Дисковоколодочный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем повышения надежности размыкания, а также обеспечения самозатягивания при реверсе. С обеих сторон тормозного диска расположены тормозные колодки (К) с резьбовыми стержнями. Обоймы связаны с приводом . Механизмы свободного хода связаны с К и ограничивают их вращение в противоположных направлениях. Резьбовые стержни К сопряжены с резьбами обойм, причем К связаны с обоймами упругими элементами кручения. Как вариант, резьбовые стержни К выполнены с одинаковым направлением резьб. При торможении К увлекаются во вращение, выкручиваются по резьбе и осуществляют самозатягивание . В момент размыкания тормоза упругие элементы кручения препятствуют выкручиванию К по инерции. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>э F 16 О 55/02, 55/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4

О

0д (Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4643003/27(22) 30.12.88 (46) 23.01.92. БюлЛ№3 (71) Кутаисский политехнический институт им.Н.И.Мусхелишвили (72) М.Г.Чиковани, А,Ж.Хуциберидзе, Г,Ц.Чоговадзе, T.Ã.×èêîâàíè и Д.В.Какабадзе (53) 62-592.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1333910, кл. F 16 D 55/02, 1984. (54) ДИСКОВОКОЛОДОЧНЫЙ ТОРМ03 (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах. Цель изобретения— повышение эксплуатационных качеств путем повышения надежности размыкания, а

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах.

Известен дисковоколодочный тормоз, содержащий диск. основание, шарнирно закрепленные на нем два нажимных рычага, одни концы которых связаны с приводом, а на других свободных концах по обе стороны от диска установлены с возможностью вращения тормозные колодки.

Недостатком известного тормоза является наличиедополнительного привода к колодкам, позволяющий регулировать тормозной момент. Кроме того, такой тормоз не позволяет автоматически компенсировать износ и получить эффект самоусиления, Иэ известных тормозов наиболее елиэким по технической сущности является дис Ы, 1707345 А1 также обеспечения самозатягивания при реверсе. С обеих сторон тормозного диска расположены тормозные колодки (К) с резь-ббвыми стержнями. Обоймы связаны с приводом, Механизмы свободного хода связаны с К и ограничивают их вращение в противоположных направлениях. Резьбовые стержни К сопряжены с резьбами обойм, причем К связаны с обоймами упругими элементами кручения, Как вариант, реэьбовые стержни К выполнены с одинако- вым направлением резьб, При торможении

К увлекаются во вращение, выкручиваются по резьбе и осуществляют самоэатягивание. В момент размыкания тормоза упругие элементы кручения препятствуют вы кручи. ванию К по инерции, 1 з.п.ф-лы, 1 ил. ковоколодочный тормоз. содержащий корпус, тормозной диск. расположенные с обеих сторон диска приводные обоймы с наружной и внутренней резьбами, установленные с возможностью углового перемещения, связанный с ними через зубчатые передачи приводной рычаг, тормозные колодки с ограничителем углового перемещения в виде храпового механизма, установленные посредством резьб в при водных обоймах, причем на приводных обоймах выполнены наружные резьбы одинакового направления с внутренними резьбами, Недостатком этого тормоза является невозможность размыкания тормоза после нескольких торможений. Это явление объясняется следующим образом. Величина

1707345 выдвижения колодки за одно торможение складывается иэ величин линейного износа за предыдущее торможение и деформации фрикционного материала под нагрузкой.

При асбофрикционных материалах, имеющих модуль упругости (2,5 — 4,8).10 Mfla, и толщине накладок до 10 мм деформация достигает до 0,1 мм. Примерно через десять торможений величина выдвижения только одной колодки составляет около 1 мм, а величина хода приводной обоймы составляет

0,5 — 1 мм. Кроме того, наличие на обоих приводных обоймах наружных и внутренних реэьб одинакового направления не позволяет обеспечить реверсивное торможение с самоусилением.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств тормоза путем повышения надежности размыкания и обеспечение самозатягивания при реверсе.

Для достижения поставленной цели в дисковоколодочном тормозе,содержащем корпус. тормозной диск. расположенные с обеих сторон диска тормозные колодки с реэьбовыми стержнями, обоймы с внутренними и наружными резьбами, привод, выполненный в виде зубчатых колес, связанных обоймами и установленных в зацеплении с валОм — шестерней, который выполнен с рычагом, связанным с нажимным механизмом. механизмы свободного хода, связанные с тормозными колодками и ограничивающие их вращение в противоположном направлении, при этом обоймы установлены в реэьбовых отверстиях корпуса, направления резьб которых противоположные,реэьбовые стержни тормозных колодок сопряжены с внутренними реэьбами обойм, тормозные колодки связаны с обоймами упругими элементами кручения. Кроме того, для обеспечения самозатягивания при реверсе резьбовые стержни обеих тормозных колодок выполнены с одинаковым направлением резьб.

На чертеже изображен тормоз в разрезе, общий вид.

Дисковоколодочный тормоз состоит из корпуса 1, в котором установлены обоймы 2 и 3, рычаг 4 и нажимной механизм 5. В обоймах 2 и 3 в резьбе установлены тормозные колодки 6 и 7 с фрикционными накладками 8 и 9. Тормозные колодки 6, 7 связаны с приводными обоймами 2, 3 упругими элементами 10 и 11,выполненными в виде пружин кручения. Колодки 6,7 снабжены ограничителями направления угловых перемещений, состоящих из собачек 12, 13 и храповых колес 14, 15. Собачки прижимаются пружинами 16. Обоймы 2 и 3 состоят иэ зубчатых колес 17 и 18, входящих в зацепление с

10 ками 8 и 9 на поверхности трения возникает

15 вращающийся момент, приложенный к ко30

50

40 валом шестерни 19. Тормозной диск 20 установлен на шлицах вала 21.

Тормоз работает следующим образом.

При замыкании тормоза, усилие от нажимного механизма 5 через рычаг 4 поворачивает вал — шестерню 19, зубчатые колеса

14 и 15 и обоймы 2 и 3, В результате обоймы

2 и 3 выдвигаются в сторону диска 20 вместе с тормозными колодками 6 и 7 фрикционные накладки 8 и 9, которые контактируют с диском 20. При этом вследствие разности окружных скоростей на внешних и внутренних радиусах трения между диском 20 и накладлодкам 6 и 7. Сдвиг приводных обойм 2 и 3 в сторону диска 20 возможно при противоположном направлении наружных реэьб приводных обойм, Ограничители направления вращения собачки 12, 13 и храповые колеса 15, 14 расположены таким образом, что после возникновения вращающегося момента возможность углового перемещения относительно обойм получает только одна колодка 6 или

7, при этом она перемещается в сторону диска, дополнительно прижимая его к неподвижной колодке. При вращении диска 20 в противоположном направлении дополнительно выдвигается другая колодка 7 или 6.

Такие перемещения колодок возможны лишь при наличии на обоймах внутренних резьб одинакового направления. Исходя из этого, на одной обойме направления внутренней и наружной резьб взаимно противоположны. В противном случае торможение с самоусилением возможно лишь при одном направлении вращения тормозного диска.

/торможения при реверсивном движении не будет/. Размыкание тормоза осуществляется нажимным механизмом 5.

Использование предлагаемого изобретения позволяет торможение с усилением и автоматическое ко пенсирование износа фрикционных накладок в продолжительном режиме работы при реверсивном движении.

Кроме того. благодаря упругому элементу торможение осуществляется более плавно. а также можно тормозить с одинаковым замедлением в обоих направлениях вращения путем подбора соответствующих шагов резьбовых передач. Это особенно важно для подьемно-транспортных машин, где торможение поднимающегося или опускающегося грузов происходит с различными замедлениями.

Формула изобретения

1. Дисковоколодочный тормоз. сорержащий корпус, тормозной диск, расположенные с обеих сторон тормозного диска тормозные колодки с реэьбовыми стержнями, обоймы с внутренними и наружными

1707345

2 17

12 р

Составитель И,Чикин

ТехРед М.МоРгентал КоРРектоР g Гирняк

Редактор Н.Гунько

Заказ 255 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 резьбами, привод. выполненный в виде зубчатых колес, связанных с обоймами и установленных в зацеплении.с валом-шестерней. который выполнен с рычагом, связанным с нажимным механизмом. механизмы свободного хода, связанные с тормозными колодками и ограничивающие их вращение в противоположных направлениях, при этом обоймы установлены в резьбовых отверстиях корпуса, направления реэьб которых противоположные, реэьбовые стержни тормоэных колодок сопряжены с внутренними реэьбами обойм, отличающийся тем, что. с целью повышения эксплуатационных качеств путем повышения надежности раз5 мыкания, тормозные колодки связаны с обоймами упругими элементами кручения.

2. Тормоз по п,1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения самоэатягивания при реверсе, резьбовые стержни обе10 их тормоэных колодок выполнены с одинаковым направлением реэьб.