаналоговый преобразователь 10, датчик 11 пройденного пути, кодер 12, телефон 13, датчик 14 тангенты, датчик 15 трубкодержателя, индикатор 16 отклонений от графика и блок 17 ввода информации.

Блок 6 приема и передачи информации включает регистры 18 и 19 сдвига, буферные регистры 20 и 21, триггеры?2 — 24, инверторы 25 и 26, элементы И 27 — 29, элементы

И вЂ” НЕ 30 и 31, элемент ИЛИ 32, элемент

ИЛ И вЂ” Н Е 33. группу элементов И СКЛ ЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 34, элемент ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ

ИЛИ 35, одновибратор 36, формирователь

37 сигнала .начальной установки, переключатель 38 и задающий резистор 39.

Устройство работает следующим образом, Контроль местоположения транспортных средств на маршруте и обмен с ними информацией осуществляет ЦДП, который производит поочередный опрос всех ТС в режиме "Запрос — ответ". При этом аппаратура ЦДП находится в режиме, передачи информации на первом канале приемопередатчика и поочередно посылает в эфир кодограммы, Кь Aj, 6 каждая из KQTopblx содержит стартовую посылку, где — порядковый номер ТС.в циклезanðîñà;

N — код номера TC; h,— отклонение от графика; 6 — команда вызова на речевую связь.

Приемопередатчик 8 аппаратуры ТС в зависимости от сигналов, поступающих от блоков 6 и 9, может находиться в режиме приема или передачи по первому, второму или третьему каналу согласно таблице.

При включении питания ТС формирователь 37 блока 6 устанавливает триггер 23 в состояние "1" и сигнал с его инверсного выхода поступает на вход 4 блока 8, обеспечивая работу приемопередатчика в режиме и риема кодограммы ЦДП по первому каналу. Принятая приемопередатчиком кодограмма через коммутатор 4 поступает на вход блока 5, в котором осуществляется преобразование входного сигнала в двоичный последовательный код, прием стартового сигнала и формирование сигнала разрешения на запись информации в регистр 18 сдвига блока 6. После дешифрации стартовой посылки в блоке 5 начинается подсчет количества бит информации, содержащихся в кодограмме, и по окончании кодограммы на входе 3 блока 6 появляется сигнал разрешения перезаписи данных из регистра 18 в буферный регистр 20 при условии сравнения номера ТС, заданного переключателем 38, с кодом номера ТС в кодограмме. Сравнение номеров производится на группе элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 34, первые входы которых подключены к выходам регистра 18, а вторые при помощи переключэтеля 38 подключаются к шине положительного или нулевого потенциала в зависимости от номера, заданного транспортному средству.

При равенстве заданного и принимаемого номеров на выходе элемента ИЛИ 32 появляется сигнал, разрешающий элементу

ИЛИ вЂ” НЕ 33 формирование импульса перезаписи информации из регистра 18 в буферный регистр 20 при поступлении сигнала на вход 3 от блока 5 синхронизации, В результате этого информация об отклонении от графика (Ь) через цифроаналоговый преобразователь 10 поступает на индикатор 16, а информация о вызове на речевую связь (6)— в блок 9 управления. Одновременно сигналом с выхода 4 блока 6 запускается формирователь 7, который обеспечивает передачу ответной кодограммы.

Если сравнения заданного и принятого номеров ТС не произошло, то сигнал на выходе элемента ИЛИ 32 запрещает перезапись информации в регистр 20 и разрешает элементу И 29 формирование импульса сброса триггера 23 в состояние "0" по й-входу, При этом приемопередатчик 8 переходит в режим приема по третьему каналу и запускается одновибратор 36, выдержка времени которого больше или равна длительности передачи ответной кодограммы ТС, Если в это время транспортное средство находится в зоне действия одного из маршрутных датчиков 1, то на выходе блока 5 появляется кодограмма маршрутного датчика, Так же, как и при приеме кодограммы ЦДП, осущесгвляется проверка стартовой посылки и после дешифрации старта принимаемая информация при помощи элементов 19, 22, 24, 25, 27, 30 и 35 проверяется на парафазность. При этом в регистр 19 сдвига заносятся нечетные биты кодограммы маршрутного датчика, которые на элементе ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 35 сравниваются с последующими четными битами, и если триггер 24 после окончания проверки находится в состоянии

"1", то через элемент И вЂ” HE 31 импульс, поступающий на второй вход от блока 5, производит перезапись нечетных бит кодограммы из регистра 19 в буферный регистр 20, После окончания выдержки времени сигнал с выхода одновибратора 36 устанавливает в состояние "1" триггер 23, который, в свою очередь, устанавливает в состояние "1" триггеры 22 и 24, т.е. аппаратура ТС переходит в режим приема кодограммы ЦДП по первому каналу.

1695352

35

45

55

После приема ответной кодограммы ТС на ЦДП происходит определение местоположения соответст вующего транспортного средства на маршруте и фиксация текущего времени при обмене информацией. Отклонение от графика определяется как разность фактического времени пребывания ТС в точке маршрута и планового времени. Получен н ое зн ачен ие отклонения передается на ТС в следующем сеансе передачи информации, где оно отображается на индикаторе 16.

Для речевой связи диспетчера с водителем на ЦДП формируется команда вызова, при приеме которой включается звуковая сигнализация, если сигналы от датчиков 14 и 15 соответствуют опущенному положению телефонной трубки телефона 13, После сеанса связи, которая осуществляется по второму каналу приемопередатчика 8, водитель опускает телефонную трубку, а диспетчер формирует команду сброса. Если инициатором речевой связи является водитель, то он посылает команду вызова на

ЦДП с помощью блока 17 ввода информации, и диспетчер после приема запроса на связь вызывает соответствующее транспортное средства, Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность устройства за счет использования на транспортном средстве трехканального приемопередатчика и введения блока, осуществляющего как прием, так и передачу информации.

Формула изобретения

1. Устройство для контроля движения транспортных средств, содержащее маршрутные датчики, центральный диспетчерский пункт, транспортное средство, на котором установлены коммутатор, блок синхронизации, формирователь сигнала запуска, приемопередатчик, блок управления, цифроаналоговый преобразователь, датчик пройденного пути, кодер, телефон, датчик тангенты и датчик трубкодержателя, индикатор отклонения от графика и блок ввода информации, входы и выходы приемопередатчика через радиоканалы соединены с входами и выходами приемопередатчиков центрального диспетчерского пункта и маршрутных датчиков, выход приемопередатчика и его первый вход подключены соответственно к первому входу и первому выходу коммутатора, второй вход которого соединен с выходом кодера, второй выход — с входом блока синхронизации, третий выход и третий вход подключены к телефонной трубке телефона, а четвертый вход объединен с вторым входом приемопередатчика и подключен к первому выходу блока управления, второй выход которого соединен с третьим входом приемопередатчика, первый вход — с датчиком тангенты, второй вход — с датчиком трубкодержателя, третий вход обьединен с входом кодера и подключен к выходу формирователя сигнала запуска, выходы датчика пройденного пути и блока ввода информации подключены соответственно к входам первой и второй групп кодера, а выход цифроаналогового преобразователя соединен с входом индикатора отклонения от графика, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, на транспортном средстве введен блок приема и передачи информации, приемопередатчик выполнен трехканальным, первый — четвертый входы блока приема и передачи информации соединены с соответствующими выходами блока синхронизации, первый выход блока приема и передачи информации подключен к четвертому входу приемопередатчика, второй выход - к четвертому входу блока управления, третий выход — к входу датчика пройденного пути, четвертый выход — к входу формирователя сигнала запуска, выходы первой и второй групп блока приема и передачи информации соединены соответственно с входами цифроаналогового преобразователя и третьей группы кодера, 2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блок приема и передачи информации содержит регистры сдвига, буферные регистры, триггеры, инверторы, элементы

И, элементы И вЂ” НЕ, элемент ИЛИ, элемент

ИЛИ вЂ” НЕ, элементы ИСКЛiGЧАЮЩЕЕ ИЛИ, одновибратор, формирователь сигнала начальной установки, переключа "ель и зада«ощий резистор, тактовый вход первого регистра сдвига соединен через первый инвертор с тактовым входом первого триггера, первыми входами первых элементов

И вЂ” НЕ и И и является первым входом блока, первый вход второго элемента И вЂ” НЕ является. вторым входом блока, выход которого соединен с тактовым входом второго буферного регистра и является третьим выходом блока, первый вход второго элемента И является третьим входом блока, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И и через второй инвертор с первым входом элемента ИЛИ вЂ” НЕ, выход которого подключен к тактовому sxoду первого буферного регистра и является четвертым выходом блока, информационны.:: входы первого и второго регистров сдвига и первый вход элемента VICGltOЧАЮЩЕЕ ИЛИ объединены и являются четвер1695352 тым входом блока, выход элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ подключен к второму входу первого элемента И, выход первого регистра сдвига соединен с информационным входом первого буферного регистра, выход которого является вторым выходом блока, выходы первой группы первого регистра сдвига соединены с входами группы пер, вого буферного регистра, выходы группы которого являются выходами первой группы блока, каждый выход второй группы выходов первого регистра сдвига подключен к первому входу одноименного элемента в группе элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выход каждого из которых соединен с соответствующим входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с вторыми входами элемента ИЛИ-НЕ и третьего элемента И, выход последнего соединен с входом установки в нулевое состояние второго тригге° ра; прямой выход которого соединен с установочными входами! первого и третьего триггеров и вторым входом второго элемента И и через одновибратор со своим первым установочным входом, а инвер,сный выход подключен к второму входу второго элемента И вЂ” НЕ и является пер. вым выходом блока, выход второго регистра сдвига соединен с вторым входом элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ и входом второго буферного регистра, а выходы группы — c входами группы второго буферного регистра, выходы которого являются выхо5 дами второй группы блока, прямой выход первого триггера соединен с вторым входом первого элемента И вЂ” НЕ, выход которого подключен к тактовому входу второго регистра сдвига, инверсный выход перво10 го триггера соединен со своим входом и третьим входом первого элемента И, выход которого соединен с входом установки в нулевое состояние третьего триггера, выход которого подключен к третьему входу

15 второго элемента И-HF, первo é вывод задающего резистора соединен с положительной клеммой источника питания, а второй -- с первыми неподвижными контактами переключателя, подвижные контакты

20 которого соединены с вторыми входами соответствующих элементов группы элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, вторые неподвижные контакты переключателя объединены шиной нулевого потенциала, к ко25 торой подключен и вход установки в нулевое состояние первого триггера, а второй установочный вход второго триггера подключен к выходу формирователя сигнала начальной установки, 1695352

1695352

1695352! ! I

ClNl I !

®оуающ л а;о ружол -, <«<+ l I I, Р аащР I g CP g И И « Pl 1IO i М

I I

P8N4el радогеэ,роав вл еоь, © < l

Х c — XOg Яруу,, др руйлЖО МЮЫ -МЮРЕЙ

Составитель В. Демин

Техред М.Моргентал Корректор В. Гирняк

Редактор А. Огар

Заказ 4165 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101