Маломощный высокоскоростной электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования однофазных коллекторных электродвигателей. Цель изобретения - улучшение коэффициента мощности и регулировочных свойств электропривода. Электропривод содержит электродвигатель 1, подключенный к источнику 2 однофазного переменного тока через противопараллельно включенные тиристоры 4, 5. Входы блока 6 фазового управления соединены с пусковым контактом 7 и датчиком 8 скорости. Вход генератора 12 импульсов соединен с пусковым контактом 7. В данном электроприводе за счет применения конденсатора 9 и тиристоров 10, 11 обеспечивается плавное включение электродвигателя 1. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 Р 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4781001/07 . (22) t0.01.90 (46) 23.12.91 Бюл. М 47 (71) Рижский политехнический институт и
Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Э,А.Бренцис, У.Я.Лейманис, И.Я.Силиневич, В.Я.Узарс и В.П.Феоктистов (53) 621.316,718,5 (088.8) (56) Патент ФРГ
ЬЬ 3022434, кл. Н 02 P 5/40, 1985. (54) МАЛОМОЩНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулиро.Ьи 17ОО73З А1 вания однофазных коллекторных электродвигателей. Цель изобретения — улучшение коэффициента мощности и регулировочных свойств электропривода. Электропривод содержит электродвигатель 1, подключенный к источнику 2 однофазного переменного тока через противопараллельно включенные тиристоры 4, 5. Входы блока 6 фазового управления соединены с пусковым контактом 7 и датчиком 8 скорости.
Вход генератора 12 импульсов соединен с пусковым контактом 7. В данном электроприводе за счет применения конденсатора
9 и тиристоров 10, 11 обеспечивается плавное включение электродвигателя 1. 3 ил.
1700733
Изобретение относится к электротехни- холостого хода, т.е. для работы двигателя 1 ке и может быть использовано в электро- без нагрузки. приводах с однофазными коллекторами С задержкой 7=1,5 — 2,5 с по отношению двигателя пе еменн к замыканию контакта 7 включается блок 6, Целью изобретения является улучше- 5 он начинает генерировать импульсы для эффициента мощности и регулиро- включения тиристоров 4 и 5 с постепенным
1 0 о вочных свойств электропривода. уменьшением угла включения а со 8 до
На фиг. 1 показана принципиальная Оо. Нафиг.3показанадиаграммаимпульсов схема привода; на фиг. 2 — диаграмма рабо- и напряжений для a=75О. При этом в начальты блоков управления; на фиг. 3 — диаграм- 10 ной части полупериода тиристоры 4 и 5 зама работы тиристоров и форма напряжения крыты и питание электродвигателя 1 на двигателе. осуществляется через конденсатор 9 и
Электропривод содержит однофазный включенный тиристор10(вследующем полколлекторный электродвигатель 1 перемен- упериоде — тиристор 11 и т.д,). При этом к ного тока. с якорной обмоткой и,обмоткой 15 электродвигателю. сначала приложена сумвозбуждения, подключенный к источнику 2 ма напряжений источника 2 и конденсатора однофазного переменного тока через разь- 9, т.е. емное соединение 3 и противопараллельно U t(t)= U2+U9, (1) включенные тиристоры 4 и 5. Последние апослевключениятиристоров4и5-полное снабжены блоком 6 фазового управления, 20 напряжение источника Uz„т.е, вход которого соединен с пусковым контак- <(t)=Us. (2) том 7 и с датчиком 8 скорости, который При этом следует иметь в виду, что в находится на валу электродвигателя 1. Вал формуле(1) величина 0э быстро меняет знак электродвигателя 1 соединен также с рабо- на обратный и далее она вычитается из на25 пряжения источника 2, так что Ui(t) имеет
Параллельно тиристорам 4 и 5 включена сложную форму (фиг.3). После включения тицепочка, состоящая из последовательно со- ристор 4 или 5 ток через конденсатор 9 преединенных конденсатора 9 и противопарал- кращается, тиристор 10 или 11 выключается лельно включенных тиристоров 10 и 11, и конденсатор 9 сохраняет заряд до начала управляющие входы которых соединены с 30 следующего полупериода, когдаэтонапряжегенератором 12 импульсов. Вход этого гене- ние Ug-o приложено к электродвигателю сраратора подклю ген к пусковому контакту 7. зу после включения тиристора 11.
Вместо каждой пары тиристоров 4, 5 и Таким образом, при фазовом регулиро10, 11 можно использовать один симметрич- вании с углом а напряжение на электроный тиристор (симистор) — от этого работа 35 двигателе 1 равно электропривода не меняется, Электропривод работает следующим о разом. б где U2 — напряжение источника 2 (обычно
В исходном состоянии контакт 7 разо- 220 В); мкнут, напряжение от источника управле- 40 hU — добавка напряжения, зависящая ния не поступает на блоки 6 и 12, так что эти от величины конденсатора 9 и обычно приблоки не генерируют импульсы управления нимаемая на уровне (0,1-0,15)0 .
° для тиристоров 4, 5 и 10, 11, так что эти В предлагаемом электроприводе за счет тиристоры выключены. При этом напряже- применения конденсатора9итиристоров10и ние источника 2 не поступает на электро- 45 11 с блоком управления обеспечивается двигатель 1. плавное включение электродвигателя 1 и
При замыкании пускового контакта 7 достигается улучшение коэффициента мощ(фиг. 2) сначала происходит включение гене- ности со стороны питающей сети. ратора 12, который начинает генерировать Формула изобретения импульсы для включения тиристоров 10 и 11 50 Маломощный высокоскоростной электв начале каждого полупериода. В реэульта- ропривод, содержащий однофазный колте электродвигатель 1 оказывается подклю- лекторный электродвигатель переменного чен к источнику 2 через конденсатор 9. тока, якорная обмотка которого через блок
Емкость последнег0 выбрана так, что к элек- встречно-параллельно соединенных тиритродвигателю 1 приложено 10-15P напря- 55 сторов с узлом фазового регулирования жения источника 2, При таком напряжении подключена к клемме, предназначенной для электродвигатель 1 вращается с небольшой подключения к источнику однофазного пескоростью п, что может быть использовано ременного тока, датчик скорости электрокак первая пусковая ступень и как ступень двигателя и пусковой контакт, соединенные
1700733 фиг.2 с входом узла фазового регулирования, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью улучшения коэффициента мощности и регулировочных свойств электропривода, в него введены дополнительный блок встречно-параллельных тиристоров с генератором управляющих импульсов и конденсатор, соединенные в последовательную цепочку, которая подключена параллельно основному блоку встречно-параллельно соединенных тири5 сторов, а вход генератора управляющих импульсов подключен к пусковому контакту.
1700733 фиг.З
Редактор Н,Бобкова
Заказ 4476 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета оо изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/8
eg
ruR
Ю
Составитель М.Кряктунова
Техред М.Моргентал Корректор H.Påâñêàÿ
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород„ул,Гагарина. 101