Соосная коробка передач для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов . Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки путем увеличения числа передач. В коробке передач на концентричных первичных валах 1 и 2 установлены ведомые диски сцепления 3 и 4. Первичный вал 1 выполнен в виде блока шестерен 5 и 6. На валу 2 жестко установлена шестерня 7 и свободно - шестерня 8, посредством элемента управления соединенная с валом 2 и посредством элемента управления 10 - с валом 11. Ведущие шестерни 5-8 входят в зацепление со свободно установленными на промежуточном валу 12 ведомыми шестернями 13-16. Двухпозиционный элемент управления соединяет шестерни 14 и 15. Посредством элемента управления 19 шестерня 15 соединяется с промежуточным валом 12, на котором жестко установлена ведущая шестерня 20 привода вала 11. Шестерня 21 вала 11 установлена свободно и посредством элемента управления 22 соединена с валом 11. Шестерни 23.24 заднего хода установлены на блоке шестерен 5,6 первичного вала 1 и элемента управления 17 и зацеплены между собой через промежуточную шестерню . 1 ил., 1 табл. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4756509/11 г (22) 09.11.89 (46) 23.01.92. Бюл. М 3 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В.Н.Шаколин, А,А.Платонов, В.И.Кочергин и И.М.Сосновская (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hh 1299842, кл. В 60 К 17/08, 1987. (54) СООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки путем увеличения числа передач, В коробке передач на концентричных первичных валах
1 и 2 установлены ведомые диски сцепления
3 и 4. Первичный вал 1 выполнен в виде
„„5U„„1706900 А1 блока шестерен 5 и 6. На валу 2 жестко установлена шестерня 7 и свободно — шестерня 8, посредством элемента управления соединенная с валом 2 и посредством элемента управления 10 — с валом 11. Ведущие шестерни 5-8 входят в зацепление со свободно установленными на промежуточном валу 12 ведомыми шестернями 13-16, Двухпозиционный элемент управления 17 соединяет шестерни 14 и 15. Посредством элемента управления 19 шестерня 15 соединяется с промежуточным валом 12, на котором жестко установлена ведущая шестерня
20 привода вала 11. Шестерня 21 вала 11 установлена свободно и посредством элемента управления 22 соединена с валом 11.
Шестерни 23,24 заднего хода установлены на блоке шестерен 5,6 первичного вала
1 и элемента управления 17 и зацеплены между собой через промежуточную шестерню. 1 ил„1 табл.
1706900
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки передач путем увеличения числа передач.
На чертеже показана кинематическая схема коробки передач.
На концентричных первичных валах 1 и
2 установлены ведомые диски 3 и 4 сцепления, Вал 1 выполнен в виде блока шестерен
5 и 6. На первичном валу 2 жестко установлена шестерня 7 и свободно — шестерня 8, которая посредством элемента 9 управления соединяется с валом 2 и посредством элемента 10 управления — с вторичным валом 11. Ведущие шестерни 5-8 входят в зацепление со свободно установленными на промежуточном валу 12 ведомыми шестернями 13-16 соответственно. Двухпозиционный элемент 17 управления соединяет шестерни 13 и 14 с промежуточным валом
12, Элемент 18 управления соединяет шестерни 14 и 15. Посредством элемента 19 управления шестерня 15 соединяется с валом 12, на котором жестко установлена ведущая шестерня 20 привода вторичного вала 11, ведомая шестерня 21 которого установлена свободно и посредством элемента 22 управления соединена с валом 11, Шестерни 23 и 24 заднего хода установлены на блоке шестерен 5 и 6 первичного вала 1 и элемента 17 управления и зацеплены между собой через промежуточную шестерню .(не показана), Для автоматизации управления вилки элементов 9,10,17,18 и 19 управления снабжаются управляющими гидроцилиндрами (не показаны).
Предлагаемая коробка передач обеспечивает десять передач переднего хода и четыре передачи заднего хода, Порядок включения элементов управления, рабочие кинематические цепи на передачах приведены в таблице, Коробка передач работает следующим образом.
На первой передаче включаются элементы 17 управления (влево), 18 и 22 и диск
3 сцепления. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-15-14-6-513-20-21 с первичного вала 2 на вторичный вал 11.
Переключение на вторую передачу осуществляется переходом с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления. Элементы 17 и 22 управления остаются замкнуты. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 5-13-20-21.
Для переключения на третью передачу в процессе движения на второй включается элемент 19 управления, Переключение на третью передачу осуществляется плавным переходом с диска 4 сцепления на диск 3 сцепления, Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-15-20-21 с первичного вала 2 на вторичный вал 11.
Во время движения на третьей передаче включается элемент 17 управления (вправо), Для переключения на четвертую передачу достаточно плавно переключиться с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления.
Мощность передается по кинематической цепи шестерен 6-14-20-21, При переключении на пятую передачу предварительно во время движения на четвертой включается элемент 9 управления, а затем происходит плавный переход с диска
3 сцепления на диск 4 сцепления, Мощность передается по кинематической цепи шестерен 8-16-20-21, Для переключения на шестую передачу включаются элементы 10 управления (влево), 18 и 19. Переключение осуществляется плавным переходом с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления. Мощность на шестой передаче передается по кинематической цепи шесте ре н 7-15-14-6-5-13-16-8, В дальнейшем переключения с Vl по Х передачу происходят аналогично описаннымвышепереключениямс! поV передачу с той разницей, что вместо элемента 22 управления постоянно замкнут элемент 10 управления и мощность с промежуточного на вторичный вал 11 передается через пару шестерен 16-8, Высшая Х передача является прямой, так как первичный 2 и вторичный 11 валы соединяются непосредственно элементами
9 и 10 управления.
На передачах заднего хода работают пары шестерен 23-24, соединяемые через промежуточную шестерню.
На первой передаче заднего хода включено сцепление 3. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-15-23-2420-21.
Для переключения на вторую передачу заднего хода достаточно плавно переключиться с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления, Мощность передается по кинематической цепи шестерен 23-4-20-21, При переключении на третью передачу заднего хода во время движения на второй передаче заднего хода включаются элементы 18, 17 и 10 управления. Третья передача заднего хода реализуется включением диска 3 сцепления по кинематической цепи шестерен 7-15-23-24-16-8.
1706900
Для переключения на четвергую передачу заднего моста достаточно плавно переключить дйски 3 и 4 сцепления. Мощность при этом передается по кинематической цепи шестерен 23-24-16-8. 5
Обратные переключения осуществляются в обратном порядке.
Формула изобретения
Соосная коробка передач для транспортного средства, содержащая два концент- 10 рично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, вторичный вал, промежуточный вал с шестернями, входящими в зацепление с шестернями первичных и вторичного валов, причем 15 ведомые шестерни промежуточного вала, зацепленные с ведущими шестернями жестко установленного на первом первичном валу блока шестерен, связаны с промежуточным валом посредством двухстороннего 20 элемента управления, ведомая шестерня промежуточного вала, зацепленная с ведущей шестерней, жестко установленной на втором первичном валу. связана посредством элемента управления с промежуточным валом и одной иэ ведомых шестерен привода первого первичного вала. ведущая шестерня привода вторичного вала установлена на промежуточном валу жестко, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических воэможностей путем увеличения числа передач, на промежуточном валу жестко установлена ведомая шестерня привода второго первичного вала, ведущая шестерня которого установлена свободно и посредством элементов управления соединена с вторым первичным и вторичным валами,ведомая шестерня вторичного вала установлена на нем свободно и соединена с ним элементом управления.
Элементы уп- Кинематическая цепь равления
Сцепление
Перелат, число
Передача
Составитель И.Николаева
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Э,Лончакова
Редактор Н.Тупица
Заказ 233 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
11
I I I
IV
VI
Vl l
V l l l
1Х
Х
Зх1
Зх2
Зх3
Зх4
17, 22
19,22
17,22
9,22
18, 17, 10
17,10
19,10
17, 10
9,10
18, 24, 22
18,24, 10
7-1 5-1 4-6-5- 1 3-20-2 1
5-13-20-21
7-15-20-21
6-14-20-21
8-1 6-20-21
7-15-14-6-5-13-16-8
5-13-16-8
7-15-16-8
6-14-16-8
Прямая
7-15-23-24-20-21
23-24-20-21
7-15-23-24-1 6-8
23-24-1 6-8
12,34
9,06
6,90
5,06
4,01
3,07
2,26
1,72
1,26
14,65
10,76
3,66
2.68