Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к промышленным транспортным средствам, например карьерному автосамосвалу с подогревом стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя. Цель изобретения - повышение эффективности путем периодического усиления теплосъема в радиаторе. Система охлаждения двигателя содержит вентилятор с кожухом, связанный с двигателем, и многосекционный газовый эжектор с активными соплами, смесительной камерной и диффузором. Система охлаждения двигателя дополнительно содержит раздаточную камеру с заслонкой, установленную на выпускном патрубке двигателя, и предкамеру с подвижной перегородкой, связанную с кожухом вентилятора, раздаточной камерой и смесительной камерой газового зжектора, который размещен на переднем конце лонжерона транспортного средства под радиатором и вблизи бампера. Кроме того, стенка лонжерона выполнена в виде одной из стенок газового зжектора, а выход диффузора эжектора выполнен с косым срезом. Причем диффузор и бампер расположены в виде колена для отвода отработавших газов. 2 з.п, ф-лы, 3 ил.СОG
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5Ц5 F 01 Р 3/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4773072/06 (22) 25.12.89 .Ф (46) 07.02.92. Бюл. N. 5 (71) Белорусский технологический институт им. С.М.Кирова (72) А.В.Жлобич (53) 621.43-71 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 798335, кл. F 01 Р 3/20, 1981.
Авторское свидетельство СССР
N 714030, кл. F 01 P 3/20, 1980. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ TPAHСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к промышленным транспортным средствам, например карьерному автосамосвалу с подогревом стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя. Цель изобретения — повышение эффективности путем периодического усиИзобретение относится к автомобилестроению, а именно к промышленным трайспортным средствам, например автосамосвалам, имеющим подогрев стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя.
Известны система жидкостного охлаждения двигателя транспортного средства с применением одного или более осевых вентиляторов, эжекционная система охлаждения, у которой весь поток воздуха, охлаждающего радиатор, подсасы вается от-. работавшими газами двигателя, комбинированная эжекционно-вентиляторная система охлаждения двигателя с наличием диамет.. Ж 1710796 А 1 ления теплосъема в радиаторе. Система охлаждения двигателя содержит вентилятор с кожухом, связанный с двигателем, и многосекционный газовый эжектор с активными соплами, смесительной камерой и диффузором. Система охлаждения двигателя дополнительно содержит раздаточную камеру с заслонкой, установленную на выпускном патрубке двигателя, и предкамеру с подвижной перегородкой, связанную с кожухом вентилятора, раздаточной камерой и смесительной камерой газового эжектора, который размещен на переднем конце лонжерона транспортного средства под р здиатором и вблизи бампера. Кроме того, стенка лонжерона выполнена в виде одной из стенок газового эжектора, а выход диффузора эжектора выполнен с косым срезом.
Причем диффузор и бампер расположены в виде колена для отвода отработавших газов.
2 з.п. ф-лы, 3 ил. рального вентилятора, установленного последовательно эжекторному устройству.
Известна также эжекционно-вентиляторная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с диаметральным вентилятором, установленным параллельно эжекторному устройству, предназначенная для закрытых мотоотсеков транспортных средств, Однако недостаток известной системы в том, что она требует дополнительно установки вентилятора с отдельным приводом, работающего в условиях теплового воздействия отработавших газов двигателя.
1710796
20
30
40
50
Цель изобретения — повышение эффективности системы охлаждения двигателя путем периодического усиления теплосъема в радиаторе.
Использование предлагаемой системы охлаждения двигателя транспортного средства позволяет поддерживать нормальное тепловое состояние двигателя в условиях повышенной температуры окружающей среды, включает широкие возможности регулирования и саморегулирования, снижает концентрацию отработавших газов и улучшает обзор в задней части транспортногр средства во время разгрузки платформы.
Для достижения поставленной цели в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащей радиатор, вентилятор с кожухом, установленный перед радиатором и связанный с двигателем, выпускной патрубок которого расположен в стыке с грузовой платформой, включающей лонжероны в бампер, и многосекционный газовый эжектор со смесительной камерой и активными соплами, дополнительно выполнены раздаточная камера с заслонкой, установленная на выпускном патрубке, и предкамера с подвижной перегородкой, связанная с кожухом вентилятора, раздаточной камерой и смесительной камерой газового эжектора, который размещен под радиатором и закреплен на переднем конце лонжерона вблизи бампера.
Также в системе охлаждения двигателя стенка лонжерона выполнена в виде одной из стенок газового эжектора, а выход диффузора эжектора выполнен с косым срезом, при этом диффузор и бампер расположены в виде колена для отвода отработавших газов.
На фиг.1 изображена система охлаждения двигателя, общий вид; на фиг.2 — разрез
А-А на фиг,1; на фиг.3 — схема размещения эжектора в системе с двумя радиаторами.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства (автосамосвала) с подогревом платформы состоит из радиатора 1, обдуваемого вентилятором 2, который снабжен кожухом 3 и получает вращение от вала двигателя 4 Vобразной конструкции с выпускным патрубком 5, Радиатор 1 и двигатель 4 размещены на лонжеронах 6 рамы с закрепленным в передней части бампером 7, Выпускной патрубок 5 снабжен раздаточной камерой 8 с заслонкой 9.
Со стороны лонжеронов 6 ниже радиатора 1 размещен газовый эжектор 10 короб. чатого вида, который содержит активные сопла 11, приемную камеру 12, смесительную камеру 13 и диффузор 14, выполненный с косым срезом на выходе и затененный бампером 7. Приемная камера 12 сообщена с полостью кожуха 3 вентилятора 2 через окно 15 в нижнем углу этого кожуха, причем связь осуществлена с помощью патрубка 16 и предкамеры 17, содержащей подвижную перегородку 18.
Система охлаждения двигателя (фиг.3) может содержать два радиатора 1, например жидкостной для охлаждения двигателя и масляный. Каждый радиатор снабжен осевым вентилятором 2 и эжектором 10, секции которого размещены симметрично на лонжероне 6 и сообщены с полостью кожуха 3 патрубком 16 и предкамерой 17 с установкой двух подвижных перегородок 18.
Система охлаждения двигателя транспортного средства (автосамосвала) работает следующим образом.
При высокой температуре окружающей среды и движении с грузом заслонка 9 раздаточной камеры 8 установлена в положение, при котором подогрев стенок грузовой платформы отключен и отработавшие газы двигателя направляются в газовый эжектор
10, движутся через активные сопла 11, из которых истекают с высокой скоростью.
Движение охлаждающего воздуха через радиатор,1 в основном создается осевым вентилятором 2 и периодически усиливается дополнительными отсосами в газовый эжектор. При открытой перегородке 18 локальный воздушный поток направляется из кожуха 3 через окно 15 в патрубок 16, предкамеру 17, а затем в приемную камеру 12 и смесительную камеру 13. эжектора 10, в которой образуется поток газовоздушной смеси с пониженной температурой и уменьшенной концентрацией токсических компонентов, На выходе из диффузора 14 газовоздушная смесь выбрасывается под бампер 7 и движется в зависимости от направления косого среза диффузора или непосредственно в направлении дорожного полотна, или вдоль бампера 7 в сторону от транспортного средства. Рассеиванию отработавших газов в атмосфере способствует воздушный поток, создаваемый вентилятором 2 и выходящий из подкапотного пространства, Во время подъема и разгрузки платформы заслонка 9 находится в-первоначальном положении, а подвижная перегородка 18 может быть в любом положении, но для эжекции воздуха и снижения токсичности газов предпочтительно ее открытое состояние.
При движении без груза и работе двигателя на частичных характеристиках охлаж. 1710796 дение радиатора 1 создается вентилятором
2, перегородка 18 закрыта, а заслонка 9 занимает преимущественно среднее положение, при котором отработавшие газы направляются одновременно в стенки 5 платформы и эжектор 10, снижая тем самым противодавление на выпуске двигателя 4.
При отрицательной температуре окружающей среды перегородка 18 закрыта и весь поток газов подводится с помощью 10 патрубка 16 на обогрев стенок платформы, однако при подъеме платформы заслонка 9 возвращается в первоначальное положение и направляет отработавшие газы через эжектор 10 в атмосферу.. 15
В условиях, когда заслонка 9 находится в положении, при котором происходит. подогрев стенок платформы; а перегородка 18. открыта, проточная часть зжектора 10 выполняет функции канала, подводящего 20 часть воздуха из атмосферы, минуя радиатор 1, в полость кожуха 3, к вентилятору 2, а затем в подкапотное пространство с целью улучшения его вентиляции и охлаждения, При этом несколько снижается интенсив- 25 ность обдува сердцевины радиатора 1 без . изменения частоты. вращения вентилятора
2 и его суммарной производительности.
Система охлаждения двигателя предпочтительна при использовании радиатора 30 прямоугольной конструкции, имеющего низкую ометаемость вентилятором. Система рекомандуется, в первую очередь, для
V-образного двигателя на карьерном авто35
1 самосвале, работающем в условиях резко континентального климата, а также на авто- тягаче, транспортирующем взрывоопасный груз, размещенный в его задней части.
Формула изобретения
1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая радиатор, вентилятор с кожухом, установленный перед радиатором и связанный с двигателем, выпускной патрубок которого расположен в стыке с грузовой платформой, включающей лонжероны и бампер, и многосекционный газовый эжектор со смесительной камерой и активными соплами, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности путем периодического усиления теплосъема в радиаторе, она дополнительно содержит раздаточную камеру с заслонкой,установленную на выпускном патрубке, и предкамеру.с подвижной перегородкой, связанную с кожухом вентилятора, раздаточной камерой и смесительной камерой газового эжектора, который размещей под радиатором и закреплен на переднем конце лонжерона вблизи бампера.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что стенка лонжерона выполнена в виде одной из стенок газового эжектора.
3. Система по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что выход диффузора эжектора выполнен с. косым срезом, а диффузор и бампер выполнены в виде колена для отвода отработавших газов.
1710796
Фиг.г игЗ
Составитель А.Жлобич
Редактор Н,Тупица Техред М,Моргентал Корректор Т.Палий
Заказ 322 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101